Семантика и особенности функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 20.12.2021

Статья просмотрена: 698 раз

Библиографическое описание:

Холодова, М. Ю. Семантика и особенности функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока / М. Ю. Холодова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 519-522. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87053/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются семантика и особенности функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока, анализируется частота их употребления в произведениях поэта.

Ключевые слова: Александр Блок, вводные конструкции, семантика.

Александр Блок — одна из ключевых фигур в литературе Серебряного века. В своем творчестве он смог соединить русскую классику и новое искусство, которое активно внедрялось в общественную и поэтическую жизнь того времени. Происхождение Блока из интеллигенции привело к тому, что в восприятии поэта понятия «классическая русская культура» и «дом» оказались неразделимы. Сам Блок так писал: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета». [2, с.44] Именно поэтому дальнейшее знакомство поэта с творчеством В. Соловьева, Д. Мережковского, З.Гиппиус окажут на поэта большое влияние и полностью поменяют его мировоззрение. В стихотворениях А. А. Блока нет той легкости, напевности, открытости, которая отличала творчество С. А. Есенина, поэтому его стихотворения порой очень трудны для понимания.

В раннем периоде творчества А. А. Блока, который обозначен как «теза» находят отражения изменения политической и общественной жизни России, которые происходили накануне первой русской революции (1905–1907). Он описывает повседневную жизнь людей, живущих в ту эпоху. Всё это нашло отклик в его следующих книгах — «Нечаянная радость», «Снежная маска» (1907 год), «Земля в снегу» (1908), и «Ночные часы» (1911).

В зрелый период творчества, который обозначен, как «синтеза», на творчестве А. Блока сказываются его путешествия в другие страны. Так, после поездки в Италию выходит цикл «Итальянские стихи». Однако основной темой является тема судьбы России. В этот период писатель пишет цикл «На поле Куликовом», где рассматривается связь современного человека с историческими событиями.

В 1915–1916 гг. творческая деятельность А. А. Блока снижается. Именно в этот период он пишет поэму «Возмездие», которую не завершает. Летом 1916 года его призывают в армию в качестве табельщика одной из строительных дружин, и писатель направляется на фронт, где живёт, по его словам, «бессмысленной жизнью, без всяких мыслей, почти растительной» [3, с.11]. После Февральской революции Блок возвращается в Петербург и работает редактором стенографических отчётов Чрезвычайной следственной комиссии, которая проводила допросы бывших деятелей царского правительства. В это время почти не пишет (хотя и приветствовал падение самодержавия). Лишь после Октябрьской революции он ощущает поэтический взлет, после которого отношение А. А. Блока к революции постепенно меняется. Революция, которую он изначально восхвалял, превратилась не в то, что все ожидали: «не душа Блока изменилась — изменилась душа революции; ни от чего Блок не отрекался, но он задохся, когда исторический воздух, очищенный стихийным взрывом, снова отяжелел и сгустился» [2, с.45].

Конечно, нельзя рассматривать творчество поэта отдельно от его биографии и политической жизни страны, тем более, что его стихотворения являются отражением не только мировоззрения, но и душевных переживаний. В стихотворениях мы видим выражение субъективной модальности через образы, художественные приемы и средства выразительности, а также через синтаксические конструкции, такие как вводные слова и предложения, которых достаточно много (особенно в ранней лирике поэта). Для выявления особенностей функционирования вводных конструкций в лирике А. Блока, нами были рассмотрены стихотворения из сборников первого периода: «Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме» и «Распутье». [2]

В проанализироанных нами стихотворениях было выявлено 40 примеров использования вводных конструкций. Наиболее частотной является конструкция «может быть» (или инверсия «быть может»), которая использовалась в лирике А. Блока 11 раз, что составляет 27 %. Например, в стихотворении «И поздно, и темно» мы встречаем две формы данной конструкции:

И не видать его — быть может , до могилы,

А может быть, не встретиться вовек

«И поздно, и темно»

Использование указанной вводной конструкции раскрывает предположение лирического героя о тех или иных событиях, при этом показана неуверенность его в том, что данные события действительно произойдут. В выше рассмотренном примере вводная конструкция может быть отражает предположение героя, что он больше никогда не встретит Божий дом.

Степень уверенности отражает и вводное слово казалось (оно встретилось 6 раз, что составляет 15 %) и однокоренное слово кажется (оно встретилось 2 раза, что составляет 5 %). Пример:

Но даже здесь, под игом чуждой воли,

Казалось , тяжки были небеса.

«Жизнь медленная шла»

В данном примере с помощью вводного слова казалось раскрываются чувства лирического героя: предположение героя о тяжести небес (использование метафоры) говорит об эмоциональной тяжести в душе героя.

