Способы совершения преступлений несовершеннолетними, имеющими личностные психолого-психиатрические отношения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 19.12.2021

Статья просмотрена: 485 раз

Библиографическое описание:

Байдукова, Н. Г. Способы совершения преступлений несовершеннолетними, имеющими личностные психолого-психиатрические отношения / Н. Г. Байдукова, О. С. Кайгородова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87105/ (дата обращения: 15.11.2024).



Актуальность данной темы заключается в том, что с каждым годом возрастает уровень преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Одним из важнейших факторов, вызывающих отклоняющееся поведение, являются психолого-психиатрические отклонения, для таких преступлений характерен специфический способ совершения преступлений.

Целью данной работы является анализ способа совершения преступлений данной категорией лиц.

Под способом совершения преступления понимается система преступного поведения лица, совершившего преступление, который состоит из комплекса субъективных и объективных признаков.

Для криминалистики значение имеют заранее осуществленные действия, предпринятые для совершения преступления именно этим способом.

Криминалистическое значение установления способа совершения преступления заключается в том, что способ понимается как один из компонентов взаимосвязи — способ — следы — доказательства, то есть он помогает установить логическую цепочку образования доказательств.

Отличительными чертами способа совершения преступления, избираемого несовершеннолетними, является неумелое подражание взрослым преступникам, известным из литературы, кино, примеров из жизни.

По мнению Ю. Р. Орловой «несовершеннолетним присуща алогичность действий при совершении преступлений», как правило, преступления носят непродуманный характер по отношению к самому преступлению, сокрытию его следов. Подросткам в силу своих физических возможностей, опыта и, в частности в нашем случае, психического состояния, не удается предпринять сложные операции по сокрытию следов преступления. Если при расследовании преступления следователем было обнаружено продуманное, четко спланированное сокрытие следов совершенного преступления, то можно сделать вывод о том, что преступление было совершенно в соучастии, причем нередко соучастником становится взрослый субъект.

Рассмотрим на примере структуру способа совершения преступления в криминалистическом понимании. Как было сказано ранее, для несовершеннолетних в совокупности и для рассматриваемых с наличием психологических аномалий характерно совершение преступления против собственности, поэтому рассмотрим структуру на примере кражи, то есть тайного хищения чужого имущества.

Последовательность стадий в данном случае будет следующей:

  1. Возникновение преступного умысла на совершение кражи, продумывание плана совершения преступления. При расследовании уже совершенного преступления необходимо установить причины и факторы, которые повлияли на совершение преступления.
  2. Подготовка к совершению преступления. Она подразумевает под собой продумывание и разработку плана преступления, приискание оружий и средств для совершения преступления, поиск союзников и т. д. Поэтому при раскрытии преступления данная стадия имеет большое значение, так как помогает осознать первоначальный план для совершения преступления, а, следовательно, дает преставления о тех деяниях, которые входили в умысел преступника.
  3. Действия, непосредственно предшествующие проникновению в помещение (хранилище).
  4. Проникновение в хранилище и действия внутри: преодоление преград, включая приемы взлома запорных устройств, запирание входной двери изнутри на замок, задвижку, защелку, крючок; поиск ценностей; отбор ценностей для их завладения, упаковка похищенного; совершение действий, не связанных непосредственно с завладением ценностями (курение, прием пищи, спиртного, наркотиков, отдых, отправление естественных надобностей, нанесение надписей и т. п.).
  5. Уход с места преступления и транспортировка похищенного. Криминалистическое значение данной стадии, так же как и подготовительной, заключается в следующих аспектах: уровень физического и психического состояния преступника, что позволяет доказать причастность именно несовершеннолетнего; наличие соучастников преступления; помощь взрослого при совершении преступления.
  6. Распоряжение похищенным (потребление и сбыт). Для несовершеннолетних, как говорилось раннее, характерен простой способ сбыта, так как для сложных операций и схем необходимо налаженное сотрудничество и наличие выработанного плана, а несовершеннолетние склонны к совершению стихийных преступлений.
  7. Как правило, последней стадией (этапом) является сокрытие причастности лица к преступлению путем сокрытия его следов.

Таким образом, для различных категорий субъектов преступления характерен свой способ совершения преступления, именно от него зависит то, какие и где будут оставлены следы преступления, как необходимо будет работать с этими следами. От характера и места расположения следов непосредственно зависит их расшифровка по-отдельности и сопоставление в виде доказательств, что делает возможным реконструкцию события преступления.

Для несовершеннолетних, совершивших преступление, имеющих личностные психолого-психиатрические отклонения, характерно совершение преступлений, посягающих на собственность, что определяет способ совершения ими преступления.

Из этого следует, что чаще всего данная категория лиц избирает для совершения преступления способ тайного хищения, малая часть несовершеннолетних решается на открытое хищение чужого имущества.

Более распространенным способом совершения краж для несовершеннолетних являются форточные кражи из квартир, которые преимущественно располагаются на первом этаже.

Стоит отметить, что преступность всегда реагирует на изменения в обществе, то есть при появлении различных средств, облегчающих совершение преступления, преступники пытаются завладеть этими средствами и использовать их в своей деятельности.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что способ является одним из важнейших элементов криминалистической характеристики преступления, поэтому его изучение имеет важное значения для раскрытия и расследования преступления. При криминалистическом исследовании способа совершения преступления необходимо обратить внимание на то, что на каждой стадии преступления способ проявляется по-разному, поэтому, чтобы установить полную картину преступления, необходимо проанализировать все его этапы.

Литература:

  1. Архипова В. В., Политова М. С. Криминалистические аспекты проведения очной ставки при расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних. / Молодежь, наука и цивилизация: межвузовский сборник тезисов докладов курсантов, слушателей и студентов. Выпуск 18. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2016. С. 619–623.
  2. Лузгин И. М. Способ сокрытия преступления и его криминалистическое значение / И. М. Лузгин, В. П. Лавров. Москва: МФЮЗО при Академии МВД СССР, 1980. С. 30.
  3. Орлова Ю. Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних: учеб. пособие / Ю. Р. Орлова. — Москва: ЩитМ, 2007. С. 250.
  4. Пантелеев И. Ф. Методика расследования преступлений. Москва: ВЮЗИ, 1975. С. 100.
Основные термины (генерируются автоматически): совершение преступления, способ совершения преступления, категория лиц, преступление, расследование преступления, совершенное преступление, тайное хищение, чужое имущество.


Похожие статьи

Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеющими личностные психолого-психиатрические отклонения

Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми старшего дошкольного возраста элементарными нормами здорового образа жизни

Особенности личности несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступлений и антиобщественных действий

Семейное неблагополучие как фактор риска совершения правонарушений несовершеннолетними

Социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних

Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних

Особенности планирования образовательной деятельности с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Похожие статьи

Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеющими личностные психолого-психиатрические отклонения

Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми старшего дошкольного возраста элементарными нормами здорового образа жизни

Особенности личности несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступлений и антиобщественных действий

Семейное неблагополучие как фактор риска совершения правонарушений несовершеннолетними

Социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних

Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних

Особенности планирования образовательной деятельности с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Задать вопрос