В статье исследуется учебный стресс у курсантов первого года обучения в образовательных организациях системы МВД России. Рассматриваются особенности организационной среды образовательных организаций системы МВД России.
Ключевые слова: стресс, учебный стресс, стресс-факторы, организационная среда, служебная деятельность.
Учебная деятельность в высших учебных заведениях — один из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов деятельности. С первых дней в вузе стресс в той или иной степени постоянно преследует обучающихся и является причиной нарушений эмоциональной, когнитивной, поведенческой, и мотивационной сфер деятельности. В данный период основной является учебная деятельность, которая сопровождается высоким уровнем стрессовых нагрузок.
Многие исследователи в своих работах отмечают, что у стресса нет единого и четкого определения, как отмечает В. А. Бодров, «в этой области не существует установившейся терминологии, даже определения стресса часто очень существенно различаются» [1]. Само понятие стресс в таких областях знаний как психология, медицина, биология и других чаще всего используется в двух значениях. С одной стороны, стресс является неким фактором, который воздействует на организм, а с другой — это результат влияния данного фактора. Учебный стресс — это разновидность стресса, который включает в себя физиологический, эмоциональный и поведенческий компоненты и проявляется в результате учебной деятельности.
Изучение учебного стресса среди обучающихся является достаточно новым направлением современных психологических исследований, однако в последнее время интерес исследователей в этой области только увеличивается. Результаты исследования могут быть использованы для разработки способов оценки влияния факторов учебной среды на организм обучаемых, а также резервов механизма адаптации к ним. Изучение особенностей учебного стресса у курсантов первого курса позволит предложить психологические рекомендации для учащихся по разрешению возникших сложных ситуаций, вызванных учебным стрессом.
Причиной стресса первокурсников могут стать большие перемены в жизни. Это наиболее трудный этап обучения в вузе. На первом курсе обучающиеся приобретают новый для них статус, адаптируются к новым взаимоотношениям и учебной среде. С первых дней курсанты включаются в сложный процесс учебно-служебной деятельности. Наряду с этим они попадают в условия профессиональных взаимоотношений с курсовыми офицерами. Курсанты первого курса могут испытывать состояние высокого перенапряжения тела, снижение эмоционального и интеллектуального потенциала.
При этом стоит учитывать особенности организационной среды образовательной организации системы МВД России как фактор, влияющий на возникновения стрессов. Организационная среда образовательной организации системы МВД России представляет собой образовательное пространство, объединенное организационной культурой, комплексно воздействующее на развитие личности курсантов, способствующее формированию нетрадиционного мышления обучаемых. Организационная среда вуза — это своеобразный образовательно-воспитательный комплекс, вводящий курсантов в реальную систему общественных и профессиональных отношений, в том числе между педагогами и курсантами, и включающий определенные характеристики своей «внутренней жизни».
Организационная среда образовательных организаций системы МВД России действительно является довольно специфичной, поскольку представляет собой совокупность как характеристик, присущих высшим образовательным учреждениям, так и особенностей, свойственных правоохранительным органам, предполагающим необходимость подчинения, уставной распорядок дня, увеличенные психофизические нагрузки, осознание повышенной ответственности, определенный риск и опасность [7].
Указанные специфические условия жизнедеятельности образовательных организаций МВД России уже сами по себе могут выступать в качестве стресс-факторов для обучающихся, в частности для курсантов первых курсов, только поступивших на службу в органы внутренних дел.
Факторами, определяющими возникновение учебного стресса у курсантов первого курса могут являться недостаточно качественный сон, неблагоприятные физические условия обучения (проживание в общежитии на «закрытой» территории вуза), наличие у курсанта задолженностей и плохой успеваемости (возможно связанной с пропусками по причине несения службы в нарядах), низко развитые навыки рационального планирования и распределения времени, чрезмерная учебная нагрузка, невыполнение или некорректное выполнение заданий, потеря интереса к учебной деятельности или каким-либо её компонентам, конфликты с однокурсниками, преподавателями или курсовыми офицерами.
Стресс, вызванный вышеперечисленными причинами, может привести к серьёзным негативным последствиям, а также отрицательно повлиять на психическое здоровье курсантов. Учебный стресс может привести к раздражительности и нарушению социальных контактов, к бессоннице, учащённому сердцебиению и болям в сердце, к головным болям от постоянного напряжения, повышению или понижению аппетита и, как следствие, проблемам с желудочно-кишечным трактом, а также к тревоге, потере уверенности в себе и снижению самооценки.
Отметим, что возраст курсантов-первокурсников характеризуется тем, что индивидуальные ресурсы представляются неисчерпаемыми, к собственному здоровью молодые люди относятся пренебрежительно. Данному возрасту также характерно большое количество эмоциональных переживаний, это влияет на стиль жизни. Вопросам отдыха и релаксации курсантами первого курса уделяется недостаточно времени.
Для снятия стресса молодые люди могут прибегать к неприемлемым способам, оправдывая все это — «снятием напряжения». Так, алкоголь и сигареты являются неприемлемыми приемами снятия стресса, а общение с друзьями, прогулки на свежем воздухе, физическая активность и другие — приемлемыми.
Итак, специфическая организационная среда образовательных организаций системы МВД России оказывает активное, системное и целенаправленное воздействие на курсантов, трансформирует их поведение в соответствии с ее структурой, правилами, основополагающими организационными нормами и ценностями. Учет факторов организационной среды должен являться предметом пристального внимания со стороны руководителей всех степеней с целью оптимального и эффективного предупреждения возникновения стрессовых состояний у курсантов, оценки и контроля мер, принимаемых для снижения влияния стресс-факторов.
Литература:
- Бодров В. А. Информационный стресс / В. А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ, 2004.
- Бирюков И. В. Современные психотехнологии профилактики и коррекции организационных стрессов и негативных эмоциональных феноменов персонала образовательных учреждений МВД России: учебно-методическое пособие / И. В. Бирюков, В. В. Ермолаев, Ю. А. Кравцова. — М.: ВИМВД России, 2008.