В своих стихотворениях А. Блок часто обращается к героине, которой данные стихотворения посвящены, что осуществляет также с помощью вводного слова поверь , которое употребляется с целью убедить собеседника в истинности своих слов. Всего указанное слово встретилось 4 раза (10 %), при этом два из них в стихотворении «Вечереющий сумрак»:

Вечереющий сумрак, поверь ,

Мне напомнил неясный ответ.

<…>

В этой выси живу я, поверь,

Смутной памятью сумрачных лет…

«Вечереющий сумрак»

В данном примере лирический герой раскрывает свои чувства и впечатления и стремится передать их героини, которой стихотворение посвящено. В свою очередь, для полного убеждения герой повторяет вводное слово поверь .

4 раза и встретилось вводное слово знаю , которое отражает уверенность героя в раскрываемой информации, при этом наблюдается употребление единичного глагола, и глагола с местоимением ( я знаю ). Пример:

Там, знаю, впереди — морскую зыбь колышет

Дыханье сумрака — и мучает меня .

«За городом в полях весною воздух дышит»

Если ранее вводные конструкции (типа «быть может», «казалось») отражали частичную уверенность героя в чем-либо, то вводное слово знаю раскрывает полную его уверенность.

Частичную уверенность отражает и вводное слово видно, встретившееся в лирике А. Блока 4 раза, что составляет 10 %, при этом два раза указанное слово употребляется в стихотворении «Кто-то шепчет и смеется»:

В чьем-то женственном дыханьи,

Видно , вечно радость мне!

<…>

Ты нездешней, видно, силой

Наделен и окрылен.

«Кто-то шепчет и смеется»

В вышеуказанном примере данное вводное слово позволяет раскрыть частичную уверенность героя в том, что радость приносит ему дыхание возлюбленной и что это также окрыляет и наполняет силой героя.

Предположение помогает отразить вводное слово наверное , которое встретилось также три раза (7 %):

Пусть красный отблеск не замечу

Придет, наверное, она .

«Уходит день»

Также нами встретилось два примера употребления вводной конструкции все равно в значении словосочетания «во всяком случае», которое, в свою очередь, имеет ограничительно-оценочное значение. Всего данных конструкций встретилось 2, что составляет 5 %:

Да и песням знакомым не верю.

Всё равно — мне певца не понять...

«Видно дни золотые пришли»

По одному употреблению замечено вводных слов верю , раскрывающее уверенность в представленной информации, жаль и слава богу , показывающее эмоциональное состояние героя:

Я думал, что умру сегодня к ночи,

Но, слава богу , нет! Я жив и невредим…

«Я думал, что умру сегодня к ночи…»

Также в одном употреблении замечено вводное слово знай , позволяющее обратиться к героине, которой посвящено стихотворение, и обратить ее внимание к сообщению:

Но я, покорствуя заранее,

Знай , сохраню святой завет .

«Я все гадаю над тобою…»

Так, мы рассмотрели вводные конструкции, распределив их по частотности, которые встретились в лирике А. Блока. Теперь необходимо, систематизировав информацию, выявить, какие виды вводных конструкций частотны:

1) выражение неуверенности: 26 раз (65 %), к ним относятся вводные конструкции может быть (быть может), кажется, казалось, видно, наверное ;

2) выражение уверенности: 5 раз (12,5 %), среди них вводные слова верю и знаю ;

3) эмоциональная оценка: 4 раза (10 %), среди них вводные конструкции жаль, все равно и слава богу ;

4) привлечение внимания к сообщению: 5 раз (12,5 %), среди них нужно выделить вводные слова поверь и знай .

Нужно отметить, что данное разделение условно, так как вводные конструкции способны в своей семантике объединять сразу несколько значений. Например, вводное слово поверь не только помогает обратиться к героине, которой посвящено стихотворение, но и позволяет ее убедить в чем-либо:

Не жду я ранних тайн, поверь ,

Они не мне взойдут .

«Молчи, как встарь, скрывая снег»

Аналогичную функцию реализует и слово знай :

Но я, покорствуя заране,

Знай , сохраню святой завет .

«Я все гадаю над тобою…»

В свою очередь, вводные слова типа может быть (быть может), кажется, казалось, видно, наверное, которые относятся к конструкциям, отражающим неуверенность, в лирике А. Блока раскрывают одновременно и сомнение лирического героя, и допущение возможности определенных фактов и явлений:

А у рампы она — смущена

И, наверное , бога зовет!

«Смейся, паяц, но плакать не смей!»

