В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.
Ключевые слова: чувашская национальная одежда, национальный костюм народов Поволжья, Чувашия, вид книжки-раскладушки, задача, раздел, ребенок.
Данная работа знакомит с использованием такой формы организации образовательной деятельности как тематическая папка — лэпбук.
Наш лэпбук используется с целью ознакомления дошкольников с культурой и традициями чувашского народа, создания условий для воспитания патриотизма, чувства гордости за свой народ, толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.
На лицевой стороне лэпбука «Край чувашский — край родной» размещены изображения флага и герба Чувашской Республики. (рис. 1)
Рис. 1
Лэпбук «Край чувашский — край родной» состоит из разных тематических разделов — кармашков.
В разделе «Чувашский орнамент» представлены основные символы орнамента чувашской вышивки. Задачи: ознакомление детей с основными символами чувашского орнамента, их толкованием, развитие математических способностей посредством игры «Сложи узор из геометрических фигур». (рис. 2)
Рис. 2
В разделе «Национальная одежда» собраны фотографии основных элементов чувашской национальной одежды. Задачи: познакомить детей с элементами чувашской национальной одежды, развитие и обогащение речи (масмак, сурпан, тухья, хушпу). (рис.3)
Рис. 3
В разделе «Мы ими гордимся» решаются такие задачи, как закрепление и расширение знаний детей о людях, прославивших Чувашию; развитие познавательного интереса к истории родного края. (рис. 4)
Рис. 4
В разделе «Национальные праздники» собраны фотографии, дающие представление о национальных праздниках. Задачи: ознакомление детей с чувашскими национальными праздниками, формирование представлений о традициях их празднования. (рис. 5)
Рис. 5
В виде книжки-раскладушки размещена информация с интересными фактами о Чувашии. (рис. 6)
Рис. 6
Также в виде книжки-раскладушки собраны картинки с изображением людей в национальных костюмах народов Поволжья. Они используются и как образцы для раскрасок. Задачи: ознакомление детей с национальными костюмами народов Поволжья; развитие умения различать народный костюм, выделяя характерные элементы. (рис. 7)
Рис. 7
В перспективе материал лэпбука может заменяться, добавляться, интегрироваться. Он прост в изготовлении, не требует больших материальных затрат, а сам процесс изготовления очень занятен и интересен. Карточки заламинированы для прочности, имеют небольшой формат, дети могут подержать их в руках, внимательно их рассматривать и передавать друг другу.
Подача материала в форме такой тематической папки помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. Ребенок в любое время может рассматривать лэпбук, вспоминая и повторяя тему. Он очень удобен для занятий с детьми в подгруппах, так как дает возможность одновременно занять несколько детей. Для ребенка лэпбук — это игрушка, в которой собрано много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов (дидактических игр, раскрасок, картинок, фотографий).