Развитие правоотношений в сфере экономики предопределил целый комплекс изменений во всех сферах управления. От его эффективности, в большинстве своем, зависит итог работы, относящийся к обеспечению финансовой безопасности государства в целом.
Ключевые слова: кризис, финансовая система, финансовая безопасность, финансовый контроль, эффективность финансового контроля, кризис, российский потребитель финансовых услуг, финансовые риски, публичные финансы, экономическая преступность.
The development of legal relations in the economic sphere has predetermined a whole range of changes in all spheres of management. Its effectiveness, for the most part, depends on the outcome of the work related to ensuring the financial security of the state as a whole.
Keywords: crisis, financial system, financial security, financial control, efficiency of financial control, crisis, Russian consumer of financial services, financial risks, public finance, economic crime.
Актуальность исследования сводится к тому, что, рассматривая проблему эффективности финансового контроля, мы не можем не вспомнить, произошедший в 1998 году кризис в финансовой сфере.
Справедливо отметить, что из-за ослабления государственного финансового контроля, вызванного отсутствием четко-выраженной, стабильной системы его осуществления, а также правовой неопределенностью содержания его органов и привел к кризисному развитию общества, а также развалу финансовой системы страны, увеличению экономической преступности, появлению реальных угроз финансовой безопасности РФ.
По мнению Востриковой Л. Г., «финансовый контроль в более узкой призме, особо подчеркивают специфичность и уникальность данной дефиниции, раскрывающиеся как в различных формах и методах осуществления финансового контроля, так и в характере деятельности субъектов, реализующих контрольные функции» [7].
По мнению Н. И. Химичевой, в широком смысле: «финансовый контроль — это контроль за соблюдением законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов» [8].
Итак, отмечается, что актуальным, на сегодня, стоит считать задачу государства по разработке стратегии, а также обеспечения финансовой безопасности, где одну из главных ролей стоит считать решение проблемы финансовой безопасности РФ, что и должен выполнять эффективный и действенный государственный финансовый контроль.
Важно отметить, что проведенные исследования и анализ мнений экспертного сообщества показывали, что российскому потребителю финансовых услуг присущи установки финансового поведения, связанные с возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство (патернализм), а также пассивное отношение к контролю за личными финансами и в этом проявляется бессилие государства в осуществлении государственных функций [1].
Современные публичные финансы как инструмент достижения целей деятельности публично-правовых образований являются центральной категорией, являющейся сферой исследования экономистов и правоведов [2].
Важно отметить, что, на сегодняшний день, в Российской Федерации существует плавное усиление нормативной основы бюджетного контроля, исходя из новых задач и потребностей оптимизации функционирования финансовой системы.
Исходя из вышеизложенного, отмечается, что счетная палата Российской Федерации не только активно применяет международные стандарты в своей деятельности, но и выступает в качестве организатора развития форм и содержания финансового контроля, адекватного потребностям общества.
Обращаясь к основным итогам работы Счетной палаты в 2020 году, отмечается, в прошедшем году более чем на треть, снизилось число выездных проверок Счетной палаты, на которых фиксируется основная масса нарушений.
В связи с этим в 2020 году мы выявили меньше нарушений, чем годом ранее. При этом, напротив, значительно вырос объем средств, возвращенных в бюджет по результатам нашей работы в 2020 году и в предыдущие годы.
Также выросло и число проведенных Счетной палатой экспертиз нормативных правовых актов, количество которых заметно увеличилось вследствие пандемии.
В рамках предварительного аудита Счетная палата подготовила Заключение на законопроект о бюджете на 2021–2023 годы, который запланирован со снижением дефицита с 2,8 трлн до 1,4 трлн рублей [6].
Счетная палата анализирует своевременность и полноту поступления доходов и исполнения расходов федерального бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов, ежеквартально формируя оперативные доклады и аналитические записки.
Для подготовки заключения на исполнение федерального бюджета за 2019 год Счетная палата провела внешнюю проверку всех 95 главных администраторов средств федерального бюджета.
