Создание цифровых активов в музеях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 18.12.2021

Статья просмотрена: 579 раз

Библиографическое описание:

Власова, О. В. Создание цифровых активов в музеях / О. В. Власова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87022/ (дата обращения: 23.12.2024).



В статье рассматривается аспект создания цифровых активов в музеях с целью сохранения и использования всего информационно-культурного контента, а также автоматизирования всех направлений работы в деятельности музея и возможностью интеграции с другими информационными системами в условиях цифровизации социокультурного пространства российского общества.

Ключевые слова: цифровизация культуры, цифровой архив, «Эйдотека»

Цифровые технологии активно преобразуют всю систему общественного устройства, и сфера культуры исключением тому не является. Цифровизация активно внедряется в культурное пространство, меняя не только формат приобщения к культурным ценностям, но и позволяя приобрести совершенно новый опыт взаимодействия с культурным контентом.

Обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям — важная политическая задача, решение которой должно обеспечить передачу новому поколению всего многообразия российской культуры.

В настоящее время необходимы комплексные исследования цифровизации социокультурного пространства российского общества в целом и разработка алгоритмов доступа к информационным ресурсам разных групп потребителей этих ресурсов.

В перечне основных задач федерального проекта «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры» утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Культура» от 21 декабря 2018 г. — обеспечить широкое внедрение цифровых технологий в культурное пространство страны (создание системы мониторинга востребованных информационных ресурсов, организация онлайн-трансляций мероприятий, размещаемых на портале «Культура. РФ», создание мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным проектам, пополнение книжными памятниками фонда оцифрованных изданий Национальной электронной библиотеки, распространение контента в сети «Интернет»).

Под термином «цифровизация сферы культуры», понимается инструментальное использование технических возможностей для создания новой культурной среды и формирования новых возможностей для изучения и приобщения к культурным ценностям.

Основные направления цифровизации в сфере культуры

  1. Изучение культурных ценностей.
  2. Создание культурных благ.
  3. Распространение и потребление культурных ценностей.
  4. Организационно-экономические аспекты деятельности организаций культуры.
  5. Информационные системы государственного учёта объектов культуры и культурных ценностей.

В настоящее время вокруг музейных предметов, библиотечных и архивных фондов образуется большое количество сопроводительного материала-видеозаписи лекций, макеты печатных изданий, репортажные съемки выставок, аудиогиды, реставрационные изображения объектов и зданий, а также появляется большое количество мультимедийных выставок, в связи с чем встает вопрос о сохранении цифрового культурного наследия. Все это относится к деятельности музея, информация подлежит сохранению.

Используя возможности современных средств коммуникации и новейших компьютерных технологий, создание цифровых активов музея поможет:

1) автоматизировать функции научно-фондовой работы (то есть управлять фондами: регистрировать прием, выдачу, экспонирование и движение объектов хранения; каталогизировать фонды музейной коллекции и управлять каталогами; осуществлять поиск и выборку данных по различным атрибутам объектов хранения; создавать электронные копии и печатать данные о музейных предметах в различном виде (карточки, каталоги, списки); генерировать электронные каталоги; проводить электронные инвентаризации; создавать многоуровневые системы каталогизации электронных и реальных ресурсов музея с возможностью заказов продукции по сети Интернет (Интернет-магазин);

2) автоматизировать экспозиционно-просветительскую деятельность: создавать и формировать медиа-экспозиции на портале музея и предоставлять данные для общего пользования в сети Интернет; создавать интерактивную базу данных музейной коллекции с медиа-наполнением; создавать и поддерживать электронную библиотеку музейно-педагогических разработок и распространять инновационный опыт в сфере музейной педагогики в сети Интернет; создавать электронные «экскурсии» и иметь возможность просматривать их на Интернетпортале музея; демонстрировать фильмы, лекционные медиа-курсы;

3) автоматизировать архивную деятельность музея: создавать фонды, описи, папки, документы; использовать систему поиска информации по всем атрибутам карточки документа; создавать и хранить медиа-образы;

4) создать возможность интеграции с другими информационными системами (государственными сайтами и информационными ресурсами государственных органов; ресурсами предприятий культуры по сходной тематике).

Важнейшей задачей цифрового актива является интеграция в «цифру» всех направлений работы музея.

Основные функции электронного депозитария управляемое накопление и создание цифровых массивов информации (ЦМИ).

Что с ними делать? Есть два варианта:

— загружать их в единую универсальную систему, где находятся библиотечные, архивные фонды, дорабатывая ее под расширяющийся «поток» данных;

— устанавливать для таких данных системы для управления цифровыми активами и медиаконтентом.

Цифровой актив — система, предназначенная для хранения информации о музейных экспонатах (с грифом «вечно»), включающая учет коллекций, хранение медиафайлов и медиаискусства.

Примером цифрового актива можно назвать «Эйдотеку РОСФОТО» — уникальную систему хранения цифровых музейных объектов и другого мультимедийного контента, разработанную сотрудниками РОСФОТО.

