Статья посвящена организации проектной деятельности в школе. Организация проектной деятельности пройдет успешно, если будут выполняться определенные условия при организации проектной деятельности: организация обучения учащихся проектированию через посещение внеурочного курса «Проект»; компетентная помощь педагогов при организации проектной деятельности; материально-техническое обеспечение образовательного процесса, соответствие образовательным требованиям.
Ключевые слова: проектная деятельность, этапы работы над проектом, выбор темы проекта, организация проектной деятельности по ступеням образования.
Проектная деятельность в школе является актуальным образовательным методом, он решает очень важные учебные цели и задачи. Организация проектной деятельности в школе помогает воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В результате организации проектной деятельности обучающиеся овладеют умением принимать решения, в ситуациях неопределённости. Ученики получат возможность развивать способность к выбору нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Проектная деятельность развивает уменияпрактически применять полученные знания, способствует развитию мышления. Проект — не простая работа, она состоит из разных видов деятельности: составление плана, работа с информацией, анализ полученных материалов, составление рекомендаций. Современная система образования уверена, что каждый учащийся должен быть задействован в организации проектной деятельности.Педагоги муниципального автономного общеобразовательного учреждения Сорокинская средняя общеобразовательная школа № 3 при организации проектной ставят следующие цели:
– развитие личностных качеств обучающихся: умение работать в группе, анализировать результаты собственной и совместной деятельности формирование критического мышления, навыков исследовательской деятельности, функциональной грамотности обучающихся;
– развитие познавательного интереса к предмету и межпредметным связям, расширение кругозора, овладение умением использовать справочную, критическую литературу и иллюстративные материал.
Проектная деятельность в данной школе охватывает все ступени. В начальной школе проектная деятельность организуется на уроках и во внеурочное время. Выполняются совместные проекты всего класса по определенной проблеме или индивидуальные. Педагоги школы считают, что очень полезно в начальной школе привлекать родителей к процессу проектирования. Но при этом необходимо помнить, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе нарушается сама идея метода проектов. Помочь родительским советом, информацией поддержать мотивацию ребенка — это очень важно [2, с. 14]. Родители больше времени проводят с детьми, а значит становятся ближе к ним и хорошо понимают проблемы своих детей. В результате проектной деятельности восполняется дефицит общения. Огромную роль помощь родителей имеет тогда, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.
В основной школе проектная деятельность носит чаще всего носят творческий характер. Обучающиеся основной школы накапливают самостоятельный опыт, и он становится для них важен, помогает развивать интеллектуальную и социальную сторону личности.
Проектная деятельность на старшей ступени образования носит исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью. Главными направлениями проектной деятельности в МАОУ Сорокинская СОШ № 3 школе являются такие направления: «Предметный проект», «Интеграция», «Социальное проектирование».
На выполнение проекта обычно выделяется необходимый промежуток времени, ученики в Сорокинской школе № 3 выполняют проекты в зависимости от цели.
Темы проектов ребята выбирают в конце учебного года, чтобы было достаточно времени для работы над ним. Работу над проектом проводит один ученик или группа учащихся. В ходе проектной деятельности обучающиеся проявляют творческий подход, самостоятельность в поиске и отборе нужной информации по заданной теме, получают собственный практический опыт в области исследования. В результате проделанной работы обучающиеся создаю продукт, имеющий значимость для автора или авторов и окружающих. Каждый обучающийся имеет руководителя проекта. Главное нельзя забывать, что проектную деятельность проводит ученик, а учитель только помогает преодолеть организационные проблемы.
При выполнении проекта обучающимися учитель выступает в роли консультанта. Основная задача консультанта — направлять деятельность учащихся через проблемные ситуации, они помогают приобрести новые знания, выполнить проект. Консультант обращает внимание на правильное оформление проекта. [3, с. 20].
В проектной деятельности самым важным этапом является постановка цели своей работы. Помощь учителя здесь необходима особенно на этапе осмысления проблемы и постановки цели: автору будущего проекта нужно найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Получив ответ на этот вопрос, обучающийся понимает цель своей работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.
При работе над каждым проектом выделяются этапы работы
- Выбор темы проекта, её актуальности.
- Сбор информации.
- Обработка собранного материала.
- Отчет о проделанной работе обучающихся руководителю проекта.
- Доработка проекта
- Защита.
- Выступление на школьной научно — практической конференции.
Ежегодно 76 % обучающихся школы принимают участие в школьной научно — практической конференции. Все участники школьной конференции награждаются. При успешной защите проекта в школе учеников приглашают принять участие в муниципальной научно — практической конференции и региональной.
Важным этапом при организации проектной деятельности является обучение школьников умению проектировать.
Эту задачу помогает выполнить внеурочный курс «Проект». Занятия ведут по этому курсу классные руководители, учителя, психолог, т. е. педагоги, имеющие высокую компетентность при организации проектной деятельности. Организуя занятия по внеурочному курсу «Проект», педагоги используют современные методы, которые развивают критическое мышление, творческое воображение, помогают находить правильные пути решения задач при организации проектирования.
В Сорокинской средней общеобразовательной школе № 3 открыт центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». В школе имеется доступ к современному оборудованию, что очень важно при организации проектной деятельности. Работа данного центра направлена на формирование современных компетенций и навыков у школьников, в том числе и по проектной деятельности.
Литература:
- Алексеев А. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» № 1, 2018. С.24–34.
- Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. — М.: Просвещение, 2019. — 175 с. — (Работаем по новым стандартам).
- Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. — 2017. — № 11. — С. 20–33
- Тигров, В. В., Тигров В. П. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды // Педагогика. — 2017. — № 10. — С. 43–48