Автор статьи утверждает, что навыки самоконтроля младшего школьника тесно связаны на практике с умением проводить действия самоанализа, самооценки и рефлексии.
Педагог должен стимулировать детей к самоанализу, адекватно оценивать их действия, работы и поступки, систематически привлекать к процессу обучения семью учащегося. Осваиваемый в начальной школе материал должен соответствовать уровню развития школьника, быть доступным для него.
Навыки самоконтроля младших школьников начинают вырабатываться при работе с образцами и шаблонами.
Ключевые слова: самоконтроль младшего школьника, обучение, развитие, рефлексия, самоанализ, шаблон, эталон, образец, навыки, знания.
The author of the article claims that the skills of self-control of a junior schoolboy are closely related in practice to the ability to carry out actions of introspection, self-assessment and reflection.
The teacher should encourage children to introspect, adequately evaluate their actions, works and deeds, systematically involve the student's family in the learning process. The material mastered in primary school should correspond to the level of development of the student, be accessible to him.
The self-control skills of younger schoolchildren begin to be developed when working with samples and templates.
Keywords: self-control of a junior student, learning, development, reflection, introspection, template, standard, sample, skills, knowledge.
Начало обучения в школе — это важный период в жизни школьника. В данный промежуток времени на плечи ученика ложатся много новых обязанностей, связанных с осуществлением учебной деятельности.
Выполнение ряда новых обязанностей требует от младшего школьника осуществления на практике таких действий, которыми он раньше не занимался.
Это прежде всего умение самостоятельно организовать свою работу, регуляция познавательной и учебной деятельности. В начальном звене школы учебная деятельность формируется особенно живо и ярко.
В каждом ребенке выявляются его новые скрытые возможности, что приводит к изменению школьника и его развитию [5, с. 19].
Учебная деятельность будет успешной только в том случае, если ребенок внутренне осознает необходимость получения новых знаний в школе.
Для эффективного освоения программы начальной школы ученик должен показать полноценное функционирование следующих компонентов познания: действие оценки, процесс познания, действия контроля, учебные действия, постановка цели.
Умение оценивать и контролировать результаты процесса познания необходимо для учащегося начальных классов. Через самоконтроль учебно-познавательной деятельности младший школьник учится выявлять свои пробелы в обучении, находить верные способы решения задач обучения, адекватно оценивать себя со стороны.
Понятно, что данные качества не могут быть выработаны у школьника спонтанно и оперативно, часто на практике это требует значительных затрат времени со стороны педагога и самого учащегося.
Самоконтроль при обучении выражается в умении определять ход своих действий, проверять работу, выставлять критерии оценки и др. Здесь значимую роль играют индивидуальные и психолого-физиологические особенности младшего школьника [1, с. 62].
Не на последнем месте стоит семья учащегося, его интеллектуальные способности в целом, школьная атмосфера и др. Самоконтроль школьника выражается через два направления оценки своих действий (Все ли я ответил? Верно ли я ответил?).
В процессе самоконтроля ребенок учится не только выделять недочеты в работе, но и самостоятельно их исправлять на практике, что всегда снижает в будущем риск их нового возникновения.
Во многом процесс самоконтроля сложен для учеников начальной школы в связи с тем, что здесь требуется приложение волевых усилий, внимания, внутренних сил, однако самоконтроль — это то качество, которое нам предъявляется самим обществом.
Без самоконтроля ученик не сможет успешно и результативно осваивать программу школьного обучения, именно самоконтроль помогает ему на практике своевременно определять все отклонения от намеченного плана и оперативно вносить в самостоятельной форме корректировки в работу.
Только при помощи самоконтроля ученик начальной школы может достичь поставленных им изначально целей и задач обучения. Самоконтроль — это всегда сопоставление своих действий с неким эталоном, образцом, правилом поведения.
Для учащихся начальных классов такой эталон дается учителем, педагогом, родителями, окружающими взрослыми, сверстниками и др.
Учитель начальной школы с первых уроков обращает внимание ребенка на воспитание и развитие навыков самооценки в процессе обучения.
Особенно важен самоконтроль на уроке при осуществлении самостоятельной работы учащимся, младший школьник не сможет выполнить проверочную работу, не имея навыков самооценки и самоконтроля.
