В статье сформулированы особенности психологической подготовки курсантов как будущих офицеров-воспитателей. Рассмотрена специфика их деятельности в дальнейшем с подчиненным личным составом при прибытии в воинские подразделения.
Ключевые слова: психологическая готовность, стрессоустойчивость, роль офицера-воспитателя.
Psychological training of cadets as future officers
The article formulates the features of psychological training of cadets as future officers-educators. The specifics of their activities in the future with subordinate personnel upon arrival in military units are considered.
Keywords: psychological readiness, stress resistance, the role of the officer-educator.
Среди качеств личности офицера, способствующих его успешной деятельности, значительное место занимают социально-психологические и психофизиологические свойства, особенности психических процессов, состояний и свойств личности. Для того чтобы ответить на вопрос, к чему необходимо психологически готовить курсантов, следует провести анализ общих требований, которые предъявляются к личности и психике человека при прохождении военной службы.
Для успешного выполнения задач командиру необходимо иметь большой спектр социально-психологических и психофизиологических качеств, умение анализировать и составлять психологический портрет подчиненных, среди которых можно выделить:
ответственность за подчиненных;
дисциплинированность;
собранность;
стрессоустойчивость;
оценка обстановки и реагирование на её изменение;
прогнозирование развития событий;
контроль за выполнением поставленных задачами.
Также важны психические качества:
продуктивность памяти;
высокая скорость запоминания;
умение действовать в стрессовой обстановке;
гибкость и острота мышления и другие.
Функциональная способность психики человека, ее устойчивость во многом зависят от степени выраженности названных и ряда других социально-психологических и психофизиологических качеств. Отсюда одна из задач психологической подготовки курсантов — формирование функциональной психической надежности, устойчивости психических процессов.
Способность противостоять реальной и мнимой опасности, преодолевать волевыми усилиями отрицательные чувства и состояния называют эмоционально-волевой устойчивостью. Она позволяет человеку управлять своими чувствами, сохранять хладнокровие, совершать целесообразные поступки в самой критической обстановке. Формирование эмоционально-волевой устойчивости — одна из важных задач психологической подготовки военнослужащих, в том числе курсантов высших военно-учебных заведений (ввузов).
Выработка у личного состава хладнокровия, стойкости, стрессоустойчивости и умения преодолевать страх, способности выстоять в сложной обстановке, не снизив при этом эффективности выполнения поставленных задач, непосредственно зависит от эмоционально-волевой подготовки, готовности к постоянному выполнению сложных задач.
Положительные психические состояния военнослужащих — является ключевым моментом, для боеготовности подразделения, воинской части. Если учесть, что огромная разрушительная сила современной боевой техники и оружия предельно повышает роль каждого военнослужащего в бою, увеличивает цену ошибки в его действиях, то становятся понятными важность и необходимость психологической устойчивости личного состава вообще, курсантов в особенности.
Основными факторами, оказывающие влияние на деятельность офицера как руководителя воинского коллектива, можно отнести ответственность за успех, за подчиненный личный состав подразделения, воинской части и сложность воздействия на подчиненных в кризисных ситуациях.
Опасность — характерная особенность условий, в которых действует офицер. Руководитель любого другого коллектива тоже может оказаться в обстановке, угрожающей жизни. Но для офицерского состава опасность в боевой обстановке является повседневной, это обусловлено тем, что в любой момент при появлении угрозообразующих факторов, как военнослужащему в первую очередь необходимо выполнить воинский долг по защите рубежей Родины. Способность у офицера сохранить в бою ясность разума и остроту мышления вырабатывается заблаговременно созданием системы определенных условий, различными средствами и путями.
Эмоциональный стресс особенно активизирует деятельность, когда офицеры возглавляют патриотически настроенных солдат, исполненных решимости отстоять интересы Родины. Известно, что люди по-разному реагируют на опасности: одни испытывают затруднения, уменьшающиеся до некоторого предела в процессе тренировок, другие, напротив, ощущают необычный прилив сил. Повышение всех психических сил и обострение умственной деятельности в атмосфере опасности — черта, отличающая всех хороших полководцев. В одних случаях это проявляется как относительно ровная и неизменно высокая умственная работоспособность, когда ум работает с полной нагрузкой непрерывно, хотя в минуты особой опасности изыскивает дополнительные резервы и еще больше повышает продуктивность. Иногда, в обычное время «ум как бы дремлет», а в острые моменты осуществляется максимальная мобилизация всех его возможностей. Это особенно актуально в современных условиях.
Резкое возрастание требований к качествам личности командира выдвигает на повестку дня вопрос об отборе кандидатов на офицерские должности по степени эмоционально-волевой устойчивости. Одной из особенностей личности кандидата в командные ввузы можно считать характер функционирования психики в опасной ситуации. Если кандидат на высоком уровне эмоционального напряжения не ухудшает продуктивность работы, а улучшает, это означало бы, что у него обнаружен один из компонентов командирских способностей.
