Внедрение ФГОС в практику дошкольного образования предполагает использование в работе воспитателя новых технологий, одна из них «лего-технология» . « LEGO » в переводе с латыни означает «Я учусь» или «Я складываю» .
Актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
— они являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
— позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
— формируют познавательную активность, способствуют воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;
— объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
В нашем детском саду LEGO-конструкторы активно используются воспитанниками в игровой деятельности.
Использование Лего-конструкторов помогает реализовать образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В дошкольных группах детского сада создана развивающая предметно-пространственная среда — LEGO-центры. Они оснащены различными наборами Лего.
Базовый набор для детей 5–7 лет (ролевая игра, в которую включаются элементы конструирования):
— «Лото с животными». DUPLO;
— «Городские жители». DUPLO;
— «Общественный и муниципальный транспорт». DUPLO
— «Большая ферма». DUPLO
— Café +Базовый набор.
— «Городская жизнь». LEGO.
Базовый набор для детей 5–7 лет (конструирование как деятельность, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования)
— «Кирпичики». Lego для творческих занятий;
— «Гигантский набор». DUPLO.
LEGO-конструирование в нашем детском саду начинается с трехлетнего возраста: детям младших групп предложен конструктор LEGO DUPLO.
Малыши знакомятся с основными деталями конструктора, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
Воспитатели организовывают «сюжетное» конструирование, основанное на разыгрывании с помощью воспитателя близких детям сюжетов.
В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте ребята учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.
В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.
В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO-конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям.
Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.
Активно взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, дети овладевают способностью договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
В результате ребёнок получает возможность адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты.
Воспитатели ДОУ обучают детей лего-конструированию и роботехнике в 3 этапа:
а) создают условия для широкого самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом;
б) предоставляют детям возможность решать задачи, направленные на развитие воображения и на формирование обобщенных способов конструирования;
в) организовывают самостоятельное детское конструирования по замыслу.
Проведение работы осуществляется по алгоритму:
- Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.
- Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.
- Сборка частей модели.
- Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.
- Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции).
Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью.
Воспитанники групп создают различные постройки: транспорт, городских жителей, животных и т. п. На занятиях по речевому развитию, в совместной с воспитателем деятельности в режимных моментах, самостоятельной деятельности в Лего-центрах дети придумывают различные истории.
Созданные LEGO-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO-элементы в дидактических играх и упражнениях, ознакомлении с окружающим миром.
Лего-конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат. Лего побуждает работать в равной степени и голову, и руки. Лего — это всегда новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию.
Детей, увлекающихся лего-конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.
В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.
Я считаю, что игры с Лего-конструктором развивают:
— образное мышление (мышление, которое отвечает за создание определенного образа представления ребенка воплощая этот образ в действительности, ребенок реализует задуманное);
— пространственное мышление (ребёнок на практике познает различные пространственные соотношения элементов: правее — левее, выше — ниже; учится понимать соответствие деталей: если один предмет выше, а другой оказывается ниже);
— мелкую моторику, глазомер (развивает мелкие мышцы руки, учится соизмерять мышечные усилия, тренирует глаз);
— фантазию и воображение (придумывает, изобретает, создает, воплощает, преобразует и т. д);
— способность к конструированию (ребенок не только осознает расположение деталей, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект).
Все эти данные подтверждают актуальность использования лего-конструирования и робототехники в ДОУ, как средства всестороннего развития детей.
Дети — маленькие фантазеры. LEGO-конструирование дает им возможность развиваться, чувствовать себя волшебниками, воплощать свои идеи. Наша задача — создать все условия для данного вида деятельности и стать помощниками в освоении новых навыков в конструировании.