Связь проявлений учебного стресса и межличностной конфликтности у студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 18.12.2021

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Слинько, Е. А. Связь проявлений учебного стресса и межличностной конфликтности у студентов / Е. А. Слинько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 473-474. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87057/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор пытается провести исследование и сделать выводы по поводу связи проявлений учебного стресса и межличностной конфликтности у студентов .

Ключевые слова: учебный стресс, межличностная конфликтность, эмпирическое исследование.

Стресс в учебном процессе тесно связан с состояниями ожидания и прогноза: стресс может сопровождаться и волнением перед экзаменом, контрольной работой или другим видом деятельности, и тревогой перед неопределёнными опасностями, которые могут ожидать студента в случае несоответствия его работы требованиям преподавателя или вуза, и страхом перед конкретными угрозами (отчисление, гнев преподавателя, потеря авторитета в коллективе). Таким образом, стрессовая реакция, по сути, аккумулирует различные виды негативных состояний и приводит к тому, что они развиваются в комплексе. [1]

Учебная деятельность студентов связана с эмоциональными переживаниями, достижением поставленной цели и преодолением трудных ситуаций, особенно в период экзаменов. Именно экзаменационная сессия, по мнению К. В. Судакова, оказывает самое травмирующее воздействие на студентов. Загруженность обучающихся в период сессии, безусловно, особенно велика. Настроение студента, его самочувствие, психика и психоэмоциональное состояние находятся в период экзаменационной сессии под влиянием зачетов и экзаменов. [2]

Многие исследователи обращают внимание на негативные последствия стресса, вызванного учебой или производственной деятельностью, подчеркивая перспективность этого направления как ведущего в аспекте улучшения здоровья населения. Феномены, которые присущи профессиональному стрессу (депрессия, тревога, чувство вины, нерешительность и др.), вполне применимы к стрессу экзаменационному, тем более что учебная деятельность по некоторым параметрам весьма близка к производственной [3].

Личностные предпосылки возникновения и развития конфликтов могут иметь ситуативную или характерологическую основу [4, с. 97–107].

К ситуативным личностным предпосылкам возникновения конфликта относят: неудовлетворенность актуальной потребности; чувство неопределённости, неуверенности; дезориентацию; утомление; неустойчивость настроения; повышенную возбудимость; недостаточную или искаженную информированность; состояние внушаемости. Иными словами, ситуативные (временные) личностные предпосылки могут стать причиной неблагоприятного психического состояния личности человека, стимулирующего конфликтность в ходе межличностных отношений.

Для выявления связи учебного стресса и межличностной конфликтности у студентов было проведено эмпирическое исследование. Цель эмпирического исследования заключалась в проверке гипотезы, состоящей в том, что существует связь учебного стресса и межличностной конфликтности у студентов, а именно:

1) у студентов с высокой конфликтностью и низкой способностью к выстраиванию нормативных межличностных отношений больше проявляется учебный стресс, нежели у студентов с нормативными отношениями и более низким уровнем конфликтности;

2) студенты с деструктивным отвержением и деструктивным слиянием в межличностных отношениях в большей степени склонны к межличностной конфликтности, вследствие неумения выстраивать конструктивное взаимодействие.

В ходе эмпирического исследования решались следующие задачи:

1) подбор комплекса психодиагностических методик, позволяющих изучить особенности межличностной конфликтности студентов и учебного стресса;

2) применение на практике подобранного комплекса психодиагностических методик с целью оценки уровня учебного стресса и уровня межличностной конфликтности;

3) определение связи проявлений учебного стресса и межличностной конфликтности у студентов;

4) формулировка выводов относительно гипотезы исследования;

5) разработка рекомендаций по работе с учебным стрессом у студентов.

Уровень конфликтности студентов мы оценивали с помощью методики В. Ф. Ряховского. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что у респондентов преобладающим является средний уровень конфликтности (44,0 % опрошенных). Эти респонденты в целом способны к конструктивному поведению в конфликте, но не всегда способны к адекватному понимаю предмета конфликта и конфликтной ситуации в целом. Преобладающим эмоциональным фоном в конфликте у этих опрошенных является негативный (обида, ощущение неуважения со стороны других).

Низкий уровень конфликтности выявлен у 22,5 % опрошенных. Эти студенты понимают причины и истинный предмет конфликта, способны на конструктивное разрешение конфликтного противоречия, выбирают оптимальные стратегии поведения в конфликтной ситуации, способны отстаивать свои интересы без ущемления интересов других, контролируют негативные эмоции.

