На данный момент в России игорный бизнес недостаточно развит, соответственно существует и проблемы его регулирования. Регулируется данная деятельность Федеральным законом N 244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Налоговым кодексом, согласно которому игорный бизнес — это предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр [1]. Проблема связана с тем, что достаточно тяжело контролировать доходы, поступающая в игровую индустрию, особенно это касается казино и букмекерские компании. Поэтому актуальностью нашей статьи и является изучение проблемы правового регулирования данной области и какие плюсы можно получить от игорного бизнеса.
Стоит отметить, что данный налог является региональным и уплачивается в бюджет субъекта, на котором он введён, тем самым в федеральный бюджет средства не поступают. И за 2018 год доход бюджета от рынка игровой индустрии составил 1,6 млрд. рублей [2]. Налогоплательщиками налога на игорный бизнес (далее в настоящей главе — налог) признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса [1]. Также стоит отметить, что игровые зоны разрешены не на всей территории Российской Федерации и на территории России работает четыре игорные зоны — «Янтарная», «Приморье», «Красная Поляна» и «Сибирская монета» (Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область) [3]. Если бы подобного рода занятия были разрешены по всей территории Российской Федерации и доход от налогов поступал бы в бюджет государства, то это было бы куда выгоднее. Но меры, принимаемые государством, приводят к тому, что организаторы игр начинают уходить в подполье и создавать нелегальный бизнес, где доход в разы превышает доходы от легализованных зон. Немаловажно и то, что в связи с пандемией за последние время всё больше людей начинают увлекаться играми на интернет-платформе, но согласно статье 5 Федерльного закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Деятельность по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи запрещена, за исключением случаев приема интерактивных ставок и выплаты по ним выигрышей организаторами азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах [3]. Из этого следует, что данная деятельность может приносить немалый доход, но как сделать, чтобы это развивалось в пользу государства, а не в пользу крупного бизнеса. Для этого необходимо принимать меры по улучшению данной сферы. В России игорный бизнес жёстко контролируется, из-за этого он практически не развивается. Хотя нет точно ответа почему ведётся такой контроль и ущемление подобной сферы. Ведь если учитывать практику других государств, то игорный бизнес приносит большой доход в бюджет государства. И как мы видим, несмотря на принимаемые меры по регулированию в этой области, всё равно продолжается нелегальная деятельность.
Примером того, что игорная деятельность всё чаще принимает нелегальный оборот, может быть случай в Москве. Так, оперативники пресекли работу 15 игровых клубов, которые работали преимущественно под вывесками букмекерских контор. О том, что еще одна секретная площадка располагалась в здании посольства, рассказал один из задержанных. Всего в рамках уголовного дела задержано свыше 100 человек, которых подозревают в причастности к организации сети, сама организация называлась «СЕВЕР». Финансовый оборот сети нелегальных казино исчислялся сотнями миллионов рублей ежемесячно [4]. Это доказывает нам тот факт, что прибыль от данной деятельности исчисляется миллионами, налог с которой мог бы идти в бюджет государства и распределяться на более значимые сферы жизни.
Как показывает судебная практика, то обвинение по статье 171.2 Уголовного кодекса РФ чаще всего носит удовлетворительный характер. То есть, это показывает, что суд также выступает на стороне государства и всячески пресекает попытки ввести легально этот бизнес. Так, например, суд Кировского районного города Санкт-Петербурга постановил: ходатайство следователя-криминалиста следственного отдела по Кировскому району Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Санкт-Петербург — удовлетворить. И назначить штраф для лиц, заранее объединившиеся для совершения систематического извлечения дохода от незаконной игорной деятельности, действуя группой лиц по предварительному сговору, находясь в заранее приисканном и оборудованном игровым оборудованием, в нежилом помещении [5].
Это свидетельствует о том, что, несмотря на запреты, игорный бизнес в России все равно существует. Следовательно, регулирование данной деятельности находится на низком уровне. Поэтому, нужно сделать более доступным данный вид деятельности и не создавать жёсткие рамки. Проблема заключается и в том, что легализовать подобный бизнес очень сложно и чаще всего на это не дают разрешения. Всё ссылается на то, что игорный бизнес будет носить отрицательный характер, как для населения, так и для государства, потому что население будет злоупотреблять данным «развлечением», а организаторы данной сферы будут недобросовестно уплачивать налоги. Так, чтобы население не злоупотребляло азартными играми, по предложению активиста Дмитрия Давыдова можно создать специальные центры поддержки, которые бы вели постоянный контроль, помогали гражданам и разъясняли принципы «ответственной игры». Также, благодаря предлагаемой реформе, создадутся новые рабочие места в благотворительных организациях и частных компаниях [6]. Возможно, в данном случаем и решались бы проблемы безработицы.
Подводя итоги, можно сказать, что игорный бизнес в России ещё не до оценён. Отрицательный настрой правительства может привести к потере бюджетных средств. Таким образом, необходимо учитывать практику зарубежных государств и создать наиболее гибкий подход к проблеме решения игорного бизнеса, что могло бы стать положительным как для государства, так и для предпринимателей данной деятельности. Ведь как показывает практика, принятие жёстких мер только усугубляет ситуацию.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. N 32.
- Почему российские игорные зоны так и не заработали за 10 лет [Электронный ресурс] // https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/01/14/791383-igornie-zoni (Дата обращения 13.12.2021).
- Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 N 244-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета. N 297.31.12.2006.
- Пароль «Север» [Электронный ресурс] // https://iz.ru/ (Дата обращения 13.12.2021).
- Судебная практика [Электронный ресурс] // https://sud-praktika.ru/precedent/551600.html (Дата обращения 13.12.2021).
- 20 идей по развитию России: без зависимых от азартных игр [Электронный ресурс] // https://lenta.ru/articles/2021/11/16/antigamlng/ (Дата обращения 13.12.2021).