В данной статье авторы рассматривают фундаментальное исследование Г. В. Акопова, направленное на двухфакторную модель сознания. Отдельное внимание в работе уделяется социально-коммуникативной парадигме.
Ключевые слова: сознание, социально-коммуникативная парадигма, свобода, общительность, типы сознания, творчество, созидание, контент-анализ
Сознание — одно из основных межнаучных понятий, интерес к которому у исследователей с каждым годом увеличивается. В связи с этим создаются теории, новые методы и методики изучения загадочного феномена. В нашем исследовании мы рассмотрим идею Г. В. Акопова — сознание в социально-коммуникативной парадигме (база «Самарский научном центре психологии сознания» (СНЦПС)).
Ученый пишет о двухфакторной модели сознания, которая не противоречит классической (В. П. Зинченко) и состоит из двух важнейших компонентов сознания:
1) фактор свободы (в присвоении, выборе, открытии, конструировании или созидании личностной самоопределенности.);
2) фактор контакта (общение, «укорененность индивидуального сознания в бытии человека»).
Г. В. Акопов обозначает, что бытийный слой сознания «перекрывается» контактным взаимодействием соответствующих агентов «живого движения» и чувствительной сферы с релевантным окружением. Рефлексивный слой по своей сути (не по составляющей) настолько свободен в проявлениях, что может рассматриваться как эквивалент свободы. [1]
В концепции двухфакторной теории сознания свобода определяется, как фактор развития и проявления сознания в деятельности, познании, общении, в формах выбора (произвольность), творчества и созидания. Контакт по двухфакторное модели сознания проявляется как саногенное общение. Структура общения складывается из коммуникативной установки, общения-контакта, общения-коммуникации, общения-обращения, смыслового общения (раскрытие смысла), метакоммуникации (метаобщения). [2]
Для изучения предложенной нами темы, мы использовали специально разработанные методики в методологическом поле социально-коммуникативной парадигмы психологии, определяющей сознание в качестве основной проблемы и предмета психологической науки и предлагающей двухфакторную теорию сознания:
1) Комплексная психологическая диагностика общения (КПДО) (сост. Г. В. Акопов, Т. В. Семенова);
2) Тест преобладающего типа сознания (ТПТС) (сост. Г. В. Акопов, Т. В. Семенова). [4]
Также нами проводился контент-анализ сочинений на тему «Что такое свобода?», где главными параметрами является наличие слов и конструктов «выбор», «творчество», «внутреннее состояние человека». После сбора эмпирики будет проводиться математический анализ данных, в результате которого возможно определение новой типологии личности.
В данной статье мы предоставляем частичные результаты исследования, которое проводилось в одном их самарских технических колледжей (приняло участие — 78 студентов).
Таблица 1
Результаты ответов студентов в сочинении на тему «Что такое свобода?»
Свобода — это… |
Кол-во чел. |
Процентное соотношение |
выбор |
42 |
54 % |
внутреннее состояние |
6 |
8 % |
творчество |
13 |
16 % |
другое |
17 |
22 % |
Соответственно, в данной части исследования были получены следующие итоги:
— 54 % (42 чел.) студента указали в своих работах связь между свободой и выбором;
— 8 % (6 чел.) — написали, что свобода — это некое внутреннее состояние;
— 16 % (13 чел.) студентов ответили, что свобода существует в творчестве;
— 22 % (17 чел.) — дали другие ответы, отличающиеся от концепции двухфакторной модели сознания.
Таблица 2
Результаты методики «Тест преобладающего типа сознания (ТПТС) (сост. Г. В. Акопов, Т. В. Семенова)»
Тип сознания |
Кол-во чел. |
В процентах |
Созерцательный тип |
37 |
48 % |
Деятельностный тип |
23 |
30 % |
Критический тип |
5 |
6 % |
Неопределенный тип |
12 |
16 % |
По методике были получены следующие результаты:
— созерцательный тип сознания выявился у 48 % (37 чел.) студентов колледжа (созерцательная лень — 4 чел., созерцательный сон — 14 чел., деятельностное созерцание — 20 чел.);
— у 30 % (23 чел.) обучающихся определился деятельностный тип сознания;
— критический тип сознания выявился у 6 % (5 чел.) студентов колледжа;
— 16 % (12 чел.) обучающихся имеют неопределенный тип сознания.
Таблица 3
Результаты методики «Комплексная психологическая диагностика общения (КПДО) (сост. Г. В. Акопов, Т. В. Семенова)» (по критерию общей общительности)
Общительность |
Кол-во чел. |
В процентах |
Высокая общительность |
41 |
52 % |
Средняя общительность |
35 |
45 % |
Низкая общительность |
2 |
3 % |
По методике были получены следующие результаты:
— высокой общительностью обладает 52 % (41 чел.) студентов колледжа;
— средняя общительность выявилась у 45 % (35 чел.) обучающихся;
— низкая общительность определилась у 3 % (2 чел.) студентов колледжа.
Далее нами будет проведен более тщательный анализ представленных данных (в том числе математический, кластерный анализ), на основании которого, возможно, мы сможем предположить о существовании определенной типологии.
Литература:
1. Акопов Г. В., Носачев Г. Н. Психология и психопатология сознания: учебное пособие / Г.В Акопов, Г. Н. Носачев. — Самара: СГСПУ, 2019. — 180 с.
2. Акопов Г. В., Семенова Т. В., Агапов Д. А. Психология сознания: социально-коммуникативная парадигма: Учеб. пособие. Самара, 2014.- 52 с.
3. Акопов Г. В., Семенова Т. В. Созерцание как дополнительная к деятельности категория психологии: Лекция покурсу «Общая психология». Самара, ПГСГА, 2014. — 52 с.
4. Семенова Т. В. Сознание: от концепций к социально-психологической эмпирике / Соавторы: Г. В. Акопов,В. И. Тюрин-Авинский, Л. В. Давыдкина / Под общей редакцией Г. В. Акопова. Самара, ООО «Порто-принт», 2017. — 286 с.