Психологический анализ индивидуальных особенностей курсантов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 19.12.2021

Статья просмотрена: 177 раз

Библиографическое описание:

Миненко, Е. Ю. Психологический анализ индивидуальных особенностей курсантов / Е. Ю. Миненко, Н. Ю. Великоборец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 462-463. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87078/ (дата обращения: 16.11.2024).



Сегодня важно выяснить индивидуальные особенности курсантов и сформировать у них устойчивою мотивацию обучения, то есть стойкое стремления к обучению. Авторы предлагают свой взгляд на эту проблему и методику, повышающую мотивацию курсантов к обучению.

Ключевые слова: методика, психологическая составляющая, мотивация, обучение

Организация процесса военного обучения напрямую зависит от личности обучающегося, от его физиологических, психологических, социальных, профессиональных особенностей. Поэтому важно выяснить индивидуальные особенности курсантов и сформировать у них устойчивою мотивацию обучения, то есть стойкое стремления к обучению.

Ведь несмотря на то, что молодые люди добровольно поступают в военные вузы, они зачастую приступают к своему обучению со смешанными чувствами, с одной стороны, надежд и ожиданий, а, с другой, опасений, тревог и даже страхов. Поскольку на них оказывает влияние одновременно действие целого ряда факторов. Во-первых, с поступлением в военный ВУЗ, происходит резкая смена обстановки, условий быта, питания, проведения личного времени и т. д. Во-вторых, обучение осуществляется в условиях военной службы, которая в силу своего назначения не может быть лёгким времяпрепровождением, причём не только на данный конкретный момент, но и на перспективу. В-третьих, многих беспокоят сомнения в своих способностях к обучению, выявляется неграмотность и неумение учиться. Этот процесс сопровождается неизбежным сравнением себя с другими, как правило, не в свою пользу [1].

Все эти сильные стрессовые ситуации и переживания, связанные у курсантов с обучением, препятствуют формированию устойчивой, длительной мотивации.

Автор считает, что выявление психологических особенностей обучающегося крайне важно для организации эффективного обучения. Автором было проведено исследование, основанное на диагностировании черт личности человека, как наиболее важных для успешного выполнения дальнейшей служебной деятельности. Они включают в себя значимые свойства характера человека, его стремление к достижению успехов, способы решения жизненных проблем и объяснения поведения других людей.

Диагностировались 3 и 4 курс филиала Военной академии материально-технического обеспечения (г. Пенза), так как они подходят под категорию взрослых людей. Из анализа видно, что почти у половины курсантов доминирует изменчивое настроение на занятиях. Очевидно, что оно влияет на нестабильность в усвоении материала, его понимании и сохранении. У курсантов не формируется положительного образа преподавателя и знаний, которые он им передает. Это позволяет сделать вывод, о необходимости изменения концептуального подхода к преподаванию дисциплин.

Результаты изучения доминирующих черт характера курсантов показали, что объективность курсантов при восприятии учебного материала свидетельствуют о том, что курсанты способны к трезвому, реалистичному осмыслению полученного материала, что позволяет им получать устойчивые знания по профессии. С применением андрагогического подхода, в части самостоятельной деятельности обучающихся со стороны взрослых обучающихся, подразумевает не проведение самостоятельной работы как вида учебной деятельности, а осуществление обучающимися организации самостоятельного процесса своего обучения. Благодаря этому подходу курсант как взрослого человека имеет возможность неспешного ознакомления с учебными материалами, запоминания терминов, понятий, классификаций, осмысления процессов и технологий их выполнения.

Анализ результатов изучения оптимизма у курсантов показывает, что на 3-м курсе 63 % курсантов достаточно объективны, самокритичны и оптимистичны. К 4 курсу заметна негативная тенденция по данному показателю.

Можно предположить, что на уверенность в себе и на самостоятельность в принятии решений влияет педагогическая ситуация эмоционального и творческого закрепощения, но принцип совместной деятельности, который предусматривает совместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения. Принцип опоры на опыт курсанта, его практические знания, умения, навыки в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний, будет стимулировать творческую работу обучающихся, а с другой стороны, сподвигнет его к индивидуальной работе — написанию работ типа контрольных, рефератов, кейсов (по некоторому заданному шаблону), созданию методических схем и описаний, которые затем могут быть проработаны до стандарта служебно-профессиональной необходимости.

Анализируя силу воли курсантов третьего и четвертого курса, как группу взрослых людей, видно, что преобладают два основных критерия: характер и воля человека считаются достаточно твердыми, а поступки в основном реалистичными и взвешенными. Имеется, правда, опасность увлечения силой воли с целью самолюбования (4 курс).

Если большинство курсантов является достаточно твердыми и поступки их реалистичны взвешены, то используя андрагогический подход курсант создаёт под себя индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности обучающегося. Он как взрослый человек способен воспринять принцип осознанности.

Проведя исследования на независимость курсантов и исходя из полученных данных, большинство курсантов являются чересчур независимыми в своих суждениях и поступках и фактически не считаются с мнением окружающих людей. Для военнослужащих такое поведение является крайне опасным, снижает адекватность ситуаций. Поэтому преподаватель, применяя на практике принципы андраго-педагогического подхода, сможет сформировать необходимую внимательность и уважение к мнению других людей не снижая уровень независимости и самостоятельности суждений.

Так как субъективным контролем называется склонность человека брать на себя и возлагать на других людей ответственность за то, что с ним происходит, то автор решил диагностировать курсантов 3 и курсов (по методике УСК Р. С. Немова). С помощью ее, можно оценить, в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него.

Итак, применение андраго-педагогического подхода в обучении, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, служебной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий). Изучая мотивы поведения курсантов будет работать принцип актуализации результатов обучения, что предполагает применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков, качеств.

Литература:

  1. Немов Р. С. Психология: учебное пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. — М., 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): обучение, курсант, андрый-педагогический подход, большинство курсантов, взрослый человек, индивидуальная особенность курсантов, мотивация обучения, стойкое стремление.


Ключевые слова

мотивация, обучение, методика, психологическая составляющая

Похожие статьи

Изучение формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности

В статье исследуется проблема изучения формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности. Раскрыто определения и сущность психологической готовности. Теоретический анализ позволил провести эмпирическ...

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Профориентационные занятия как фактор повышения психологической готовности к самоопределению старших школьников

В работе описаны результаты исследования по проблеме профориентационных занятий, как фактора повышения психологической готовности.

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Факторы эмоциональной напряжённости студента в учебном процессе

В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.

Роль самостоятельного образования в формировании преподавательской компетентности у студентов

В данной статье автор обсуждает вопросы самостоятельного образования в формировании будущих преподавательской компетентности у студентов.

Похожие статьи

Изучение формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности

В статье исследуется проблема изучения формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности. Раскрыто определения и сущность психологической готовности. Теоретический анализ позволил провести эмпирическ...

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Профориентационные занятия как фактор повышения психологической готовности к самоопределению старших школьников

В работе описаны результаты исследования по проблеме профориентационных занятий, как фактора повышения психологической готовности.

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Факторы эмоциональной напряжённости студента в учебном процессе

В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.

Роль самостоятельного образования в формировании преподавательской компетентности у студентов

В данной статье автор обсуждает вопросы самостоятельного образования в формировании будущих преподавательской компетентности у студентов.

Задать вопрос