В данной статье представлен краткий обзор экспериментального исследования на тему «Влияние просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость студентов-психологов».
В современном мире в учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов предъявляются определенные требования: знания и навыки в области психологии, также владеть различными методиками диагностики на определенные психологические феномены, умение правильно интерпретировать результаты диагностики и составлять планы коррекции, если они необходимы, умение составлять и проводить тренинги, направленные на развитие, поддержание и коррекцию определенных особенностей личности. Также студентам-психологам необходимо овладеть профессионально-важными качествами для успешной профессиональной деятельности психолога.
Одним из профессионально-важных качеств психолога является стрессоустойчивость. Данное эмоционально-волевое качество необходимо психологу, так как работа происходит в сфере «человек-человек». Эта сфера одна из стрессовых, так как работа напрямую связана с эмоциональным напряжением.
В учебно-профессиональной деятельности студентам-психологам необходимо развить такое качество как стрессоустойчивость, так как их деятельность связана с множеством стресс-факторов. Основные стресс-факторы, с которыми сталкиваются студенты-психологи в своей учебно-профессиональной деятельности: большое количество новой информации, связанной с психологическими особенностями людей; изучение множества ученых-психологов и их различных исследований; изучение разнообразия методик исследования и учитывание их валидности при проведении собственных психологических исследований; написание научно-исследовательских работ; также подготовка к сессиям и написанию диплома. Все это оказывает негативное влияние на учебно-профессиональную деятельность студентов-психологов.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что просмотр телепередачи «Игра» не повышает показатели стрессоустойчивости у студентов-психологов
Задачи исследования:
- Провести психологический анализ учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов.
- Рассмотреть понятие «стрессоустойчивость» как психологический феномен.
- Проанализировать в научной литературе разработанность проблемы влияния просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость студентов-психологов.
- Описать этапы, обосновать выборку, подобрать методы и методики исследования.
- Разработать психологический эксперимент по исследованию влияния просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость студентов-психологов
- Провести входную диагностику стрессоустойчивости у студентов-психологов в экспериментальной и контрольной группах.
- Провести выходную диагностику стрессоустойчивости после просмотра развлекательно-юмористической передачи «Игра» у студентов-психологов в контрольной и экспериментальной группах.
- Выявить влияние просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость студентов-психологов.
Методы: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных (оценка достоверности отличий по критерию Стьюдента), эксперимент.
Методики:
– Методика диагностики стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге [3]
– Диагностика состояния стресса (А. О. Прохоров) [2]
– Методика «Шкала психологического стресса PSM-25» в адаптации Н. Е. Водопьяновой [1]
– Экспериментальная методика по исследованию влияния просмотра телепередачи «Игра» на стрессоустойчивость студентов-психологов
Выборка: 40 студентов-психологов, из которых 30 студентов в контрольной группе, 10 студентов в экспериментальной группе.
Основные результаты экспериментального исследования:
Для выявления влияния просмотра телепередачи «Игра» нами был составлен квазиэкспериментальный план исследования для двух неэквивалентных групп с тестированием до и после воздействия, согласно которому расчет оценки достоверности различий при помощи t-критерия Стьюдента осуществлялся по дельта-показателям входной и выходной диагностики контрольной и экспериментальной групп. Данные расчеты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Эффективность влияния просмотра «Игра» на показатель сопротивляемость стрессу (СС), показатель уровня регуляции в стрессе (УРС), показатель уровня стресса (УС)
Авторы методик |
Холмс и Раге |
А. О. Прохоров |
Н. Е. Водопьянова |
Холмс и Раге |
А. О. Прохоров |
Н. Е. Водопьянова |
||||
Экспериментальная группа |
||||||||||
СС до |
УРС до |
УС до |
Эксперимент |
СС после |
УРС после |
УС после |
∆СС |
∆УРС |
∆УС |
|
Ср. арифм. |
292,7 |
3,60 |
80,60 |
292,70 |
3,20 |
74,10 |
0 |
-0,40 |
-6,50 |
|
Ср. кв.откл. |
200,89 |
1,07 |
30,35 |
200,89 |
1,14 |
29,88 |
0 |
0,84 |
5,89 |
|
Контрольная группа |
||||||||||
СС до |
УРС до |
УС до |
Эксперимент |
СС после |
УРС после |
УС после |
∆СС |
∆УРС |
∆УС |
|
Ср. арифм |
10,79,13 |
3,63 |
82,33 |
1080,93 |
3,73 |
77,03 |
1,70 |
0 |
-5 |
|
Ср. кв. откл. |
319,41 |
1,77 |
31,74 |
319,28 |
1,72 |
31,53 |
8,09 |
1,06 |
18,72 |
|
t-критерий Стьюдента |
1,15 |
1,52 |
0,30 |
|||||||
р — уровень значимости |
– |
– |
– |
|||||||
Согласно таблице 1, можно сделать вывод, что не было выявлено значимых различий между дельта-значениями сопротивлением стрессу, уровнем регуляции в стрессе и уровнем стресса при помощи t-критерия Стьюдента (tэмп = 1,15, tэмп = 1,52 и tэмп = 0,30). Стрессоустойчивость является трудноизменяемой личностной особенностью и сам просмотр телепередачи «Игра» и получение положительных от него эмоций не способен повлиять на стрессоустойчивость участников эксперимента.
Таким образом, наша гипотеза о том, что просмотр телепередачи «Игра» не повышает показатели стрессоустойчивости у студентов-психологов подтвердилась. Это обусловлено тем, что респондентам был предоставлен просмотр только 1 выпуска телепередачи и для того, чтобы повысить стрессоустойчивость студентов-психологов необходимо проводить коррекционную работу и обучать методам саморегуляции.
Литература:
- Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 336с. — ISBN 978–5–388–00542–7. — Текст: непосредственный
- Прохоров, А. О. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / А. О. Прохоров. — Санкт-Петербург: Речь, 2004. — 480 с. — ISBN 5–9268–0288–1. — Текст: непосредственный.
- Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика / Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М. — 2011. — 667 с. — ISBN 978–5–94648–092–5. — Текст: непосредственный.