Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!
М. Львовский
Формирование учителя, его профессиональных знаний и умений, черт личности происходит не только во время изучения специальных дисциплин и дисциплин психолого-педагогического цикла. Особорую роль в этом процессе играет педагогическая практика. Она является важной составляющей образовательного процесса в колледже. Именно в этой деятельности у студентов-практикантов формируется целостное представление о профессиональной педагогической деятельности, направленной на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых.
Студенты ОГАПОУ «Валуйский колледж», обучаясь по специальности «Преподавание в начальных классах», с первого года обучения проходят педагогическую практику на базах МОУ «СОШ № 1» и МОУ «СОШ № 2 с УИОП» г. Валуйки. Такая деятельность направлена на формирование положительного отношения к профессии учителя начальной школы, приобретение и совершенствование практически значимых умений и навыков в проведении учебно-воспитательной и внеклассной работы, развитие у будущих учителей профессиональных качеств и психологических свойств личности. Методисты колледжа и учителя начальных классов образовательных учреждений совместно оказывают помощь студентам-практикантам при подготовке к проведению внеклассных занятий и уроков.
Педагогическая практика, во-первых, дает понять, насколько студент на самом деле заинтересован в выбранной специальности. Во-вторых, это реальная среда, позволяющая практиканту выявить свои сильные и слабые стороны. Они могут быть связаны с недостаточно прочными теоретическими знаниями, с отсутствием необходимых черт характера, с неуверенностью, страхами… Но чем раньше пробелы будут обнаружены и устранены, тем проще будет в будущем. В-третьих, после окончания учебы придется искать работу и студенты — не самая популярная категория потенциальных сотрудников. Основной аргумент работодателей — недостаток опыта. Однако этот недостаток компенсируется рекомендациями на тех студентов, которые хорошо проявили себя на практике, показали желание работать и развиваться.
Ежегодно в наших классах проходят практику студенты Валуйского колледжа. Перед первым их занятием или уроком говорим, что «не стоит волноваться. Дети — это лучшие слушатели. Но, если их не заинтересовать, то они могут и не слышать, о чем вы рассказываете. Все зависит, как вы подготовитесь морально к этому испытанию». От того, как состоится первая встреча практикантов с учениками, зависит их дальнейшая педагогическая или, к сожалению, непедагогическая деятельность.
Во время практики пробных уроков и занятий мы, учителя начальных классов, организуем работу по наблюдению и анализу учебно-воспитательного процесса в начальных классах, изучению методов, приемов и средств проведения уроков, внеклассных занятий по предмету, а также способов руководства познавательной деятельностью младших школьников с учетом индивидуальных особенностей. Совместно с методистами ОГАПОУ «Валуйский колледж» проводим консультации, наблюдаем за проведением пробных уроков, анализируем их, отмечаем положительные стороны, а также рекомендуем обратить внимание на некоторые моменты урока.
Во время государственной (преддипломной) практики знакомим студентов-практикантов с режимом работы школы, расписанием учебных занятий, календарно-тематическим планирование по каждому предмету, с учебно-методическим комплектом, по которому обучается класс, материальной базой кабинета, документацией, учебными программами, тематическими и поурочными планами, с особенностями ведения электронного журнала, проверкой тетрадей. Напоминаем об учете возрастных и индивидуальных особенностей детей, специфике познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, учете мотивации, особенностях педагогического общения и микроклимата на уроках и др. Обращаем внимание на организацию проведения внеурочной деятельности и внеклассной работы.
Студенты под нашим руководством разрабатывают не только технологические карты уроков, но и разнообразные воспитательные мероприятия, вызывающие интерес у школьников, способствующие их всестороннему развитию, имеющие значительную воспитательную ценность.
Хотелось бы отметить, что практиканты активно используют информационно-коммуникационные технологии, также инновационные формы и методы работы с классным коллективом, включающие проектную деятельность, ролевые и деловые игры, коллективные творческие дела.
Помимо тематических классных часов студентами также проводятся воспитательные мероприятия в форме викторин по различным областям знаний, игр-путешествий, интерактивных игр, тренингов, квестов.
Подготовка и проведение таких мероприятий, как «Брейн-ринг», «Живопись и графика», «Артисты и поклонники», «Живи ярко, живи спортом!», «Олимпийский экспресс» и т. д. способствовали интеллектуальному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся начальных классов.
Педагогическая практика помогает мотивированным студентам настроиться на участие в конкурсах профессионального мастерства. Так, студенты Валуйского колледжа ежегодно принимают участие в региональном чемпионате worldskills (движение «Молодые профессионалы»). Чемпионат дает возможность расти развиваться не только в пределах колледжа, но и в пределах региона. Подготовка будущих специалистов к эффективной трудовой деятельности — это одна из основных задач конкурса, которая помогает будущим специалистам развить способность к быстрой адаптации на рабочем месте, овладеть общими и профессиональными компетенциями, а также выработать устойчивую мотивацию к успешной профессиональной деятельности. Выступление студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж» на соревнованиях такого уровня, несомненно, станет хорошей путевкой в их профессиональную жизнь.
Таким образом, педагогическая практика в школе — это трудный период, но именно она способствует формированию у студентов профессиональной индивидуальности, педагогического творчества, настойчивости в достижении целей и совершенствовании знаний и умений, необходимых для работы в образовательном учреждении.
Литература:
- Барбина Е. С. Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки будущих учителей. Научно-методическое пособие. — Херсон, 2001. — 70 с.
- Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. — М.: «Эгвес», 2000. — 272 с.
- Родичев Н. Как сотрудничество школы и колледжа влияет на профессиональный и жизненный выбор. Интернет-ресурс: https://turk-seriali.tv/6068-cherno-belaja-ljubov-vse-serii-tureckij-serial-na-russkom-jazyke/smotret/episode2/31.html
- Тесля Е. Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей // Педагогика. — № 7. — 2000. — С. 75–79.