Предназначена для создания централизованного архива цифровых мультимедийных проектов, организации каталогизации и доступа к этим объектам.

Система обеспечивает долговременное хранение, готовое к миграциям данных и созданию страховых копий.

Преимущества этого проекта:

— во много раз повышается доступность электронных версий музейной работы для научной работы, задач идентификации и учета;

— за счет удобства системы описания увеличивается информационная ценность коллекции музея;

— возможность совместной работы внутри системы понижает количество ошибок и упрощает взаимодействие хранителей, выставочного отдела и других сотрудников музея при работе с коллекциями.

Современный веб-интерфейс:

— независимость от платформ и операционных систем;

— минимальные требования к компьютерам-клиентам;

— использование веб-технологий последних поколений позволяет обеспечивать функциональность на уровне системного обеспечения;

— доступ к архиву с мобильных устройств;

— возможность удобной работы с изображениями больших разрешений;

— возможность сравнения, визуального анализа нескольких изображений высокого разрешения.

Архитектура проекта

— серверное мультиплатформенное приложение с открытым кодом;

— широкий выбор аппаратно-программных комплексов для хранения, репликации музейных объектов и их описания, а также для работы приложения;

— клиенты на основе веб-интерфейса.

Безопасность

— возможность полностью автономной работы внутри интранета;

— хэш-идентификация идентичности объектов хранения;

— гранулированный доступ к коллекциям, объектам и файлам различных разрешений;

— интегрированная система запросов на работу с объектами;

— возможность настройки ролей пользователей;

— интеграция с существующими система идентификации пользователей;

— протоколирование всех действий пользователей;

— постоянное резервное копирование с возможностью откатки.

На программу получено свидетельство о государственной регистрации программы на ЭВМ № 2016612712.

Во много раз повышается доступность электронных версий музея.

Примером успешного внедрения и использования цифровых технологий в жизнь музея является ГМИИ им.А. С. Пушкина. Система «Эйдотека» предназначена для создания централизованного архива цифровых мультимедийных объектов организации, каталогизации и доступа к этим объектам. Использование централизованной базы данных в системе «Эйдотека» позволяет музею управлять медиахранилищем. Система содержит типологию по направлениям: виды искусства (видео, инсталляции, цифровое искусство, перфоманс), фотографии интерьеров (залы музея, фото с реставраций объектов музея), музейные предметы (фото картин и предметов с выставок), архив полиграфических изданий и т. д. Каждое направление включает разновидности, например, видео (ТВ-арт, экспериментальный фильм, конференция); описательную часть (текстовую и техническую (аналоговое видео, цифровое видео, кинопленка, компьютерная анимация, и т. д.), комплект медиафайлов, фото, видео. На каждый файл заводится карточка, в которой содержится информация учетно-фондовой базы (инвентарный номер, номер в госкаталоге, а также раздел топография, в котором есть ссылка на медиахранилище (url-код).

В цифровом активе «Эйдотека» содержатся коллекции, т. е. единицы хранения (множества файлов), которые могут быть представлены в виде тизеров, стоп-кадров, видео, мастер-файл (с ограничениями на доступ), документы, копии техрайдеров, фото, панорамные съемки с выставок, аудиогиды и тифлокомментарии к выставкам и т. д.

Таким образом, проблема организации сбора цифровых данных в учреждении — центральная во всей системе их хранения и использования. Создание цифровой системы «Эйдотека» позволяет наладить систематический сбор постоянно пополняющихся данных, хранить цифровые виды творчества, выстроить инфраструктуру, структурировать их, контролировать их, отслеживать устаревание форматов хранения информации, использовать медиаданные для организации виртуальных выставок, возможностью создавать виртуальные туры на сайте музея, делает доступным получение информации для людей с физическими ограничениями или отсутствием возможности посетить музей в конкретный момент. Использование цифровых технологий в музейной сфере позволяет взглянуть на музейные предметы с разных сторон, сохранить оцифрованные данные на более длительное время, возможность обмениваться информацией с разными социальными институтами и самое главное иметь базу цифрового актива для хранения и репрезентации цифрового искусства в качестве новой, основанной на иных принципах работы с информацией, в отличие от музейной работы с материальным объектом. Это особенно актуально и необходимо в контексте стремительного развития и повсеместного распространения медиакультуры и цифровых технологий в современном мире.

Литература:

  1. Паспорт федерального проекта «Цифровизация услуг и формирование пространства в сфере культуры» http://www.mineco04.ru
  2. Статья Новик Т. В., Пилявский В. П. Концепция создания комплексной автоматизированной информационной системы «Электронный музей». Вестник Национальной академии туризма. 2014. № 3 (31). С.17–19.
  3. Основные направления цифровизации в сфере культуры: зарубежный опыт и российские реалии / В. Ю. Музычук — доктор экономических наук, заместитель директора ФГБУН Институт экономики РАН. «Вестник Института экономики Российской академии наук», 5/2020.
  4. Шаповалова Г. П. «Цифровая культура» в концепции глобального информационного общества: теоретико-правовой анализ // Вестник ВГУЭС, 2017.
  5. Хранение цифровых изображений. РОСФОТО, 2015. [Электронный ресурс] https://rosphoto.org/wp-content/uploads/2020/10/Hranenie-cifrovyh-izobrazhenii-2015.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): цифровой актив, система, возможность, возможность интеграции, деятельность музея, музейная работа, российское общество, социокультурное пространство, сфера культуры, цифровое искусство.


