Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 22.12.2021

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Теплостанская, В. И. Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе / В. И. Теплостанская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 414-416. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87119/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты организации процессов диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе.

Ключевые слова: адаптация к школе, младший школьник, первоклассник, дезадаптация.

Первое сентября, каждый год эта дата вызывает у всех школьников различные эмоции, но самым волнительным этот день является для первоклассников и их родителей. Причин для беспокойства немало, например, меняются социальное окружение ребёнка и обстановка, появляется комплекс норм и правил, которым необходимо будет следовать. Процесс «вхождения» в школьную жизнь (адаптация) довольно часто становится сложным периодом в жизни вчерашнего дошкольника.

По мнению Безруких М. М., в процессе школьной адаптации ребёнок привыкает к новой окружающей обстановке, усваивает правила и нормы поведения в образовательной организации, приспосабливается к новому виду деятельности и нагрузкам (физическим и психологическим) [1].

Адаптация к школе включает в себя физиологическую и психологическую (социально-психологическую) подготовку. Физиологическая адаптация представляет собой выработку детским организмом комплекса реакций на изменение окружающей среды, способствующих наиболее быстрому и благоприятному его приспособлению к изменяющимся условиям.

Социально-психологическая адаптация включает в себя: принятие новой социальной роли, следование строго установленным в образовательной организации требованиям и нормам поведения, выстраивание благоприятных социальных взаимоотношений с окружающими, гармоничное психологическое развитие, сформированность на достаточном уровне познавательной мотивации, позволяющей успешно овладевать заданной школьной программой системой знаний, умений и навыков.

У большого количества первоклассников процесс адаптации к школе благополучно завершается к концу 1 четверти, однако в настоящее время нередки случаи, когда значительная часть учащихся 1 класса в течение долгого времени (6 месяцев — 1 год) не может пройти этап «вхождения» в школьную жизнь, в этом случае принято говорить о возникновении школьной дезадаптации.

Педагог Кумарина Г. Ф. выделяет 3 сферы проявления школьной дезадаптации:

1) психологическая — стойкое состояние страха, тревоги, растерянности, частые реакции протеста: активная (агрессия) и пассивная (безынициативность, вялость);

2) педагогическая — стойкие сложности в усвоении образовательной программы по нескольким предметам, снижение познавательного интереса, как следствие, ухудшение взаимоотношений с семьёй и учителем;

3) физиологическая — повышенная энергозатратность деятельности, снижение работоспособности, долгое по времени восстановление затраченных сил, — всё это в совокупности может привести к появлению хронических заболеваний различного характера [2].

Выделяют биологические и социальные причины появления школьной дезадаптации. К биологическим причинам относятся:

– соматическая ослабленность организма;

– задержка психического развития или расстройства аутистического спектра;

– синдром дефицита внимания и гиперактивности;

– незначительное снижение слуха, зрения;

– леворукость;

– недостатки в речевом развитии.

К социальным причинам относятся:

– Несоответствие программ, методик возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся;

– Неадекватность требований педагога и родителей;

– Стресс ограничения времени;

– Недостаточная готовность к школе;

– Социально-педагогическая запущенность;

– Заниженная или завышенная самооценка ученика.

Уровень адаптированности к образовательной организации зависит от следующих показателей: уровень психического развития, учебная мотивация, эмоциональное состояние, волевая саморегуляция деятельности, умение выстраивать благоприятные социальные взаимоотношения с окружающими.

В начале учебного года была проведена диагностика исходного уровня развитияучащихся первого класса в одной из школ города Брянска с использованием следующих методик:

– «Повтори рисунок» (расположение точек в таблице), «Запомни и назови» (картинки), «Дорисуй недостающие элементы таблицы», предложенные Соколовой Ю. — определение уровня развития внимания, памяти, мышления [3];

– «Домики», разработанная Ореховой О. А. — определение эмоционального состояния;

– «Рукавички», разработанная Цукерман Г. А. — определение уровня сформированности коммуникативных навыков.

В целях определения уровня учебной мотивации была использована анкета для учащихся, разработанная Лускановой Н. Г.

В процессе наблюдения за поведением учеников 1 класса было отмечено постепенное привыкание организмов младших школьников к увеличивающимся физическим и психологическим нагрузкам. В начале учбеного года у большинства детей часто наблюдается быстрая утомляемость и снижение работоспособности.