С помощью данного вида конструкций писатель отражает мотив мечты — герой верит и допускает то, что героиня его любит, отсюда такая частотность использования вводной конструкции «может быть»:

Я, случайный, бедный, тленный,

Может быть , любим

«Сны раздумий небывалых»

Но также с помощью них раскрывается мотив грусти и разрушения надежд: с помощью данных конструкций писатель показывает чувства лирического героя:

Но, видно, я тяжелою тоскою

Корабль надежды потопил !

«Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет»

В данном примере мы наблюдаем, как с помощью вводного слова видно раскрывается то, что герой своей тоскою разрушил надежду (при этом показана по большей степени уверенность героя в этом). Так, показаны его сомнения на светлое будущее.

Также с помощью вводных конструкций неуверенности показано ощущение героя от пространства, описание которого раскрывает чувства героя, а именно его одиночество:

И в блеске утренних лучей

Казалось , ночь была немая .

«То отголосок юных дней»

В данном примере с помощью вводного слова казалось раскрывается ощущение, будто ночь была немая, тем самым акцентируется внимание на чувстве одиночества героя в ночи.

Стихотворения, проникнутые оптимизмом, а именно верой в светлое будущее (в ниже следующем примере раскрывается вера в то, что героиня придет к лирическому герою, что принесет ему счастье), содержат вводные конструкции уверенности:

Но верю , ты взойдешь, и вспыхнет сумрак алый,

Смыкая тайный круг, в движеньи запоздалый .

«Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла…»

Мотив надежды раскрывает и вводное слово «знаю» в следующем примере: герой верит, что героиня придет, при этом убеждает в этом и читателя за счет использование вводного слова уверенности:

Завершая дневные дела,

Знаю — вечером снова придешь .

«Днем вершу я дела суеты»

Уверенность, выраженная вводным словом знаю, в будущем, в котором рядом с героем будет возлюбленная, раскрывается и в стихотворении «Ловлю дрожащие, хладеющие руки». При этом вера отражается в далекое будущее (прошли года):

Прошли года, и ты — моя, я знаю,

Ловлю блаженный миг, смотрю в твои черты,

И жаркие слова невнятно повторяю…

«Ловлю дрожащие, хладеющие руки»

Вводные конструкции также помогают передать различный спектр эмоций героя: равнодушие, радость и сожаление. Например, с помощью вводной конструкции «слава богу» раскрывается радость героя, что он выжил после тяжелого дня:

Я думал, что умру сегодня к ночи,

Но, слава богу , нет! Я жив и невредим…

«Я думал, что умру сегодня к ночи…»

В данном примере мы наблюдаем сохранение мотива надежды: герой не ждет смерти, а, напротив, избегает ее, что говорит о его вере в счастливое будущее.

Вводная конструкция «все равно» раскрывает равнодушие героя, что говорит об его душевном опустошении. Например, в следующем примере герой отражает свою равнодушие к прекрасному пению, которое герой не способен понять, что говорит о пустоте в его душе, не умении радоваться, что связано с определенной потерей:

Только я не хочу узнавать.

Да и песням знакомым не верю.

Все равно — мне певца не понять.

От себя ли скрывать роковую потерю?

«Видно, дни золотые пришли»

Таким образом, мы можем сделать вывод, что писателем используются разнообразные вводные конструкции по значению и их функции в рамках лирических произведений А. Блока разнообразны: вводные конструкции неуверенности позволяют отразить одновременную веру и сомнения героя во что-либо; вводные конструкции уверенности помогают выразить надежду героя на будущее; вводные конструкции, выражающие эмоциональное состояние, передают радость, равнодушие и сожаление героя; вводные конструкции привлечения внимания к сообщению позволяют герою обратиться к героине и убедить ее в достоверности представленной информации (например, поверь).

Литература:

  1. Блок А. Полное собрание сочинений в 20-ти тт. — Том 1. — М.: Наука. 1997. — 642 с.
  2. Бекетова М. А. Воспоминания об Александре Блоке. — М.: Правда, 1990. — 669 с.
  3. Долгополов Л. К. А. Блок. Личность и творчество. — Л.: Наука. 1980. — 225 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вводное слово, Блок, конструкция, лирический герой, вводная конструкция, стихотворение, герой, раз, помощь, слово.


Ключевые слова

семантика, Александр Блок, вводные конструкции

Похожие статьи

Семантические особенности образа женщины в поэзии Т. Корбьера

Данная статья посвящена изучению лексико-семантических особенностей создания образа женщины в контексте лирики французского поэта Тристана Корбьера с помощью лингвистического анализа, ориентированного на метод семантического поля.

Семантическое поле «бред» в ранней лирике А. А. Ахматовой

В статье рассматриваются состав и структура семантического поля «Бред» в ранней лирике А. А. Ахматовой, определяются особенности функционирования его единиц, часть лексем классифицируется по темам.