Высокий уровень конфликтности характерен для 33,5 % опрошенных. Эти респонденты воспринимают любую ситуацию противоречия как конфликтную, оценка конфликта носит деструктивный характер, основная стратегия в конфликте — противоборство, соперничество. Эти молодые люди не способны к управлению конфликтом, для них он переходит в принципиальное отстаивание своей позиции любой ценой, в ходе этого зачастую происходит оскорбление и ущемление интересов других.

Выводы по результатам эмпирического исследования:

1) большинство опрошенных обладают средним и высоким уровнем конфликтности;

2) большинство студентов обладают способностью к выстраиванию ненормативных межличностных отношений, что проявляется в деструктивном слиянии и деструктивном отвержении во взаимодействии с другими;

3) студенты с ненормативными отношениями обладают большей конфликтностью, чем студенты со способностью к нормативным, зрелым отношениям;

4) уровень учебного стресса у большинства студентов находится на среднем и высоком уровнях;

5) между уровнем учебного стресса и уровнем конфликтности студентов существует прямая связь: чем выше уровень конфликтности и неспособности к выстраиванию здоровых межличностных отношений, тем выше уровень учебного стресса.

На основе полученных результатов были разработаны рекомендации по повышению конфликтологической компетентности студентов и по снижению учебного стресса.

Литература:

1. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Книга для учителя / М. М. Рыбакова. — М.: «Просвещение», 1991. — 128 с.

2. Сидоренков А. В. Психологические противоречия в малой группе // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 41–50.

3. Шабанова, Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности: учебное пособие / Т. Л. Шабанова. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — 121 c.

4. Леонов Н. И. Конфликтология: Учеб. пособие / Н. И. Леонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 232 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный стресс, межличностная конфликтность, студент, уровень конфликтности, отношение, высокий уровень конфликтности, деструктивное отвержение, деструктивное слияние, конфликтная ситуация, экзаменационная сессия.


Ключевые слова

учебный стресс, эмпирическое исследование, межличностная конфликтность

Похожие статьи

Эмпирическое исследование тревожности у студентов педагогического вуза

В статье представлен теоретический обзор по проблеме изучения тревожности и проведено эмпирическое исследование уровня тревожности у студентов педагогического университета.

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Взаимосвязь внутриличностной конфликтности подростков и уровня их агрессивного поведения

В статье рассматривается понятие внутриличностного конфликта, показано, что чем выше уровень внутриличностной конфликтности подростков, тем ярче проявляется у них агрессивное поведение.

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте

В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.

Межличностные отношения в образовательной среде и их взаимосвязь с уровнем безопасности

В статье автор исследует межличностные отношения и их влияние на уровень психологической безопасности образовательной среды вуза.

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Связь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте

В статье автор исследует связь уровня эмпатии личности со стратегиями поведения в конфликте.

Стратегии понимания болезни бакалаврами гуманитарного вуза

Статья посвящена раскрытию стратегии понимания бакалаврами гуманитарного ВУЗа понятий «болезнь». Проведенный в свободной форме письменный опрос показал, что у студентов, характеризующихся невротическим конфликтом, основные суждения о болезни обычно с...

Особенности межличностного общения подростков с компьютерной зависимостью

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Похожие статьи

Эмпирическое исследование тревожности у студентов педагогического вуза

В статье представлен теоретический обзор по проблеме изучения тревожности и проведено эмпирическое исследование уровня тревожности у студентов педагогического университета.

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Взаимосвязь внутриличностной конфликтности подростков и уровня их агрессивного поведения

В статье рассматривается понятие внутриличностного конфликта, показано, что чем выше уровень внутриличностной конфликтности подростков, тем ярче проявляется у них агрессивное поведение.

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте

В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.

Межличностные отношения в образовательной среде и их взаимосвязь с уровнем безопасности

В статье автор исследует межличностные отношения и их влияние на уровень психологической безопасности образовательной среды вуза.

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Связь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте

В статье автор исследует связь уровня эмпатии личности со стратегиями поведения в конфликте.

Стратегии понимания болезни бакалаврами гуманитарного вуза

Статья посвящена раскрытию стратегии понимания бакалаврами гуманитарного ВУЗа понятий «болезнь». Проведенный в свободной форме письменный опрос показал, что у студентов, характеризующихся невротическим конфликтом, основные суждения о болезни обычно с...

Особенности межличностного общения подростков с компьютерной зависимостью

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Задать вопрос