В результате анализа данных, полученных в ходе проведения первичной диагностики уровня развития младших школьников с использованием вышеперечисленных методик и анкетирования, были сделаны следующие выводы:

– у большого количества учащихся 1 класса на момент начала школьного обучения отмечаются недостаточные объём зрительной памяти и устойчивость внимания, а также слабая развитость логического мышления;

– младшие школьники в начале учебного года испытывают двойственные эмоции при посещении школы, однозначного отношения к ней ещё не сформировалось. К учителю учащиеся относятся, чаще всего, нейтрально, иногда им кажется, что педагог излишне строг к ним;

– навыки общения у детей на момент поступления в школу ещё развиты недостаточно: наблюдается неумение взаимодействовать (сотрудничать) при выполнении заданий, решать конфликтные ситуации путём поиска компромиссов или уступок.

От уровня адаптированности ученика к образовательной организации зависит успешность его обучения в дальнейшем, поэтому данный вопрос требует комплексной, системной работы. В период «привыкания» к школе ребёнку нужна помощь педагога, психолога, логопеда (при необходимости), а также психологическая поддержка со стороны родителей. Ниже предлагаются рекомендации для учителя по развитию учащихся 1 класса в период адаптации к школе:

  1. проведение занятий, направленных на знакомство детей с правилами и нормами поведения в образовательной организации, сплочение коллектива учеников;
  2. использование на уроках и занятиях в группе продлённого дня занимательных заданий, упражнений и игр на развитие высших психических функций;
  3. проведение тематических экскурсий, посещение выставок;
  4. использование на уроках здоровьесберегающих технологий (физкультурные минутки, упражнения дыхательной и зрительной гимнастик, упражнения на развитие ручной умелости);
  5. проведение уроков в нестандартной форме (урок-игра, урок-путешествие);
  6. проведение коммуникативных и подвижных игр во внеучебное время.

Вышеперечисленные педагогические рекомендации были использованы при составлении учителем начальных классов плана работы в адаптационный период с первоклассниками в общеобразовательной школе города Брянска. Через 3 месяца была проведена повторная диагностика развития учащихся. У большинства учеников наблюдалась положительная динамика развития, что свидетельствует о результативности вышепредложенных рекомендаций по организации работы с учащимися 1 классов в период адаптации к школе.

Литература:

1. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: причны, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. М.: Эксмо, 2009. 464 с.

2. Кумарина Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб. пособие для СПО / под ред. Г. Ф. Кумариной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 285 с.

3. Соколова Ю. Тесты на готовность к школе ребенка 6–7 лет / Илл. Н. Воробьевой. М.: Эксмо, 2003. 64 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, норма поведения, период адаптации, школа, школьная дезадаптация, младший школьник, психическое развитие, учебная мотивация, школьная жизнь, эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения

В статье рассмотрена проблема школьной адаптации младших школьников на первом году обучения, приведены примеры коррекционных программ, способствующих улучшению адаптации детей к новым социальным и психологическим условиям.

Адаптация детей к ДОО

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника. Преодоление разрыва между теорией и практикой

В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.

Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников к обучению в школе

В статье освещена проблема адаптации и готовности ребенка к школьному обучению, средства и факторы адаптации детей к школе, а также проблема дезадаптации ребенка в условиях школьного обучения.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Психолого-педагогические технологии преодоления школьной дезадаптации

В статье рассматриваются понятие дезадаптация, а также условия ее преодоления и психолого-педагогические технологии работы со школьной дезадаптацией.

Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе

В статье обосновывается возможность решения проблемы социализации личности младшего школьника в образовательной среде на уроках литературного чтения.

Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Особенности социальной адаптации одаренных подростков

Работа посвящена проблеме социальной адаптации и ее своеобразию в подростковом возрасте, а именно изучению особенностей социальной адаптации одарённых подростков.

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Похожие статьи

Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения

В статье рассмотрена проблема школьной адаптации младших школьников на первом году обучения, приведены примеры коррекционных программ, способствующих улучшению адаптации детей к новым социальным и психологическим условиям.

Адаптация детей к ДОО

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника. Преодоление разрыва между теорией и практикой

В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.

Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников к обучению в школе

В статье освещена проблема адаптации и готовности ребенка к школьному обучению, средства и факторы адаптации детей к школе, а также проблема дезадаптации ребенка в условиях школьного обучения.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Психолого-педагогические технологии преодоления школьной дезадаптации

В статье рассматриваются понятие дезадаптация, а также условия ее преодоления и психолого-педагогические технологии работы со школьной дезадаптацией.

Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе

В статье обосновывается возможность решения проблемы социализации личности младшего школьника в образовательной среде на уроках литературного чтения.

Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Особенности социальной адаптации одаренных подростков

Работа посвящена проблеме социальной адаптации и ее своеобразию в подростковом возрасте, а именно изучению особенностей социальной адаптации одарённых подростков.

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Задать вопрос