В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использования средств автоматизации на разных этапах передачи знаний в зависимости от целей и задач урока.
Ключевые слова: информационные технологии, информатизация, медиапродукт, обучающие компьютерные программы, активные методы обучения, автоматизация образования.
К средствам информационных технологий относятся все средства деятельности человека, которые он использует для воспроизведения процессов производства и удовлетворения непроизводственных потребностей общества. По-другому, это всевозможные виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации.
Информационные технологии условно можно разделить на три подвида [1]:
1) организационные — оборудования, предназначенные для проектирования;
2) коммуникационные — оборудования, используемые ежедневно: телефоны, планшеты, радио, компьютеры и т. д.;
3) вычислительные — оборудования, предназначенные для автоматизированной обработки данных.
Использование информационных технологий в образовании сегодня необходимо всем без исключения, вовлеченным или просто контактирующим с образовательным процессом. Это касается учеников, их родителей, учителей и всего персонала любого учебного заведения.
Применение информационных технологий в образовательной среде повышает уровень организации образовательного процесса. Следует отметить, что данный вид организации работы имеет ряд преимуществ, таких как [2]:
— способствовать большему удобству и доступности учебного и рабочего процесса, а также его более эффективной организации: электронные материалы онлайн;
— быстрый доступ к образовательной информации;
— дистанционное обучение;
— возможный доступ к электронным базам, содержащим оценки, расписание;
— открытый доступ родителей к оценкам обучающегося и возможность осуществлять регулярный контроль;
— равный доступ всех обучающихся к информации и информационным ресурсам;
— возможность быстро и своевременно оповещать всех учеников и работников образовательных учреждений о важных новостях и чрезвычайных событиях;
— использование экспертных управляющих систем;
— концентрация всей необходимой информации об учреждении в одной базе данных.
В условиях современной школы массовое распространение получили информационные технологии, как в деятельности педагогического коллектива, так и в процессе получения знаний. К педагогам предъявляются высокие профессиональные требования в этой сфере знаний не только в области профессиональных навыков, но и для организации эффективного образовательного процесса [2]. Поэтому современному учителю необходимо постоянно совершенствовать свои знания в области информационных технологий, соответствовать новому уровню получения знаний, а значит очень важно жить «в ногу со временем» и своими «информационно развитыми» учениками.
В современном понимании термин «технология» подразумевает прикладной характер технических и научных знаний в области практических задач, что в современной школе сводиться не просто к передаче знаний в стандартной модели «учитель-ученик», но и использовании вместо учителя — компьютер, для автоматизации процесса обучения, ускорения образовательных действий, например, по проверке усвоения знаний.
В школе процесс информатизации сводится не только к автоматизации учебного процесса, но и позволяет анализировать и обрабатывать полученные данные, передавать их, накапливать и хранить с помощью новейшей компьютерной техники и передовых средств программного обеспечения [3]:
— обучающие компьютерные программы (электронные учебники, системы тестов, лабораторные практикумы и т. п.);
— мультимедийные обучающие комплексы и системы;
— базы данных по областям наук;
— электронные библиотеки;
— телекоммуникационные средства, позволяющие организовывать конференцсвязь, сети связи, сети по обмену данными и пр.;
Современные дети хорошо ориентируются в информационном поле и достаточно быстро усваивают информацию, полученную средствами мультимедийной среды, все это позволило создавать информационные образовательные продукты, которые во многом «упрощают» процесс передачи знаний на расстоянии, например, при сопровождении учеников, занимающихся на дому или дистанционно.
Глобализация современного школьного образования влечет за собой овладение педагогами и обучающимися информационной культурой и развития у учеников компетенций, позволяющих выстраивать образовательную траекторию, которая базируется на индивидуальном подходе, что наиболее ярко проявляется во влечении обучающихся в исследовательскую деятельность и проектную работу.
При эффективном построении процесса обучения с применением современных информационных технологий можно обеспечить гибкость самого процесса, формировать более усиленную мотивацию у обучающихся.
