В статье автор пытается провести исследование и сделать выводы по поводу связи проявлений учебного стресса и межличностной конфликтности у студентов .
Ключевые слова: учебный стресс, межличностная конфликтность, эмпирическое исследование.
Стресс в учебном процессе тесно связан с состояниями ожидания и прогноза: стресс может сопровождаться и волнением перед экзаменом, контрольной работой или другим видом деятельности, и тревогой перед неопределёнными опасностями, которые могут ожидать студента в случае несоответствия его работы требованиям преподавателя или вуза, и страхом перед конкретными угрозами (отчисление, гнев преподавателя, потеря авторитета в коллективе). Таким образом, стрессовая реакция, по сути, аккумулирует различные виды негативных состояний и приводит к тому, что они развиваются в комплексе. [1]
Учебная деятельность студентов связана с эмоциональными переживаниями, достижением поставленной цели и преодолением трудных ситуаций, особенно в период экзаменов. Именно экзаменационная сессия, по мнению К. В. Судакова, оказывает самое травмирующее воздействие на студентов. Загруженность обучающихся в период сессии, безусловно, особенно велика. Настроение студента, его самочувствие, психика и психоэмоциональное состояние находятся в период экзаменационной сессии под влиянием зачетов и экзаменов. [2]
Многие исследователи обращают внимание на негативные последствия стресса, вызванного учебой или производственной деятельностью, подчеркивая перспективность этого направления как ведущего в аспекте улучшения здоровья населения. Феномены, которые присущи профессиональному стрессу (депрессия, тревога, чувство вины, нерешительность и др.), вполне применимы к стрессу экзаменационному, тем более что учебная деятельность по некоторым параметрам весьма близка к производственной [3].
Личностные предпосылки возникновения и развития конфликтов могут иметь ситуативную или характерологическую основу [4, с. 97–107].
К ситуативным личностным предпосылкам возникновения конфликта относят: неудовлетворенность актуальной потребности; чувство неопределённости, неуверенности; дезориентацию; утомление; неустойчивость настроения; повышенную возбудимость; недостаточную или искаженную информированность; состояние внушаемости. Иными словами, ситуативные (временные) личностные предпосылки могут стать причиной неблагоприятного психического состояния личности человека, стимулирующего конфликтность в ходе межличностных отношений.
Для выявления связи учебного стресса и межличностной конфликтности у студентов было проведено эмпирическое исследование. Цель эмпирического исследования заключалась в проверке гипотезы, состоящей в том, что существует связь учебного стресса и межличностной конфликтности у студентов, а именно:
1) у студентов с высокой конфликтностью и низкой способностью к выстраиванию нормативных межличностных отношений больше проявляется учебный стресс, нежели у студентов с нормативными отношениями и более низким уровнем конфликтности;
2) студенты с деструктивным отвержением и деструктивным слиянием в межличностных отношениях в большей степени склонны к межличностной конфликтности, вследствие неумения выстраивать конструктивное взаимодействие.
В ходе эмпирического исследования решались следующие задачи:
1) подбор комплекса психодиагностических методик, позволяющих изучить особенности межличностной конфликтности студентов и учебного стресса;
2) применение на практике подобранного комплекса психодиагностических методик с целью оценки уровня учебного стресса и уровня межличностной конфликтности;
3) определение связи проявлений учебного стресса и межличностной конфликтности у студентов;
4) формулировка выводов относительно гипотезы исследования;
5) разработка рекомендаций по работе с учебным стрессом у студентов.
Уровень конфликтности студентов мы оценивали с помощью методики В. Ф. Ряховского. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что у респондентов преобладающим является средний уровень конфликтности (44,0 % опрошенных). Эти респонденты в целом способны к конструктивному поведению в конфликте, но не всегда способны к адекватному понимаю предмета конфликта и конфликтной ситуации в целом. Преобладающим эмоциональным фоном в конфликте у этих опрошенных является негативный (обида, ощущение неуважения со стороны других).
Низкий уровень конфликтности выявлен у 22,5 % опрошенных. Эти студенты понимают причины и истинный предмет конфликта, способны на конструктивное разрешение конфликтного противоречия, выбирают оптимальные стратегии поведения в конфликтной ситуации, способны отстаивать свои интересы без ущемления интересов других, контролируют негативные эмоции.
Высокий уровень конфликтности характерен для 33,5 % опрошенных. Эти респонденты воспринимают любую ситуацию противоречия как конфликтную, оценка конфликта носит деструктивный характер, основная стратегия в конфликте — противоборство, соперничество. Эти молодые люди не способны к управлению конфликтом, для них он переходит в принципиальное отстаивание своей позиции любой ценой, в ходе этого зачастую происходит оскорбление и ущемление интересов других.
Выводы по результатам эмпирического исследования:
1) большинство опрошенных обладают средним и высоким уровнем конфликтности;
2) большинство студентов обладают способностью к выстраиванию ненормативных межличностных отношений, что проявляется в деструктивном слиянии и деструктивном отвержении во взаимодействии с другими;
3) студенты с ненормативными отношениями обладают большей конфликтностью, чем студенты со способностью к нормативным, зрелым отношениям;
4) уровень учебного стресса у большинства студентов находится на среднем и высоком уровнях;
5) между уровнем учебного стресса и уровнем конфликтности студентов существует прямая связь: чем выше уровень конфликтности и неспособности к выстраиванию здоровых межличностных отношений, тем выше уровень учебного стресса.
На основе полученных результатов были разработаны рекомендации по повышению конфликтологической компетентности студентов и по снижению учебного стресса.
Литература:
1. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Книга для учителя / М. М. Рыбакова. — М.: «Просвещение», 1991. — 128 с.
2. Сидоренков А. В. Психологические противоречия в малой группе // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 41–50.
3. Шабанова, Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности: учебное пособие / Т. Л. Шабанова. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — 121 c.
4. Леонов Н. И. Конфликтология: Учеб. пособие / Н. И. Леонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 232 с.