Но как бы тщательно ни отбирались кандидаты на офицерские должности, в формировании их морально-боевых качеств решающее значение имеет обучение, воспитание и психологическая стрессоустойчивость. Структура труда офицера по руководству воинским коллективом складывается не стихийно, а обусловливается сущностью и характером задач, стоящих перед подразделением, частью. В едином комплексе операций, составляющих содержание труда руководителя, одни действия офицера преимущественно ориентированы на обучение и воспитание подчиненных, другие — на организацию повседневной деятельности личного состава, поддержание высокой боеготовности подразделения, воинской части. Соответственно, труд офицера в одних случаях носит воспитательный, педагогический характер и направлен на подготовку подчиненных, всестороннее формирование личности гражданина, в других — управленческий характер.
В социально-психологическом смысле подготовка личного состава и управление им призваны решить в конечном счете общую задачу — обеспечить такое поведение военнослужащих, которое объективно необходимо, исходящее из задач управленческого звена, общественными и государственными интересами. В этом одно из проявлений единства и организованной взаимосвязи указанных выше деятельности офицера, обладающих специфическими особенностями.
В процессе подготовки (воспитания и обучения) курсантов постоянно имеется в виду их будущая деятельность в мирное и военное время; осуществляется развитие качеств воина-патриота, высоких нравственных чувств у каждого обучаемого и воинского коллектива; приобретение духовных сил, поддержание и наращивание физических сил, формирование способности к выполнению различных служебных задач.
Выпускник ввуза, организуя военную и боевую подготовку подчиненных, также направляет основные усилия на приобретение личности военнослужащего и воинского коллектива в знаниях, умениях, навыках и возможность применить полученный опыт для выполнения поставленных задач.
В управленческой, организаторской деятельности основное внимание обращается на социальный продукт ратного труда, его объективный результат, на изменения окружающей действительности. Управление имеет дело с повседневной деятельности подчиненных, направляет поведение людей непрерывно и постоянно. В процессе управления офицер, руководствуясь своим служебным положением и полученными задачами от старшего начальника, ответственен за конкретные практические задачи и ставит их перед военнослужащими в рамках законодательной и нормативно-правовой базы, а также активизирует мотивы их выполнения. Воздействуя на цели и мотивы, добиться от личного состава такого поведения, которое обеспечит объективно необходимый результат деятельности, так можно сформулировать содержание управленческого труда в социально-психологическом понимании. Разумеется, при этом нельзя рассматривать военнослужащего как объект управления, становящийся активным только под внешним воздействием.
Управление поведением военнослужащих во многом осуществляется через влияние на психологию воинских коллективов и воинских микро групп, через такие ее компоненты, как коллективное мнение и настроение. Управление преимущественно имеет дело с этими динамичными социально-психологическими явлениями в воинском коллективе. Управление коллективным поведением сводится главным образом к систематической постановке конкретных практических задач и организации вокруг них положительных настроений, способных вызвать к жизни коллективную волю, а также к непрерывному изучению и учету динамики коллективных психических явлений в ходе выполнения задач.
Специфика подготовки личного состава и управления им находит отражение в конкретных трудовых операциях офицера, выполняемых в зависимости от характера деятельности подчиненных. Кратко рассмотрим особенности труда офицера по обеспечению руководства личным составом.
Боевая деятельность. Бой как вид деятельности не только учит, но и воспитывает человека. За одно сражение человек переживает порою столько, сколько не переживает и за полжизни. Эти переживания закрепляются в сознании и поведении, жизненном опыте, морально-боевых качествах военнослужащего. Но командир, ведя в бой подчиненных, не всегда ставит цель дать им какие-то знания и навыки, привить те или иные качества. Действия офицера в бою не выступают как обучение и воспитание. Основная задача и цель, которые он четко осознает и реализует — это такое управление поведением подчиненных и воинского коллектива, которое необходимо для достижения победы над противником. А это значит, что из двух основных слагаемых руководства подразделением, частью основой для командирского труда в бою оказывается управление поведением подчиненных.
Примерно такое же соотношение типично и для боевого дежурства. До начала дежурства проводится большая работа по обучению и воспитанию военнослужащих, подготовке их к выполнению должностных обязанностей. В состав дежурной смены не назначают военнослужащего, не готового по уровню знаний нести службу, в расчете на то, что удастся его «по ходу дела» научить. Подобная практика привела бы к снижению боеготовности воинского коллектива. В то же время опыт показывает, что в процессе боевого дежурства мастерство военнослужащего, его морально-боевые качества все более совершенствуются. Словом, боевое дежурство выступает одним из важнейших средств подготовки. Однако по удельному весу в составе командирского труда и здесь подготовка значительно уступает управлению поведением военнослужащих и воинского коллектива. Так же, как и в бою, основной социально-психологический смысл труда командира в ходе боевого дежурства заключается в управлении личным составом.
При несении караульной и внутренней службы подготовка военнослужащих имеет несколько больший вес. Так, например, некоторые действия в обязанностях дневального могут быть повторены для целей обучения и воспитания. Даже при несении караульной службы командир (начальник) в той или иной мере «повышает компетентность» караульных (изучение и повторение обязанностей, изучение табеля постам, порядка действий в той или иной ситуации, порядка несения службы и т. д.). Тем не менее, ведущим в труде командира (начальника) и здесь оказывается управление поведением, обеспечение такого поведения, которое необходимо для надежной охраны объектов караулом, поддержания внутреннего порядка составом наряда и контроль их соблюдения от других военнослужащих и т. п.
