Актуальность выбранной темы заключается в том, что доход субъектов Российской Федерации зависит от сбора региональных налогов и соответственно, чем больше будет доход от этих налогов, тем будет лучше жизнь жителей конкретного региона.
Ключевые слова: налоги, региональные налоги, налоговый кодекс, субъект, регион.
В соответствии со статьёй 8 Налогового кодекса РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. То есть, можно сказать, что налоги являются основным источником дохода государства. В налоговой системе РФ выделяют федеральные, региональные и местные налоги — в соответствии с уровнем бюджета, в который они зачисляются. Главной целью нашей статьи является изучение регионального налога, как дохода в бюджет государства.
Следует определить, что такое региональные налоги. Так, региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. Данные налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, и указанные обязательные платежи зачисляются напрямую в казну субъекта РФ. Региональные налоги устанавливаются на федеральном уровне, а особенности их применения детализируются законодателями субъекта РФ. Стоит отметить, что законодательные органы субъектов РФ при установлении региональных налогов самостоятельно определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, если эти элементы налогообложения не установлены в НК РФ. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующими главами Налогового кодекса. Таким образом, региональные налоги являются основной доходной частью бюджета региона и направляются на реализацию социально-значимых программ и мероприятий конкретного региона.
Согласно статье 14 НК РФ [1] к составу региональных налогов относятся:налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог. Так, налогом на имущество организаций признаётся имущественный сбор, который исчисляют и уплачивают именно юридические лица. Объектом обложения является имущество, которое находится в собственности организации. С 2019 года он фактически стал налогом на недвижимость, кроме земельных участков. Движимое имущество этим налогом больше не облагается. Предельные налоговые ставки установлены налоговым кодексом в размере 2,2 % от среднегодовой стоимости имущества и в размере 2 % от кадастровой стоимости имущества. Также органы законодательной власти субъектов РФ вправе снижать процент налоговой ставки, но не повышать.
Так, например, Законом Саратовской области от 24.11.2003 N 73-ЗСО С 01.01.2021 по 31.12.2021 [2] освобождены от налога на имущество организации, осуществляющие определённые виды экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД: транспортные перевозки, предоставление мест для временного проживания, предоставление продуктов питания и напитков, которые готовы к употреблению непосредственно на месте и в предлагаемых в традиционных ресторанах, заведениях самообслуживания и пр., демонстрацию кинофильмов, туристическую деятельность и др. Также законодатели предусматривают определенные льготы для налогоплательщиков. Освобождаются от уплаты налога на имущество учреждения и организации уголовно-исполнительной системы, церкви, организации инвалидов.
Обращаясь к налогу на игорный бизнес, следует отметить, что к уплате данного налога относятся организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность по проведению азартных игр, которая связана с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр. И в соответствии со статьей 366 НК РФ к объектам обложения налогом относятся: игровой стол; игровой автомат; процессинговый центр тотализатора; процессинговый центр букмекерской конторы; пункт приема ставок тотализатора; пункт приема ставок букмекерской конторы.
Поскольку региональными признаются налоги, зачисляемые в бюджет субъекта, то логично предположить, что правила и особенности налогообложения устанавливаются на уровне данного региона. При этом нельзя забывать, что существуют общие правила, которые распространяются на всю территорию РФ. В частности, заявление налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения должно быть представлено в налоговый орган не позднее чем за пять дней до даты его (их) установки. Такой же срок законодатель отводит для оповещения ИФНС при изменении количества объектов налогообложения, а также для постановки на учёт налогоплательщика, не состоящего на учёте в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (открывается) объект налогообложения.
Для оплаты налогов на игорный бизнес устанавливаются фиксированные ставки, предусмотренные для каждого объекта налогообложения. Размеры минимальных и максимальных ставок закреплены в статье 369 НК РФ. Если регион не установил свои конкретные значения для ставок данного налога, то налогоплательщики должны применять минимальные значения.
Транспортный налог и его уплата установлены в статье 358 НК РФ [3]. Данный налог уплачивают лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. Налог возлагается не только на лиц, имеющих автомобиль, но и другие транспортные средства, например, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, также сюда относятся самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ. В данном случае размер налога будет зависеть от мощности двигателя транспортного средства. И базовая налоговая ставка будет определяться федеральным налоговым кодексом, но нельзя не отметить, что региональными законами ставка может быть увеличена или уменьшена в 10 раз. Из всего этого следует, что транспортный налог приносит не малую часть в бюджет государства, так как обладателем транспортного средства является каждый второй.
Но также регионы вправе устанавливать льготы по уплате налога, и в качестве примера можно привести закон Саратовской области от 25.11.2002 N 109-ЗСО (ред. от 10.04.2020). Согласно этому закону были освобождены от транспортного налога с 01.01.2020 по 31.12.2020 организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие следующую деятельность согласно ОКВЭД: регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении; в междугородном сообщении; в международном сообщении [4].
Важное значение налоговых зачислений заключается в том, что они являются основой развития экономики субъектов РФ. То есть, чем больше поступлений от налогов, тем больше возможностей на реализацию различных программ. Также, можно отметить, что роль региональных налогов в формировании доходов бюджетов субъектов Российской Федерации заключается в следующем: на федеральном уровне устанавливаются общие принципы их исчисления, а ставки налога и состав льгот, предоставляемых по налогу, определяются региональным законодательством и в дальнейшем распределяются в соответствии с задачами, которые стоят перед субъектами.
На данном этапе развития региональных налогов стоит отметить, что эффективность бюджетных доходов возрастёт только тогда, когда на территории конкретного субъекта РФ будет предприниматься больше усилий и мер при мобилизации своих собственных доходов, чем при сборе налогов исключительно для правительства. Решение недочётов кроется в усовершенствовании налогового законодательства. Необходима фискальная децентрализация, то есть наделение количественно и качественно налоговыми полномочиями субъектов. Необходимо ввести источники для увеличения количества собственных доходных источников и прав по управлению ими. Таким образом, для улучшения финансового положения субъектов РФ, обеспечения устойчивого экономического роста необходимо: исправить пробелы в действующем бюджетном и налоговом законодательства РФ в области расширения фискальных полномочий региональных органов, а также необходимо повысить доли собственных налоговых доходов в бюджетах субъектов РФ [5].
По итогам изучения можно выдвинуть следующее: региональные налоги являются основой бюджета субъектов РФ. Для повышения уровня жизни данных субъектов необходимо уделить больше внимания системе сбора налогов. Но нельзя забывать, что каждое новое предложение по повышению налоговой нагрузки негативно сказывается на уровне жизни населения многих субъектов РФ, связано это с тем, что нарушается принцип «налоговой стабильности».
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. N 31. 03.08.1998. ст. 3824.
- Закон Саратовской области № 73-ЗСО от 24.11.2003 г. «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций» // Газета «Саратов-СП». № 241. 28.11.2003 г. ст.941.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. N 32. ст. 3340.
- Закон Саратовской области от 25.11.2002 N 109-ЗСО (ред. от 10.04.2020) // Газета «Саратов-СП». № 341. 30.11.2002 г. ст.666.
- Е. С. Осипова. Роль и значение региональных налогов в экономическом обеспечении регионов // Материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). С. 64–68.