Ключевые слова

цифровизация культуры, цифровой архив, «Эйдотека»

Похожие статьи

Апгрейд информационных компетенций педагогов

В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельнос...

«Цифра» и организация образовательного процесса: перспективы и проблемы

В статье рассматриваются вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в процесс организации и осуществления общего образования, а также проблемы, препятствующие эффективной организации образовательного процесса н...

Интернет-коммуникации в современном музейном деле на примере Государственной Третьяковской галереи

В данной статье речь идет об особенностях интернет-коммуникаций в современном музейном деле. Автор анализирует возможности применения современных технологий в целом и интернет-коммуникаций в частности в музейном деле на современном этапе его развития...

Цифровая трансформация компаний как фактор ускоренного развития

В современных условиях трансформации экономики и общества цифровые технологии становятся фактором ускоренного развития. В этой связи исследование возможностей внедрения цифровых продуктов в целостность бизнес-процессов современной компании является а...

Анализ современных тенденций цифровой трансформации промышленности

В статье анализируются стратегии и инициативы ведущих стран в области развития цифрового производства и конвергенции информационных и промышленных технологий. Выявляются основные технологические тренды в сфере цифровой трансформации промышленности. П...

Формирование массивов социокультурной информации в процессе мониторинга интернет-ресурсов

В статье раскрываются основные подходы к процессу формирования массивов социокультурной информации с развитием технологий мониторинга информации в сети Интернет в результате «цифровой революции» начала XXI века.

Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий

Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...

Технологии визуализации и презентации мультимедийного контента в условиях выставочной деятельности в культуре

Продвижение объектов культурного наследия является сложной задачей, решение которой должно включать комбинации нескольких методов маркетинга, включающих информирование потребителей об объектах и его параметрах на выставочных мероприятиях и изменение ...

Процесс интеграции бизнес-стратегии в структуру цифрового маркетинга

В статье описывается процесс интеграции современной бизнес-стратегии компании в структуру цифрового маркетинга — единого информационного поля, эффективность освоения которого равна эффективности бизнеса в целом.

Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики

Статья посвящена исследованию особенностей трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики. Детальное внимание уделено предпосылкам и целям внедрения новых образовательных моделей. Также рассмотрены инструменты и методы...

Похожие статьи

Апгрейд информационных компетенций педагогов

В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельнос...

«Цифра» и организация образовательного процесса: перспективы и проблемы

В статье рассматриваются вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в процесс организации и осуществления общего образования, а также проблемы, препятствующие эффективной организации образовательного процесса н...

Интернет-коммуникации в современном музейном деле на примере Государственной Третьяковской галереи

В данной статье речь идет об особенностях интернет-коммуникаций в современном музейном деле. Автор анализирует возможности применения современных технологий в целом и интернет-коммуникаций в частности в музейном деле на современном этапе его развития...

Цифровая трансформация компаний как фактор ускоренного развития

В современных условиях трансформации экономики и общества цифровые технологии становятся фактором ускоренного развития. В этой связи исследование возможностей внедрения цифровых продуктов в целостность бизнес-процессов современной компании является а...

Анализ современных тенденций цифровой трансформации промышленности

В статье анализируются стратегии и инициативы ведущих стран в области развития цифрового производства и конвергенции информационных и промышленных технологий. Выявляются основные технологические тренды в сфере цифровой трансформации промышленности. П...

Формирование массивов социокультурной информации в процессе мониторинга интернет-ресурсов

В статье раскрываются основные подходы к процессу формирования массивов социокультурной информации с развитием технологий мониторинга информации в сети Интернет в результате «цифровой революции» начала XXI века.

Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий

Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...

Технологии визуализации и презентации мультимедийного контента в условиях выставочной деятельности в культуре

Продвижение объектов культурного наследия является сложной задачей, решение которой должно включать комбинации нескольких методов маркетинга, включающих информирование потребителей об объектах и его параметрах на выставочных мероприятиях и изменение ...

Процесс интеграции бизнес-стратегии в структуру цифрового маркетинга

В статье описывается процесс интеграции современной бизнес-стратегии компании в структуру цифрового маркетинга — единого информационного поля, эффективность освоения которого равна эффективности бизнеса в целом.

Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики

Статья посвящена исследованию особенностей трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики. Детальное внимание уделено предпосылкам и целям внедрения новых образовательных моделей. Также рассмотрены инструменты и методы...

Задать вопрос