В данной статье рассмотрены интерактивные методы обучения иностранному языку, а именно немецкому языку с использованием современных ИКТ.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, игровые и неигровые методы, ИКТ-технологии, мультимедиа, имитационные и неимитационные методы, иностранный язык, немецкий язык.
This article discusses interactive methods of teaching a foreign language, specifically the German language using modern ICT.
Keywords: interactive teaching methods, game and non-game methods, ICT technologies, multimedia, imitation and non-imitation methods, foreign language, German language.
Современный уклад жизни требует изучения иностранных языков, так как благодаря им осуществляется условие успешной деятельности человека в самых разных сферах производства и бизнеса. Обучение иностранному языку в школе преследует основную цель — развитие речевой компетенции обучающихся, то есть овладения ими иностранным языком как средством общения. В последнее время Россия все больше и больше интегрируется в мировое сообщество, поэтому иностранный язык становится необходимым условием осуществления деятельности. В эпоху информационной цивилизации полученные знания необходимо дополнять с помощью обучения системному и критическому мышлению и приходится разрабатывать новые формы и методы обучения для подготовки учеников к непрерывному обучению иностранному языку для того, чтобы его изучение стало созидательным процессом, сопровождающим человека всю его жизнь. Чаще всего при реализации «многостороннего» общения в классе учителя используют интерактивные методы и приемы обучения иностранному языку.
В образовательных учреждениях все большее значение отводится интерактивным методам обучения вследствие того, что данные методы ориентированы на активную совместную деятельность преподавателя и обучающихся, их взаимодействие и общение. Интерактивные методы обучения позволяют ученикам взаимодействовать не только с учителем, но и друг с другом, обмениваясь накопленными знаниями. Каждый из учеников активно работает над выражением собственной точки зрения, чтобы продемонстрировать приобретенные знания. Главной особенностью интерактивного метода обучения является участие учителя в обсуждениях учеников, а также комментирование допущенных учениками ошибок.
В современной практике преподавания иностранных языков интерактивные методы обучения являются особой формой организации познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся, ориентированной на воспитание социально-мобильной личности со способностью к саморазвитию, эффективной коммуникации с другими членами общества.
В настоящее время происходит интенсификация образования, ввиду которой активно применяются информационные и электронные технологии, а именно ИКТ средства, которые становятся незаменимыми помощниками в педагогическом процессе. Достаточно распространённым является то, что учитель прибегает к применению различных технологий из сети Интернет, а также к мультимедийным средствам обучения, в результате которых образовывается связь «учитель-ученик-компьютер-учитель».
Мультимедийные технологии на настоящий момент — наиболее перспективное направление в области информатизации учебного процесса. Мультимедийные технологии сочетают в себе использование аудиовизуальных средств обучения, которые подходят для различных целей обучения. Стоит отметить, что существуют также интересные интерактивные методы в области применения современных средств обучения, мультимедиа и в целом игровые методы:
— презентация является наглядным способом представления любой информации, которая сочетает в себе и анимацию, и текст, и графику, а также возможности встраивания аудио- и видеоряда;
— анимационные ролики наиболее часто используются в начальных классах, когда детям проще воспринимать наиболее понятную им графическую форму, когда происходит смена картинок или мультипликации (https://germanfox.ru/category/deutsch-kinder);
— игры занимают отдельное место в образовательном процессе, так как они воспринимаются как развлекательное, а не учебное средство, однако в специализированных учебных играх содержится большой потенциал по раскрытию и совершенствованию того или иного навыка у учащихся. Стоит отметить, что игровые технологии подходят для всех возрастов обучения, главное — найти подходящую игру («Поле чудес», «Аукцион слов», «Домино»);
— видеоприложения уже используются для учащихся более старших классов, так как применяется аутентичный учебный видеофильм и, чаще всего, чтобы погрузить учеников в языковую среду обучения, привить им понимание другого языка, сформировать социокультурную компетенцию и уважительное отношение к культуре другого языка (https://lingvoelf.ru/video-de);
— аудиоприложения так же, как и видео приложения актуальны для более старших школьников, так как можно использовать аутентичные или учебные подкасты в тех же целях, что и видео (https://reallanguage.club/nemeckie-teksty-urovnya-vyshe-srednego-s-audio/);
— веб-сервисы на просторах сети интернет существуют в большом количестве (https://learningapps.org/, https://www.quia.com/shared/german/, https://lyricstraining.com/, https://www.de-online.ru/testy_i_uprazhneniya).
Связано это с тем, что для большинства изучаемых иностранных языков существуют сервисы для дополнительных и интерактивных занятий с учениками. Стоит отметить, что сервисы могут быть использованы как в качестве метода организации образовательного процесса, так и в качестве средства контроля, и даже в качестве средства мотивации.
Ведущей деятельностью в образовательном процессе занимают методы обучения, потому что с их помощью учитель может оказывать непосредственное влияние на процесс изучения иностранного языка. Интерактивные методы на настоящий момент являются одними из предпочтительных методов обучения, потому что важно развивать навыки речевой деятельности не только посредством учебника и сопутствующих заданий, но и благодаря дополнительным методам обучения, которые качественным образом развивают, модернизируют учебный процесс. К интерактивным методам в настоящее время также принято относить и средства ИКТ, и Интернет-технологии, а также мультимедиа. Данные методы наиболее понятны и интересны современным школьникам, они обладают значительным потенциалом и разнообразием для педагогических целей. Связано это, прежде всего, с тем, что они регулярно обновляются, пополняются и дополняются, что делает процесс обучения все более и более новым.
Литература:
- Айрапетова Р. Р. Дидактические игры как средство активизации учебного процесса по иностранному языку в школе // Проблемы педагогики. — 2016. — № 1
- Курышева И. В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 1
- Макаров В. М., Леонович Л. П. Исследование проблемных семинаров // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 12 (часть 3)
- Капица Т. А., Дзиконская С. Г., Яковенко И. А. Тематическая групповая дискуссия как эффективное средство коммуникации в условиях дистанционного обучения // Преподаватель года 2020. — 2020
- Санникова Ю. А. Интерактивные технологии обучения иностранному языку: методика «мозгового штурма» // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2018. — № 6 (10)
- Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Муждунар. науч. конф. — Санкт-Петербург: Реноме, 2012
- Нечаева Т. В., Ложкомоева Е. Н. Особенности использования деловых и ролевых обучающих игр в сфере высшего образования // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 2 (69)