Топос уральской поэзии

В работе рассматривается представление категорий пространства в стихотворениях поэтов Урала второй половины ХХ в. и начала XXI в. Систематизируются виды художественного пространства. Проводится анализ стихов с целью определить особенности видения про...

Лексические средства художественной выразительности в прозе С. Н. Есина

В статье автор пытается выявить структурно-семантическое своеобразие лексических языковых средств, присущих художественному творчеству С. Н. Есина.

Восклицательные предложения в детском дискурсе прозы А.П. Гайдара

Статья посвящена проблеме синтаксических средств выражения авторской модальности в художественном тексте. Рассматриваются восклицательные предложения, функционирующие в детской речи прозы А.П. Гайдара.

Способы выражения гендерных отношений в современном русском языке

В статье рассматриваются основные способы выражения гендерных отношений, реализуемые в современной российской прозе (лексический, флективно-словообразовательный, синтаксический, а также их комбинаторика).

Аксиологический потенциал устойчивых сравнений в лирике Н. С. Гумилёва

В статье обращено внимание на функционирование в художественном тексте устойчивых сравнений на примере лирических текстов Н. С. Гумилёва. Определены некоторые особенности авторского перевода иноязычных УС на русский язык.

Сравнительные конструкции в произведениях Ильдара Абузярова

В данной статье сделана попытка изучить особенности использования сравнительных оборотов в творчестве И.Абузярова. Сравнительный оборот рассматривается с разных сторон: лингвистической, исторической. Описывается схема построения сравнительного оборот...

Семантика сравнения в языке поэзии Саши Черного

Данная статья посвящена анализу средств выражения семантики сравнения в языке поэзии Саши Черного. В центре внимания находится элемент синтаксического уровня — сравнительные обороты. Особое внимание уделено образности сравнения и функциям сравнительн...

Интертекстуальные особенности русской лирики (на материале поэзии Ф. Тютчева и А. Пушкина)

В статье анализируется интертекстуальность как литературоведческая категория и пути интертекстуального анализа с точки зрения его применения при анализе лирики русских поэтов XIX века.

Похожие статьи

Семантические особенности образа женщины в поэзии Т. Корбьера

Данная статья посвящена изучению лексико-семантических особенностей создания образа женщины в контексте лирики французского поэта Тристана Корбьера с помощью лингвистического анализа, ориентированного на метод семантического поля.

Семантическое поле «бред» в ранней лирике А. А. Ахматовой

В статье рассматриваются состав и структура семантического поля «Бред» в ранней лирике А. А. Ахматовой, определяются особенности функционирования его единиц, часть лексем классифицируется по темам.

Топос уральской поэзии

В работе рассматривается представление категорий пространства в стихотворениях поэтов Урала второй половины ХХ в. и начала XXI в. Систематизируются виды художественного пространства. Проводится анализ стихов с целью определить особенности видения про...

Лексические средства художественной выразительности в прозе С. Н. Есина

В статье автор пытается выявить структурно-семантическое своеобразие лексических языковых средств, присущих художественному творчеству С. Н. Есина.

Восклицательные предложения в детском дискурсе прозы А.П. Гайдара

Статья посвящена проблеме синтаксических средств выражения авторской модальности в художественном тексте. Рассматриваются восклицательные предложения, функционирующие в детской речи прозы А.П. Гайдара.

Способы выражения гендерных отношений в современном русском языке

В статье рассматриваются основные способы выражения гендерных отношений, реализуемые в современной российской прозе (лексический, флективно-словообразовательный, синтаксический, а также их комбинаторика).

Аксиологический потенциал устойчивых сравнений в лирике Н. С. Гумилёва

В статье обращено внимание на функционирование в художественном тексте устойчивых сравнений на примере лирических текстов Н. С. Гумилёва. Определены некоторые особенности авторского перевода иноязычных УС на русский язык.

Сравнительные конструкции в произведениях Ильдара Абузярова

В данной статье сделана попытка изучить особенности использования сравнительных оборотов в творчестве И.Абузярова. Сравнительный оборот рассматривается с разных сторон: лингвистической, исторической. Описывается схема построения сравнительного оборот...

Семантика сравнения в языке поэзии Саши Черного

Данная статья посвящена анализу средств выражения семантики сравнения в языке поэзии Саши Черного. В центре внимания находится элемент синтаксического уровня — сравнительные обороты. Особое внимание уделено образности сравнения и функциям сравнительн...

Интертекстуальные особенности русской лирики (на материале поэзии Ф. Тютчева и А. Пушкина)

В статье анализируется интертекстуальность как литературоведческая категория и пути интертекстуального анализа с точки зрения его применения при анализе лирики русских поэтов XIX века.

Задать вопрос