В статье рассматриваются семантика и особенности функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока, анализируется частота их употребления в произведениях поэта.
Ключевые слова: Александр Блок, вводные конструкции, семантика.
Александр Блок — одна из ключевых фигур в литературе Серебряного века. В своем творчестве он смог соединить русскую классику и новое искусство, которое активно внедрялось в общественную и поэтическую жизнь того времени. Происхождение Блока из интеллигенции привело к тому, что в восприятии поэта понятия «классическая русская культура» и «дом» оказались неразделимы. Сам Блок так писал: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета». [2, с.44] Именно поэтому дальнейшее знакомство поэта с творчеством В. Соловьева, Д. Мережковского, З.Гиппиус окажут на поэта большое влияние и полностью поменяют его мировоззрение. В стихотворениях А. А. Блока нет той легкости, напевности, открытости, которая отличала творчество С. А. Есенина, поэтому его стихотворения порой очень трудны для понимания.
В раннем периоде творчества А. А. Блока, который обозначен как «теза» находят отражения изменения политической и общественной жизни России, которые происходили накануне первой русской революции (1905–1907). Он описывает повседневную жизнь людей, живущих в ту эпоху. Всё это нашло отклик в его следующих книгах — «Нечаянная радость», «Снежная маска» (1907 год), «Земля в снегу» (1908), и «Ночные часы» (1911).
В зрелый период творчества, который обозначен, как «синтеза», на творчестве А. Блока сказываются его путешествия в другие страны. Так, после поездки в Италию выходит цикл «Итальянские стихи». Однако основной темой является тема судьбы России. В этот период писатель пишет цикл «На поле Куликовом», где рассматривается связь современного человека с историческими событиями.
В 1915–1916 гг. творческая деятельность А. А. Блока снижается. Именно в этот период он пишет поэму «Возмездие», которую не завершает. Летом 1916 года его призывают в армию в качестве табельщика одной из строительных дружин, и писатель направляется на фронт, где живёт, по его словам, «бессмысленной жизнью, без всяких мыслей, почти растительной» [3, с.11]. После Февральской революции Блок возвращается в Петербург и работает редактором стенографических отчётов Чрезвычайной следственной комиссии, которая проводила допросы бывших деятелей царского правительства. В это время почти не пишет (хотя и приветствовал падение самодержавия). Лишь после Октябрьской революции он ощущает поэтический взлет, после которого отношение А. А. Блока к революции постепенно меняется. Революция, которую он изначально восхвалял, превратилась не в то, что все ожидали: «не душа Блока изменилась — изменилась душа революции; ни от чего Блок не отрекался, но он задохся, когда исторический воздух, очищенный стихийным взрывом, снова отяжелел и сгустился» [2, с.45].
Конечно, нельзя рассматривать творчество поэта отдельно от его биографии и политической жизни страны, тем более, что его стихотворения являются отражением не только мировоззрения, но и душевных переживаний. В стихотворениях мы видим выражение субъективной модальности через образы, художественные приемы и средства выразительности, а также через синтаксические конструкции, такие как вводные слова и предложения, которых достаточно много (особенно в ранней лирике поэта). Для выявления особенностей функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока, нами были рассмотрены стихотворения из сборников первого периода: «Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме» и «Распутье». [2]
В проанализироанных нами стихотворениях было выявлено 40 примеров использования вводных конструкций. Наиболее частотной является конструкция «может быть» (или инверсия «быть может»), которая использовалась в лирике А. Блока 11 раз, что составляет 27 %. Например, в стихотворении «И поздно, и темно» мы встречаем две формы данной конструкции:
И не видать его — быть может , до могилы,
А может быть, не встретиться вовек
«И поздно, и темно»
Использование указанной вводной конструкции раскрывает предположение лирического героя о тех или иных событиях, при этом показана неуверенность его в том, что данные события действительно произойдут. В выше рассмотренном примере вводная конструкция может быть отражает предположение героя, что он больше никогда не встретит Божий дом.
Степень уверенности отражает и вводное слово казалось (оно встретилось 6 раз, что составляет 15 %) и однокоренное слово кажется (оно встретилось 2 раза, что составляет 5 %). Пример:
Но даже здесь, под игом чуждой воли,
Казалось , тяжки были небеса.
«Жизнь медленная шла»
В данном примере с помощью вводного слова казалось раскрываются чувства лирического героя: предположение героя о тяжести небес (использование метафоры) говорит об эмоциональной тяжести в душе героя.
