В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты организации процессов диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе.
Ключевые слова: адаптация к школе, младший школьник, первоклассник, дезадаптация.
Первое сентября, каждый год эта дата вызывает у всех школьников различные эмоции, но самым волнительным этот день является для первоклассников и их родителей. Причин для беспокойства немало, например, меняются социальное окружение ребёнка и обстановка, появляется комплекс норм и правил, которым необходимо будет следовать. Процесс «вхождения» в школьную жизнь (адаптация) довольно часто становится сложным периодом в жизни вчерашнего дошкольника.
По мнению Безруких М. М., в процессе школьной адаптации ребёнок привыкает к новой окружающей обстановке, усваивает правила и нормы поведения в образовательной организации, приспосабливается к новому виду деятельности и нагрузкам (физическим и психологическим) [1].
Адаптация к школе включает в себя физиологическую и психологическую (социально-психологическую) подготовку. Физиологическая адаптация представляет собой выработку детским организмом комплекса реакций на изменение окружающей среды, способствующих наиболее быстрому и благоприятному его приспособлению к изменяющимся условиям.
Социально-психологическая адаптация включает в себя: принятие новой социальной роли, следование строго установленным в образовательной организации требованиям и нормам поведения, выстраивание благоприятных социальных взаимоотношений с окружающими, гармоничное психологическое развитие, сформированность на достаточном уровне познавательной мотивации, позволяющей успешно овладевать заданной школьной программой системой знаний, умений и навыков.
У большого количества первоклассников процесс адаптации к школе благополучно завершается к концу 1 четверти, однако в настоящее время нередки случаи, когда значительная часть учащихся 1 класса в течение долгого времени (6 месяцев — 1 год) не может пройти этап «вхождения» в школьную жизнь, в этом случае принято говорить о возникновении школьной дезадаптации.
Педагог Кумарина Г. Ф. выделяет 3 сферы проявления школьной дезадаптации:
1) психологическая — стойкое состояние страха, тревоги, растерянности, частые реакции протеста: активная (агрессия) и пассивная (безынициативность, вялость);
2) педагогическая — стойкие сложности в усвоении образовательной программы по нескольким предметам, снижение познавательного интереса, как следствие, ухудшение взаимоотношений с семьёй и учителем;
3) физиологическая — повышенная энергозатратность деятельности, снижение работоспособности, долгое по времени восстановление затраченных сил, — всё это в совокупности может привести к появлению хронических заболеваний различного характера [2].
Выделяют биологические и социальные причины появления школьной дезадаптации. К биологическим причинам относятся:
– соматическая ослабленность организма;
– задержка психического развития или расстройства аутистического спектра;
– синдром дефицита внимания и гиперактивности;
– незначительное снижение слуха, зрения;
– леворукость;
– недостатки в речевом развитии.
К социальным причинам относятся:
– Несоответствие программ, методик возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся;
– Неадекватность требований педагога и родителей;
– Стресс ограничения времени;
– Недостаточная готовность к школе;
– Социально-педагогическая запущенность;
– Заниженная или завышенная самооценка ученика.
Уровень адаптированности к образовательной организации зависит от следующих показателей: уровень психического развития, учебная мотивация, эмоциональное состояние, волевая саморегуляция деятельности, умение выстраивать благоприятные социальные взаимоотношения с окружающими.
В начале учебного года была проведена диагностика исходного уровня развитияучащихся первого класса в одной из школ города Брянска с использованием следующих методик:
– «Повтори рисунок» (расположение точек в таблице), «Запомни и назови» (картинки), «Дорисуй недостающие элементы таблицы», предложенные Соколовой Ю. — определение уровня развития внимания, памяти, мышления [3];
– «Домики», разработанная Ореховой О. А. — определение эмоционального состояния;
– «Рукавички», разработанная Цукерман Г. А. — определение уровня сформированности коммуникативных навыков.
В целях определения уровня учебной мотивации была использована анкета для учащихся, разработанная Лускановой Н. Г.
В процессе наблюдения за поведением учеников 1 класса было отмечено постепенное привыкание организмов младших школьников к увеличивающимся физическим и психологическим нагрузкам. В начале учбеного года у большинства детей часто наблюдается быстрая утомляемость и снижение работоспособности.
В результате анализа данных, полученных в ходе проведения первичной диагностики уровня развития младших школьников с использованием вышеперечисленных методик и анкетирования, были сделаны следующие выводы:
– у большого количества учащихся 1 класса на момент начала школьного обучения отмечаются недостаточные объём зрительной памяти и устойчивость внимания, а также слабая развитость логического мышления;
– младшие школьники в начале учебного года испытывают двойственные эмоции при посещении школы, однозначного отношения к ней ещё не сформировалось. К учителю учащиеся относятся, чаще всего, нейтрально, иногда им кажется, что педагог излишне строг к ним;
– навыки общения у детей на момент поступления в школу ещё развиты недостаточно: наблюдается неумение взаимодействовать (сотрудничать) при выполнении заданий, решать конфликтные ситуации путём поиска компромиссов или уступок.
От уровня адаптированности ученика к образовательной организации зависит успешность его обучения в дальнейшем, поэтому данный вопрос требует комплексной, системной работы. В период «привыкания» к школе ребёнку нужна помощь педагога, психолога, логопеда (при необходимости), а также психологическая поддержка со стороны родителей. Ниже предлагаются рекомендации для учителя по развитию учащихся 1 класса в период адаптации к школе:
- проведение занятий, направленных на знакомство детей с правилами и нормами поведения в образовательной организации, сплочение коллектива учеников;
- использование на уроках и занятиях в группе продлённого дня занимательных заданий, упражнений и игр на развитие высших психических функций;
- проведение тематических экскурсий, посещение выставок;
- использование на уроках здоровьесберегающих технологий (физкультурные минутки, упражнения дыхательной и зрительной гимнастик, упражнения на развитие ручной умелости);
- проведение уроков в нестандартной форме (урок-игра, урок-путешествие);
- проведение коммуникативных и подвижных игр во внеучебное время.
Вышеперечисленные педагогические рекомендации были использованы при составлении учителем начальных классов плана работы в адаптационный период с первоклассниками в общеобразовательной школе города Брянска. Через 3 месяца была проведена повторная диагностика развития учащихся. У большинства учеников наблюдалась положительная динамика развития, что свидетельствует о результативности вышепредложенных рекомендаций по организации работы с учащимися 1 классов в период адаптации к школе.
Литература:
1. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: причны, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. М.: Эксмо, 2009. 464 с.
2. Кумарина Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб. пособие для СПО / под ред. Г. Ф. Кумариной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 285 с.
3. Соколова Ю. Тесты на готовность к школе ребенка 6–7 лет / Илл. Н. Воробьевой. М.: Эксмо, 2003. 64 с.