Стоит отметить, что государственный финансовый контроль подразумевает под собой динамичную, объективно обусловленную деятельность специализированных организаций и работающих в них служащих, связанную с выявлением отклонений, фактически установленных показателей использования государственных финансовых ресурсов от установленных для них норм, а также в целях планирования процессов социально-экономического развития [4].
Несомненно, нельзя не отметить того, что актуальной проблемой в организации внешнего государственного финансового контроля становится оценка эффективности использования средств — аудита эффективности.
Однако, нельзя забывать о том, что одним из сложнейших и дискуссионных вопросов квалификации финансовых нарушений является именно неэффективное использование бюджетных средств.
Рассматривая практику сферы контрольно-счетных органов, отмечается, что главными видами неэффективных расходов бюджетных средств являются [5]:
– Трата бюджетных средств сверх необходимого (возможного) на получение требуемого результата;
– Расходование бюджетных средств без достижения требуемого результата;
– Непродуктивное авансирование работ и услуг, что опережает платежи за счет бюджетных средств, в том числе в размерах, превышающих установленные законодательством;
– Отсутствие требований к получателю государственной гарантии возмещения сумм, уплаченных по гарантии;
– Непродуктивное предоставление бюджетного кредита — без достижения результатов и др.
Справедливо отмечается, что, в контексте совершенствования процедур контроля и отчетности требуется решение вопросов, которые, напрямую, имеют отношение к оценке результатов реализации и эффективности государственных программ, что, в свою очередь, требует реформирования методологии оценки эффективности бюджетных расходов, а также реформирования системы бюджетной отчетности, включая создание комплексной методологии проведения текущего и годового мониторинга реализации государственных программ, в том числе:
– выработка алгоритмов оценки эффективности государственных программ при учете запланированного уровня ресурсного обеспечения, а также рисков и социально-экономических факторов;
– анализ методологии оценки результатов применения запланированных мер государственного регулирования в области реализации государственных программ;
– выработку определенных критериев оценки результатов реализации и эффективности государственных программ при учете их отраслевых особенностей;
– разработка процедур корректировки государственных программ;
– корректировку состава документов и материалов, предоставляемых в законодательный (представительный) орган с годовым отчетом об исполнении бюджета, в части включения сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных (муниципальных) программ [3].
Таким образом, подводя итоги рассмотренной теме, стоит отметить, что проблемы финансовой безопасности, на сегодняшний день, становятся на первое место в области финансовой политики государства, а вопросы, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению финансовой безопасности, требуют первоочередного внимания в системе национальной безопасности.
Вне всякого сомнения, стоит акцентировать внимание на вопросы, относящимся к обеспечению безопасности бюджетной системы, что, справедливо, можно объяснить важностью бюджета, который является неким инструментом в сфере государственного управления.
Нельзя не сказать о большой роли контролирующей деятельности государства, однако, стоит отрицать полное вмешательство последнего в финансовую деятельность органов. Именно контроль способствует наилучшей организации финансовой деятельности и предотвращению дальнейших ошибок в данной области.
Итак, видится, что правовые реалии наличествуют об острой необходимости совершенствования и систематизации законодательства в сфере обеспечения финансовой безопасности.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы» // Собрание законодательства РФ. — 2017. — № 40. — Ст. 5894.
- Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: монография / К. Т. Анисина, Б. Г. Бадмаев, И. В. Бит-Шабо и др.; под ред. И. А. Цинделиани. — М.: Проспект, — 2019. — 320 с.
- Андреев С. А. Роль внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в обеспечении эффективности использования бюджетных средств // Финансовое право. — 2017. — № 8. — С. 24–27.
- Балгужинова Д. Б. Правовые основы и проблемы финансового контроля за реализацией государственных программ Российской Федерации // Государственный и муниципальный финансовый контроль. — 2016. — № 3. — С. 22–26.
- Поветкина Н. А. Правовые инструменты противодействия коррупции в сфере публичных финансов // Финансовое право. — 2018. — № 3. — С. 3–8.
- Заключение на проект бюджета–2021. URL: https://ach.gov.ru/audit/proekt-2021 (дата обращения: 13.12.2021).
- Вострикова Л. Г. Финансовое право: учебник для вузов.– М.: Юстицинформ, 2007.– С.62-87
- Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРАМ, 2012.– С. 129-130.