В своих стихотворениях А. Блок часто обращается к героине, которой данные стихотворения посвящены, что осуществляет также с помощью вводного слова поверь , которое употребляется с целью убедить собеседника в истинности своих слов. Всего указанное слово встретилось 4 раза (10 %), при этом два из них в стихотворении «Вечереющий сумрак»:
Вечереющий сумрак, поверь ,
Мне напомнил неясный ответ.
<…>
В этой выси живу я, поверь,
Смутной памятью сумрачных лет…
«Вечереющий сумрак»
В данном примере лирический герой раскрывает свои чувства и впечатления и стремится передать их героини, которой стихотворение посвящено. В свою очередь, для полного убеждения герой повторяет вводное слово поверь .
4 раза и встретилось вводное слово знаю , которое отражает уверенность героя в раскрываемой информации, при этом наблюдается употребление единичного глагола, и глагола с местоимением ( я знаю ). Пример:
Там, знаю, впереди — морскую зыбь колышет
Дыханье сумрака — и мучает меня .
«За городом в полях весною воздух дышит»
Если ранее вводные конструкции (типа «быть может», «казалось») отражали частичную уверенность героя в чем-либо, то вводное слово знаю раскрывает полную его уверенность.
Частичную уверенность отражает и вводное слово видно, встретившееся в лирике А. Блока 4 раза, что составляет 10 %, при этом два раза указанное слово употребляется в стихотворении «Кто-то шепчет и смеется»:
В чьем-то женственном дыханьи,
Видно , вечно радость мне!
<…>
Ты нездешней, видно, силой
Наделен и окрылен.
«Кто-то шепчет и смеется»
В вышеуказанном примере данное вводное слово позволяет раскрыть частичную уверенность героя в том, что радость приносит ему дыхание возлюбленной и что это также окрыляет и наполняет силой героя.
Предположение помогает отразить вводное слово наверное , которое встретилось также три раза (7 %):
Пусть красный отблеск не замечу
Придет, наверное, она .
«Уходит день»
Также нами встретилось два примера употребления вводной конструкции все равно в значении словосочетания «во всяком случае», которое, в свою очередь, имеет ограничительно-оценочное значение. Всего данных конструкций встретилось 2, что составляет 5 %:
Да и песням знакомым не верю.
Всё равно — мне певца не понять...
«Видно дни золотые пришли»
По одному употреблению замечено вводных слов верю , раскрывающее уверенность в представленной информации, жаль и слава богу , показывающее эмоциональное состояние героя:
Я думал, что умру сегодня к ночи,
Но, слава богу , нет! Я жив и невредим…
«Я думал, что умру сегодня к ночи…»
Также в одном употреблении замечено вводное слово знай , позволяющее обратиться к героине, которой посвящено стихотворение, и обратить ее внимание к сообщению:
Но я, покорствуя заранее,
Знай , сохраню святой завет .
«Я все гадаю над тобою…»
Так, мы рассмотрели вводные конструкции, распределив их по частотности, которые встретились в лирике А. Блока. Теперь необходимо, систематизировав информацию, выявить, какие виды вводных конструкций частотны:
1) выражение неуверенности: 26 раз (65 %), к ним относятся вводные конструкции может быть (быть может), кажется, казалось, видно, наверное ;
2) выражение уверенности: 5 раз (12,5 %), среди них вводные слова верю и знаю ;
3) эмоциональная оценка: 4 раза (10 %), среди них вводные конструкции жаль, все равно и слава богу ;
4) привлечение внимания к сообщению: 5 раз (12,5 %), среди них нужно выделить вводные слова поверь и знай .
Нужно отметить, что данное разделение условно, так как вводные конструкции способны в своей семантике объединять сразу несколько значений. Например, вводное слово поверь не только помогает обратиться к героине, которой посвящено стихотворение, но и позволяет ее убедить в чем-либо:
Не жду я ранних тайн, поверь ,
Они не мне взойдут .
«Молчи, как встарь, скрывая снег»
Аналогичную функцию реализует и слово знай :
Но я, покорствуя заране,
Знай , сохраню святой завет .
