В данной статье автор анализирует роль органов Прокуратуры России в координации других правоохранительных органов (Министерство внутренних дел Российской Федерации, Следственный Комитет Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации) по противодействию совершений преступлений в сфере компьютерной информации.
Ключевые слова: Российская Федерация, компьютерная информация, Генеральная прокуратура, киберпреступность, преступления в сфере компьютерной информации, прокурорский надзор, XSS, расследование преступлений, хакерство.
XXI век — это век информационных технологий. Развитие и совершенствование компьютерных технологий, увеличение производства технических устройств и сферы их применения, широкая доступность компьютерной техники способствуют появлению новых видов преступных посягательств, объектами которых являются: а) информация; б) информационно-телекоммуникационные ресурсы; в) денежные средства, находящиеся в обращении глобальных и локальных компьютерных сетей [1].
Исходя из этого, важно подчеркнуть необходимость прокурорского надзора за расследованием преступлений в сфере компьютерной информации, поскольку раскрываемость таких преступлений крайне низкая (20–25 %).
Отметим, что в действующем законодательстве нет понятия «киберпреступление», однако, в повседневной жизни данный термин имеет место быть. Киберпреступление — это преступная деятельность, целью которой является неправомерное использование компьютера, компьютерной сети или сетевого устройства [2].
В основном киберпреступления — это сфера деятельности хакеров, которые зарабатывают на этом денежные средства. Иногда исполнители (хакеры) являются одновременно организаторами преступных деяний, а иногда в качестве инициатора киберпреступлений могут быть различные организации.
Среди наиболее часто совершаемых киберпреступлений можно выделить следующие: а) мошенничество; б) кража денежных средств, данных, в том числе данных банковских карт; в) кибершантаж (вредоносное программное обеспечение (Malware), фишинг, SQL-внедрение, межсайтовый скриптинг (XSS), кибератаки (DoS и DDoS); г) криптоджекинг; д) кибершпионаж.
В настоящее время сфера преступлений, совершаемых с помощью информационно-коммуникационных технологий, регулируется уголовным законодательством Российской Федерации, а именно: ст.ст. 272–274.1 Уголовного кодекса Российской Федерации [3]. Кроме того, к данной сфере относятся ст.ст. 158, 159.3, 159.6, 228.1.
Безусловно, преступники всегда действуют на опережение, а основной задачей правоохранительных органов является «догнать» их.
Для наиболее чёткого представления обратимся к статистике преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, предоставленной Министерством внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ — далее) [4].
За 2017 год было зафиксировано более 90 тыс. преступлений, совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий. За 2018 год было зафиксировано более 170 тыс. таких преступлений. За 2019 год, исходя из приведённой статистики, было совершено более 290 тыс. киберпреступлений. За 2020 год по статистике было совершено более 510 тыс. преступлений в сфере компьютерной информации.
Обращаясь к статистике преступлений за 2021 год, нужно сказать, что на данный момент имеются сведения за январь-октябрь текущего года. За текущий период было совершено более 450 тыс. преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или с в сфере компьютерной информации. Если сравнить эти статистические данные с таким же периодом прошлого года, то за январь-октябрь 2020 года было совершено более 420 тыс. киберпреступлений.
Анализируя предоставленные данные МВД РФ, можно однозначно сказать, что в Российской Федерации, к великому сожалению, наблюдается рост киберпреступности. Это свидетельствует о потребности правоохранительных органов увеличить эффективность своей работы, что, собственно, и было сказано в 2020 году на заседании Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации, председателем которого был Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Викторович Краснов [5].
На сегодняшний день Генеральной прокуратурой Российской Федерации применяются все необходимые меры по противодействию киберпреступности в государстве, среди них: а) анализ взаимодействия оперативных служб с центрами выявления случаев совершения киберпреступлений; б) обеспечение максимально продуктивного сотрудничества сотрудников аппарата прокуратуры с сотрудниками других правоохранительных органов (Министерство внутренних дел Россйиской Федерации, Следственный Комитет Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации); в) международное сотрудничество с правоохранительными органами зарубежных стран.
Стоит отметить, что при выявлении случаев киберпреступности необходимо использование компьютерной обработки больших объемов данных о цифровых следах преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также лиц их совершивших. В идеале, необходимы государственные компьютерные программы с использованием элементов искусственного интеллекта, которые могли бы сравнивать «цифровые» следы с места преступления с компьютерными вирусами (программами), созданными конкретными вирусмейкерами (физическими лицами) и позволять идентифицировать киберпреступников (по аналогии с отпечатками пальцев).
Кроме того, нужно отметить, что в настоящее время прокурорские работники руководствуются «Методическими рекомендациями по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации» [1], утвержденными Генеральной прокуратурой.
В заключении хотелось бы отметить, что ежегодно хакеры разрабатывают новые способы совершения киберпреступлений. Жертвами таких преступлений могут стать как обычные граждане, так и различные организации (юридические лица или государственные учреждения). При этом следует, к сожалению, констатировать низкую эффективность расследования преступлений в сфере компьютерной информации и судебного рассмотрения таких дел. В таких случаях не стоит недооценивать роль органов прокуратуры Российской Федерации в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с киберпреступностью.
Литература:
- Российская Федерация. Генеральная прокуратура. Методические рекомендации по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации: утв. Генпрокуратурой. Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс.
- Советы по защите от киберпреступников. — Текст: электронный // Лаборатория Касперского: [сайт]. — URL: https://www.kaspersky.ru/resource-center/threats/what-is-cybercrime (дата обращения: 13.12.2021).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Статистика и аналитика. — Текст: электронный // МВД России: [сайт]. — URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics (дата обращения: 18.12.2021).
- Генпрокурор России Игорь Краснов провел совещание по теме борьбы с преступлениями, связанными с посягательствами на безопасность в сфере использования информационно-коммуникационных технологий. — Текст: электронный // Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=56766040 (дата обращения: 12.12.2021).