В статье автор рассматривает мировую практику проведения государственного финансового контроля в развитых странах мира в сравнении с нормами, принятыми в Российской Федерации, приводится сравнительный анализ ключевых элементов проведения государственного финансового контроля
Ключевые слова: государственный аудит, финансовый контроль, органы контроля, инструменты контроля, цели контроля
Мировая практика государственного аудита складывалась в условиях конкурентной борьбы, сопровождающейся большим количеством разнообразных исследований, публичных обсуждений и дискуссий. В конечном итоге все это привело к формированию прочной международной правовой аудиторской основы, которая получила практическое применение по всему миру, однако система государственного контроля в каждой конкретной стране имеет определенные отличия, связанные с укладом системы власти, контролирующих органов, построением бюджетной системы внутри страны и иными отличительными характеристиками [3, c. 158].
Государственный финансовый контроль во всем мире подразумевает под собой деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по контролю за поступлением и расходованием бюджетных средств, государственной собственности, движением средств между бюджетами, законности предоставления и использования льгот, а также же контроль за иными видами финансовых операций, которые могут быть подвержены финансовым нарушениям и злоупотреблением со стороны органов власти.
Издавна одним из основателей государственного финансового контроля считалась Великобритания, как страна с первыми попытками централизовать и рассчитать бюджет нескольких муниципалитетов.
Основным различием в организации и проведении государственного финансового контроля в странах мира является контролирующий данную деятельность органа власти. Так в США функции высшего органа финансового контроля играет главное контрольно-финансовое управление США. эффективность работы Высшего органа финансового контроля США в 2015 г. составила 49,9 млрд долл., или 87 долл. на 1 долл., потраченный на обеспечение деятельности управления [1, c.226].
Стоит также обратить внимание на разный правовой статус высшего органа государственного финансового аудита, который во всем мире разделён на три условные группы: Коллегиальный орган, присущий Германии, России, Японии, Чехии и Словакии; Орган с юридическими функциями, которыми обладают органы финансового контроля в таких странах как Бельгия, Италия, Франция; орган с иерархической структурой, который функционирует в Польше, Швеции, Великобритании, Дании, Канаде и других странах Европы [2, c. 56].
Еще одним отличием в организации государственного финансового аудита является число используемых инструментов контроля, то есть видового разнообразия проверок, ревизий, осмотров, консультационных визитов, обследований и так далее. Стоит отметить, что лидером по числу инструментов являются Соединенные Штаты Америки, которые в своем арсенале имеют 11 инструментов, которые представлены ревизией, обследованием, проверкой, санкционированием, аудитом, консультационным визитом, информационным обследованием, изучением документального оформления отчётности, анализом данных, экспертизой и контрольными мероприятиями. На данный момент в США представлено наибольшее разнообразие проверок, которые официально фигурируют в нормативно-правовой документации государственных контролирующих органов, что также может стать свидетельствовать о более разработанной нормативно-правовой базе проведения государственного финансового контроля. В табл. 1 представлены основные отличия системы государственного аудита в разных странах мира.
Таблица 1
Сравнительный анализ основных элементом государственного финансового контроля
Показатель |
США |
Германия |
Великобритания |
Франция |
Япония |
Россия |
Главный орган государственного финансового контроля |
Главное контрольно-финансовое управление |
Федеральное управление финансового надзора |
Национальное контрольно-ревизионное управление |
Счетный суд |
Счетная палата |
Счетная палата РФ |
Правовой и организационный статус высшего органа |
Орган и иерархической структурой |
Коллегиальный орган |
Орган и иерархической структурой |
Орган с юридической функцией |
Коллегиальный орган |
|
Цель аудита |
Проверка бухгалтерский отчетов |
Сбор доказательств о правильном использовании и распределении бюджетных средств |
Внешний финансовый контроль достоверности бухгалтерской отчетности |
Определение эффективности использования государственных средств |
||
Число инструментов контроля |
11 |
8 |
4 |
7 |
5 |
4 |
Показатель эффективности аудита |
Соотношение возвращенных средств в суме средств потраченных на 1 обследование |
Объем возращенных средств |
Объем штрафов после проведения государственных финансовых проверок |
Объем возращенных средств |
Совокупный социально-экономический эффект от реализации государственных программ |
|
Таким образом, подводя итоги анализа, можно сказать, что организация и проведение финансового государственного контроля в странах мира отличается не только по числу используемых инструментов, и органам осуществления государственного финансового контроля, но и по целям его проведения и показателям эффективности, что вызвано дифференциация в укладе экономических направлений развития стран, а также сложившемся укладе проведения данного вида контроля.
Литература:
- Кожанова, А. О. Система государственного финансового контроля за рубежом / А. О. Кожанова // Молодой ученый. — 2013.- № 4 (51). — С. 225–227.
- Панкова С. В., Попова Н. И. Международные стандарты аудита: учебник. М.: Магистр, 2013. — 287 c.
- Тютюрюков В. Н. Международные стандарты аудита: учебник. М.: Дашков и Кº, 2013. — 200 c.