«Я все гадаю над тобою…»
В свою очередь, вводные слова типа может быть (быть может), кажется, казалось, видно, наверное, которые относятся к конструкциям, отражающим неуверенность, в лирике А. Блока раскрывают одновременно и сомнение лирического героя, и допущение возможности определенных фактов и явлений:
А у рампы она — смущена
И, наверное , бога зовет!
«Смейся, паяц, но плакать не смей!»
С помощью данного вида конструкций писатель отражает мотив мечты — герой верит и допускает то, что героиня его любит, отсюда такая частотность использования вводной конструкции «может быть»:
Я, случайный, бедный, тленный,
Может быть , любим
«Сны раздумий небывалых»
Но также с помощью них раскрывается мотив грусти и разрушения надежд: с помощью данных конструкций писатель показывает чувства лирического героя:
Но, видно, я тяжелою тоскою
Корабль надежды потопил !
«Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет»
В данном примере мы наблюдаем, как с помощью вводного слова видно раскрывается то, что герой своей тоскою разрушил надежду (при этом показана по большей степени уверенность героя в этом). Так, показаны его сомнения на светлое будущее.
Также с помощью вводных конструкций неуверенности показано ощущение героя от пространства, описание которого раскрывает чувства героя, а именно его одиночество:
И в блеске утренних лучей
Казалось , ночь была немая .
«То отголосок юных дней»
В данном примере с помощью вводного слова казалось раскрывается ощущение, будто ночь была немая, тем самым акцентируется внимание на чувстве одиночества героя в ночи.
Стихотворения, проникнутые оптимизмом, а именно верой в светлое будущее (в ниже следующем примере раскрывается вера в то, что героиня придет к лирическому герою, что принесет ему счастье), содержат вводные конструкции уверенности:
Но верю , ты взойдешь, и вспыхнет сумрак алый,
Смыкая тайный круг, в движеньи запоздалый .
«Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла…»
Мотив надежды раскрывает и вводное слово «знаю» в следующем примере: герой верит, что героиня придет, при этом убеждает в этом и читателя за счет использование вводного слова уверенности:
Завершая дневные дела,
Знаю — вечером снова придешь .
«Днем вершу я дела суеты»
Уверенность, выраженная вводным словом знаю, в будущем, в котором рядом с героем будет возлюбленная, раскрывается и в стихотворении «Ловлю дрожащие, хладеющие руки». При этом вера отражается в далекое будущее (прошли года):
Прошли года, и ты — моя, я знаю,
Ловлю блаженный миг, смотрю в твои черты,
И жаркие слова невнятно повторяю…
«Ловлю дрожащие, хладеющие руки»
Вводные конструкции также помогают передать различный спектр эмоций героя: равнодушие, радость и сожаление. Например, с помощью вводной конструкции «слава богу» раскрывается радость героя, что он выжил после тяжелого дня:
Я думал, что умру сегодня к ночи,
Но, слава богу , нет! Я жив и невредим…
«Я думал, что умру сегодня к ночи…»
В данном примере мы наблюдаем сохранение мотива надежды: герой не ждет смерти, а, напротив, избегает ее, что говорит о его вере в счастливое будущее.
Вводная конструкция «все равно» раскрывает равнодушие героя, что говорит об его душевном опустошении. Например, в следующем примере герой отражает свою равнодушие к прекрасному пению, которое герой не способен понять, что говорит о пустоте в его душе, не умении радоваться, что связано с определенной потерей:
Только я не хочу узнавать.
Да и песням знакомым не верю.
Все равно — мне певца не понять.
От себя ли скрывать роковую потерю?
«Видно, дни золотые пришли»
Таким образом, мы можем сделать вывод, что писателем используются разнообразные вводные конструкции по значению и их функции в рамках лирических произведений А. Блока разнообразны: вводные конструкции неуверенности позволяют отразить одновременную веру и сомнения героя во что-либо; вводные конструкции уверенности помогают выразить надежду героя на будущее; вводные конструкции, выражающие эмоциональное состояние, передают радость, равнодушие и сожаление героя; вводные конструкции привлечения внимания к сообщению позволяют герою обратиться к героине и убедить ее в достоверности представленной информации (например, поверь).
Литература:
- Блок А. Полное собрание сочинений в 20-ти тт. — Том 1. — М.: Наука. 1997. — 642 с.
- Бекетова М. А. Воспоминания об Александре Блоке. — М.: Правда, 1990. — 669 с.
- Долгополов Л. К. А. Блок. Личность и творчество. — Л.: Наука. 1980. — 225 с.