В статье рассмотрены понятия «продуктивная деятельность», «познавательная активность», раскрываются психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Ключевые слова: дошкольники, познавательная активность, продуктивная деятельность, психолого-педагогические условия.
Согласно положению Федерального государственного стандарта дошкольного образования, формирование познавательной активности представляет собой актуальную проблему в дошкольной педагогике. Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника.
Познавательная активность — это действие эмоционально-оценочного отношения ребенка дошкольного возраста к процессу и результату познания, которое проявляется в его желании познать новое, преодолении различных трудностей на пути к получению знаний, приложении максимальных волевых усилий в ходе познавательной, продуктивной деятельности [6].
Познавательная активность дошкольников развивается в процессе продуктивной деятельности, организованной педагогами дошкольной образовательной организации.
В условиях дошкольного образования продуктивная деятельность ребенка проходит под руководством воспитателя, ее результатом является появление какого-либо продукта детской деятельности.
Продуктивная деятельность создает благоприятные педагогические условия для процесса социализации дошкольников. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игровой имеет решающее значение для развития детской психики.
Продуктивная деятельность дошкольников — вид досуга ребенка, цель которого получить некий набор качеств, правильное направление на пути подготовки к школе [5].
В исследовании А. А. Грибовской отмечается, что в процессе продуктивной деятельности у дошкольника формируются такие важные личностные качества, как: познавательная активность, самостоятельность, инициативность, креативность, являющиеся основными компонентами творческой деятельности [1].
В продуктивной деятельности ребенок учится быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в процессе продумывания содержания деятельности, подбирать материалы, использовать разнообразные средства художественной выразительности [1].
В ходе созидательной продуктивной деятельности дошкольники учатся практическим навыкам, которые позже понадобятся им для самой разнообразной работы: умелость, практичность. Кроме того, в данном виде деятельности дети освобождаются от страхов и перенапряжения.
Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности предполагает создание педагогом соответствующих психолого-педагогических условий.
Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности, следующие:
- Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста при формировании познавательной активности средствами продуктивной деятельности.
Н. В. Попова подчеркивает, что при учете индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста в процессе формировании познавательной активности средствами продуктивной деятельности обеспечивается личностное своеобразие развития детей, возможности максимального развития особенностей ребенка. Без учета индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников любое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, на которое оно рассчитано [3].
Дошкольный возраст — благоприятный возрастной период для развития познавательной активности в продуктивных видах деятельности. Задача педагогов — создать условия для полноценного развития продуктивного вида деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а для этого необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к реализации образовательной области «Познавательное развитие».
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада по познавательному развитию строится на основании нового Федерального государственного образовательного стандарта, основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации и рабочей программы каждой возрастной группы.
Реализация образовательной области «Познавательное развитие» предполагает:
– развитие любознательности и познавательной мотивации;
– формирование познавательной активности, становление сознания;
– активизацию воображения и творческой активности;
– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.
Создание развивающей предметно-развивающей среды должно соответствовать задачам воспитания и развития детей. Насыщенная разнообразными предметами, играми и материалами, она способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность детям испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности [4].
- Проведение непосредственно-образовательной деятельности с использованием продуктивных видов деятельности для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Продуктивные виды деятельности дошкольника в процессе проведения непосредственно-образовательной деятельности (НОД) включают изобразительную и конструктивную.
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении [1].
Изобразительная деятельность на НОД представлена следующими видами — рисованием, лепкой, аппликацией.
Поэтому общие задачи, которые возлагаются на продуктивную деятельность, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
- Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по организации и проведению продуктивных видов деятельности детей предполагает:
– ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого на НОД по познавательному развитию;
– психолого-педагогическое просвещение родителей;
– вовлечение родителей в совместную с детьми продуктивную деятельность [2].
Помимо традиционных форм взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по организации и проведению продуктивных видов деятельности целесообразно использовать инновационные формы и методы работы: «круглый стол» по теме развития познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности, тематические выставки совместного творчества, устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице, семейные проекты, открытые НОД по познавательному развитию для просмотра родителей, ринги детей и родителей, интервью с родителями и детьми на тему развития познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности, родительская гостиная, конкурс семейных талантов и др.
Таким образом, к психолого-педагогическим условиям формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности относятся:
1) учет индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста при формировании познавательной активности средствами продуктивной деятельности;
2) организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к реализации образовательной области «Познавательное развитие»;
3) проведение непосредственно-образовательной деятельности с использованием продуктивных видов деятельности для развития познавательной активности детей дошкольного возраста;
4) взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по организации и проведению продуктивных видов деятельности детей.
Литература:
- Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. — М., 2009. — 247 с.
- Максимова Т. В. Проблемы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников / Т. В. Максимова, Н. А. Старосветская // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 367–370.
- Попова Н. В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Барнаул, 2002. — 22 с.
- Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. — 2010. — № 6. — С.15–23.
- Чайкина Ж. В. Организация детского творчества в системе дополнительного образования: учеб.-мет. пособие. — Н. Новгород, 2009. — 59 с.
- Чуприкова Н. И. Познавательная активность и память. — М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2010. — 46 c.