К самооценке ученик прибегает и при выполнении домашней работы, после школы.
Выделяют две формы самоконтроля младших школьников [2, с. 64]:
– непроизвольная;
– произвольная форма.
Непроизвольная форма самоконтроля связана с тем, что определенные действия ученика доведены до механизма и при необходимости он быстро извлекает нужные сведения из памяти и легко применяет их в своей деятельности.
Произвольная форма самоконтроля проявляется тогда, когда ребенок, выполняя задание допускает ошибки, но затем самостоятельно их находит и вносит поправки в работу.
Когда ученик не видит ошибки и не может после их выявления определить пути устранения, это говорит о том, что механизм самоконтроля не действует. Здесь на помощь приходят окружающие взрослые и другие ученики.
Формировать и развивать навыки самоконтроля на практике ученику начальной школы помогает ряд новых психических образований:
– умение устанавливать контакты со сверстниками;
– овладение речью;
– регуляция собственного поведения;
– становление волевых качеств;
– умение сравнивать себя и окружающих;
– выполнение действий контроля, которые требует учитель;
– сравнение итогов работы с образцом и др.
Учитель должен развивать у младшего школьника положительную мотивацию в отношении осуществления навыков самоконтроля в процессе обучения.
Для этого важно задействовать в процессе познания родителей ребенка и самого школьника. Также периодически учитель делает диагностические срезы для выявления динамики развития навыков самоконтроля учащихся начального звена, применяя для этого разные тесты, опросники, методики, анкеты и др.
Сам процесс обучения в начальной школе должен быть построен так, чтобы ученику осуществлять действия самоконтроля было удобно [4, с. 14].
Учитель систематически привлекает внимание младшего школьника к процессам, отдельным этапам проделанной на уроке работы. Учит обращать внимание на скорость, темп, ритм деятельности, аккуратность, точность и другие необходимые для самооценки действия.
Для младшего школьника важно показать образец работы, некий эталон для сверки правильности выполненных действий. Только с течением времени младшие школьники могут контролировать свои действия без опорного образца.
Например, учитель всегда пишет на доске буквы, медленно, показывая, как правильно вести руку, только потом ученики по образцу пишут эту букву в свою тетрадь (внешний контроль). В более старших классах, учитель не пишет букву на доске, а лишь напоминает ученикам как ее следует правильно написать, школьник находит образец в своей памяти, сохраненный вариант и выполняет задание применяя внутренние навыки самоконтроля.
Ученик может контролировать себя сам, также контроль может осуществляться педагогом, родителями, другими учащимися класса и др. Младший школьник должен понимать и с уважением принимать контролирующую роль педагога на уроках.
Таким образом отметим, что навыки самоконтроля младшего школьника тесно связаны на практике с умением проводить действия самоанализа, самооценки и рефлексии.
Педагог должен стимулировать детей к самоанализу, адекватно оценивать их действия, работы и поступки, систематически привлекать к процессу обучения семью учащегося. Осваиваемый в начальной школе материал должен соответствовать уровню развития школьника, быть доступным для него.
Навыки самоконтроля младших школьников начинают вырабатываться при работе с образцами и шаблонами.
Литература:
- Иващенко, Е. М. Особенности организации самоконтроля на уроках по предмету «Окружающий мир» / Е. М. Иващенко. — Нижневартовск: Изд-во Астра, 2019. — 154 с.
- Истуканов, С. И. Характеристика детей младшего школьного возраста / С. И. Истуканов. — Казань: Изд-во Вега, 2020. — 199 с.
- Казаков, В. М. Самооценка учащихся в процессе освоения предметов школьной программы / В. М. Казаков. — Санкт — Петербург: Изд-во Слово, 2019. — 155 с.
- Лыкова А. В. Развитие, обучение и воспитание детей семи — девяти лет / А. В. Лыкова. — Минск: Встреча, 2019. — 125 с.
- Нулина, А. И. Практические занятий по предмету «Окружающий мир» / А. И. Нулина. — Пенза: Изд-во Окно, 2021. — 230 с.
- Окарина В. М. Понятие самоконтроль: Соч. — Т.1. — М.: Знание, 2018. — 251 c.