В зависимости от целей и задач урока педагог применяет различные методики и средства мультимедиа, входящие в состав современных информационных технологий для создания высокой продуктивности урока и реализации индивидуального подхода к каждому обучающемуся таким образом, чтобы созданная учителем учебная среда могла использоваться в различных формах обучения, в том числе при дистанционном обучении, когда ученик, используя мультимедийный продукт педагога может самостоятельно с высокой степенью эффективности закрепить изученный материал, а в некоторых случаях, опираясь на информационный инструментарий, и получить новые знания.
Современные информационные технологии могут быть использованы на любом этапе урока, при этом важно помнить о требованиях СанПиН ко времени применения мультимедиа в зависимости от возраста обучающихся и не перегружать урок применением новомодных методов, а разумно чередовать их с традиционными.
Так, например, при изложении нового учебного материала с применением медиапродукта перед обучающимися ставиться необходимая учебная задача или проблемный вопрос, позволяющий обучающемуся самому выделить главное в изучаемой теме, таки образом реализуя элементы проблемного обучения.
Удобно и оправдано применение технических средств и при закреплении учебного материала, а особенно при отработке навыков решения задач или примеров по изучаемому материалу, как по предметам естественнонаучного цикла, так и по предметам гуманитарного направления. Нельзя обойти и процесс предварительного контроль учебного материала, который с высокой степенью эффективности можно провести с помощью технических средств обучения в виде тестов. Кроме того, применение технических средств обучения оправданы в процессе подготовки домашнего задания, как в виде медиапродуктов на специализированных сайтах, так и для самостоятельной работы индивидуально или при выполнении групповых домашних проектов.
Большим подспорьем в работе учителя в процессе применения информационных технологий становиться техническое оснащение и программное обеспечение школ, что мотивирует прогрессивных учителей на широкое использование в работе современной техники. Поэтому главная задача учителя в современном мире заключается в том, чтобы из всего глобального потока информации научить школьника выбирать именно тот, который сейчас необходим для решения учебной задачи, умении «отсеивать ненужное» и определении приоритетов. Только при грамотном сочетании методов и средств обучения современный учитель, обладающий не только квалифицированными знаниями в области своего предмета, владеющий современными информационными технологиями, но и знающий физиологию своих учеников, их психологические особенности сможет эффективно воздействовать на личность обучающегося для успешного усвоения им необходимого объема знаний.
Таким образом, очевидна польза применения информационных технологий, в разумных пределах, как для учителя, так и для обучающегося. Для них современные технологии позволяют выбрать способ и форму обучения (особенно для учеников старших классов), оперативно получить дополнительные сведения об изучаемом материале, для высокомотивированных обучающихся — найти занимательный материал, позволяющий подготовиться к олимпиадам и предметным конкурсам. Кроме того, с помощью современных облачных технологий и социальных сетей можно обмениваться массивами информаций или создавать общие медиапродукты в коллективной деятельности, работая в привычной домашней обстановке или обмениваться данными с обучающимися, живущими в другом городе, но при этом не надо забывать о балансе использования традиционных способов и новейших технологиях, так как «живое общения» в модели «учитель-ученик» исключать нельзя, ведь благодаря эмоциональному воздействию педагога на личность ребенка, особенно в начальной школе, закладываются не только знаниевые навыки, но умение общаться и находить общий язык друг с другом, а также творческое восприятие и способность и желание самостоятельно решать поставленные учебные задачи.
Литература:
- Волосова, А. В. Интегрирование ИКТ в учебный процесс в общеобразовательном учреждении / А. В. Волосова //Педагогические науки: журнал.— 2015. — № 1. — С. 25–29.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации педагог. кадров / Под ред. Е. С. Полат. — 2 — е изд.; стер. — М.: Академия, 2005. — 272 с.
- Булин-Соколова, Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход / Е. Булин-Соколова, канд. пед. наук // Учитель. — 2005. — № 3. — С. 63–66.