Сегодня важно выяснить индивидуальные особенности курсантов и сформировать у них устойчивою мотивацию обучения, то есть стойкое стремления к обучению. Авторы предлагают свой взгляд на эту проблему и методику, повышающую мотивацию курсантов к обучению.
Ключевые слова: методика, психологическая составляющая, мотивация, обучение
Организация процесса военного обучения напрямую зависит от личности обучающегося, от его физиологических, психологических, социальных, профессиональных особенностей. Поэтому важно выяснить индивидуальные особенности курсантов и сформировать у них устойчивою мотивацию обучения, то есть стойкое стремления к обучению.
Ведь несмотря на то, что молодые люди добровольно поступают в военные вузы, они зачастую приступают к своему обучению со смешанными чувствами, с одной стороны, надежд и ожиданий, а, с другой, опасений, тревог и даже страхов. Поскольку на них оказывает влияние одновременно действие целого ряда факторов. Во-первых, с поступлением в военный ВУЗ, происходит резкая смена обстановки, условий быта, питания, проведения личного времени и т. д. Во-вторых, обучение осуществляется в условиях военной службы, которая в силу своего назначения не может быть лёгким времяпрепровождением, причём не только на данный конкретный момент, но и на перспективу. В-третьих, многих беспокоят сомнения в своих способностях к обучению, выявляется неграмотность и неумение учиться. Этот процесс сопровождается неизбежным сравнением себя с другими, как правило, не в свою пользу [1].
Все эти сильные стрессовые ситуации и переживания, связанные у курсантов с обучением, препятствуют формированию устойчивой, длительной мотивации.
Автор считает, что выявление психологических особенностей обучающегося крайне важно для организации эффективного обучения. Автором было проведено исследование, основанное на диагностировании черт личности человека, как наиболее важных для успешного выполнения дальнейшей служебной деятельности. Они включают в себя значимые свойства характера человека, его стремление к достижению успехов, способы решения жизненных проблем и объяснения поведения других людей.
Диагностировались 3 и 4 курс филиала Военной академии материально-технического обеспечения (г. Пенза), так как они подходят под категорию взрослых людей. Из анализа видно, что почти у половины курсантов доминирует изменчивое настроение на занятиях. Очевидно, что оно влияет на нестабильность в усвоении материала, его понимании и сохранении. У курсантов не формируется положительного образа преподавателя и знаний, которые он им передает. Это позволяет сделать вывод, о необходимости изменения концептуального подхода к преподаванию дисциплин.
Результаты изучения доминирующих черт характера курсантов показали, что объективность курсантов при восприятии учебного материала свидетельствуют о том, что курсанты способны к трезвому, реалистичному осмыслению полученного материала, что позволяет им получать устойчивые знания по профессии. С применением андрагогического подхода, в части самостоятельной деятельности обучающихся со стороны взрослых обучающихся, подразумевает не проведение самостоятельной работы как вида учебной деятельности, а осуществление обучающимися организации самостоятельного процесса своего обучения. Благодаря этому подходу курсант как взрослого человека имеет возможность неспешного ознакомления с учебными материалами, запоминания терминов, понятий, классификаций, осмысления процессов и технологий их выполнения.
Анализ результатов изучения оптимизма у курсантов показывает, что на 3-м курсе 63 % курсантов достаточно объективны, самокритичны и оптимистичны. К 4 курсу заметна негативная тенденция по данному показателю.
Можно предположить, что на уверенность в себе и на самостоятельность в принятии решений влияет педагогическая ситуация эмоционального и творческого закрепощения, но принцип совместной деятельности, который предусматривает совместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения. Принцип опоры на опыт курсанта, его практические знания, умения, навыки в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний, будет стимулировать творческую работу обучающихся, а с другой стороны, сподвигнет его к индивидуальной работе — написанию работ типа контрольных, рефератов, кейсов (по некоторому заданному шаблону), созданию методических схем и описаний, которые затем могут быть проработаны до стандарта служебно-профессиональной необходимости.
Анализируя силу воли курсантов третьего и четвертого курса, как группу взрослых людей, видно, что преобладают два основных критерия: характер и воля человека считаются достаточно твердыми, а поступки в основном реалистичными и взвешенными. Имеется, правда, опасность увлечения силой воли с целью самолюбования (4 курс).
Если большинство курсантов является достаточно твердыми и поступки их реалистичны взвешены, то используя андрагогический подход курсант создаёт под себя индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности обучающегося. Он как взрослый человек способен воспринять принцип осознанности.
Проведя исследования на независимость курсантов и исходя из полученных данных, большинство курсантов являются чересчур независимыми в своих суждениях и поступках и фактически не считаются с мнением окружающих людей. Для военнослужащих такое поведение является крайне опасным, снижает адекватность ситуаций. Поэтому преподаватель, применяя на практике принципы андраго-педагогического подхода, сможет сформировать необходимую внимательность и уважение к мнению других людей не снижая уровень независимости и самостоятельности суждений.
Так как субъективным контролем называется склонность человека брать на себя и возлагать на других людей ответственность за то, что с ним происходит, то автор решил диагностировать курсантов 3 и курсов (по методике УСК Р. С. Немова). С помощью ее, можно оценить, в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него.
Итак, применение андраго-педагогического подхода в обучении, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, служебной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий). Изучая мотивы поведения курсантов будет работать принцип актуализации результатов обучения, что предполагает применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков, качеств.
Литература:
- Немов Р. С. Психология: учебное пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. — М., 2003.