Иначе складывается соотношение компонентов руководства подразделением, воинской частью в процессе боевой подготовки. Обучение и воспитание становится здесь предметом особой заботы командира, а управление поведением отодвигается на второй план, хотя и не снимается. Обучение как одно из слагаемых подготовки преследует цель обучить военнослужащих определенным «багажом» знаний, навыков и умений и возможностью его применить в практике.
Система действий командира в процессе обучения, подчиненных включает элементы двоякого рода. Во-первых, офицер перерабатывает и излагает учебный материал применительно к уровню понимания его военнослужащими. Во-вторых, одновременно предпринимает ряд мер, направленных на побуждение подчиненных к активной самостоятельной работе. Эта сторона руководства учебной деятельностью военнослужащих и воинского коллектива представляет управление их поведением и играет важную роль в повышении эффективности обучения.
Рассмотрим соотношение элементов подготовки подчиненных и управления ими в деятельности офицера при организации повседневной деятельности. Например, для специалистов уход за боевой техникой, выполнение привычных, хорошо усвоенных регламентных работ в период, когда подразделения не несут боевого дежурства, и т. д. Данные работы нельзя отнести к боевой деятельности или к боевому дежурству. Их также нельзя считать и учебой, либо операции, предусмотренные регламентом, прежде изучались в учебном подразделении, затем неоднократно выполнялись в части, вследствие чего освоены достаточно глубоко и прочно. Момент обучения тут незначителен, хотя нельзя отрицать дальнейшего совершенствования мастерства в процессе труда.
В этих случаях основными частями процесса руководства оказываются воспитательная сторона подготовки и управление поведением военнослужащих. Цель воспитания здесь состоит в том, чтобы добиться наибольшего влияния деятельности на личность военнослужащего. При управлении поведением основной предмет заботы офицера — результат труда подчиненных.
Какую бы сферу воинской деятельности мы далее ни взяли, труд руководителя везде включает элементы подготовки и управления. Причем, если обучающие и воспитывающие моменты не всегда четко выражены, управление личным составом осуществляется непрерывно. Это выражено необходимостью поддержания постоянной высокой боевой готовности подразделения, части.
Твердость в психологическом смысле — это степень соответствия поведения, подчиненных замыслу начальника, объективной необходимости, правовым и моральным нормам, положениям воинских уставов. Управление является твердым, если руководитель непрерывно обеспечивает должное поведение военнослужащих и осуществляет должный контроль и требование к выполнению поставленных задач.
Проведя анализ профессиональной деятельности офицера можно с уверенностью сказать, что психологическую подготовку курсантов целесообразно строить в следующих взаимосвязанных направлениях: к действию в роли война (бойца); управлению поведением военнослужащих и воинских коллективов в ходе повседневной службы и в бою; к организации обучения и воспитания личного состава; воздействие на военнослужащих, которые исполняют обязанности не достойно.
Каждое из этих направлений призвано формировать у курсантов наряду с моральными, боевыми и определенные психологические качества, способствующие успешной профессиональной деятельности офицера.
Во многих исследованиях выявлены особенности деятельности воспитателя и требования к психологии его личности.
Результаты воспитательных воздействий обычно сказываются не сразу, а через определенное время. Деятельность воспитателя носит творческий характер, предполагает необходимость систематически реконструировать свои поступки и поведение в соответствии с меняющимися условиями. Необходимым качеством офицера является психолого-педагогическая наблюдательность. Важно также постоянное стремление офицера к получению социально-психологической информации, с учетом которой принимаются воспитательные и управленческие решения, ибо воспитательное воздействие оптимально только тогда, когда личность берется не изолированно, а в системе связей и отношений с окружающей средой.
В руководстве курсантами, управлении их поведением также имеются специфические особенности. Офицер призван решительно добиваться от всего личного состава добросовестного выполнения своих обязанностей в каждый момент.
Командиры (начальники) курсантских подразделений, преподаватели военно-учебных заведений должны видеть одну из своих задач в том, чтобы психологически подготовить офицеров-выпускников к твердому и умелому управлению личным составом. В этих целях особое внимание уделяется волевой подготовке курсантов, формированию у них необходимых командирских качеств: высокой ответственности, развитого тактического мышления, решительности, твердости, стойкости к переносимым нагрузкам, хладнокровности, отношении к личному составу как к боевой единице, а не личности (имеется ввиду не выделять «любимчиков», а поощрять только за достойные поступки и выполненные в срок поставленные задачи перед военнослужащим).
Литература:
- Мельничук В. А., Китов А. Г., Цыпнятов В. Б. Анализ существующей организации подготовки специалистов, для вновь формируемых подразделений связи // Современные проблемы науки и образования в войсках национальной гвардии РФ. Материалы научных трудов научно-педагогического состава СПбВИ ВНГ. СПб.: ВИ МВД РФ, 2016. С. 199 ‒ 201.
- Китов А. Г., Савлук А. В., Чкан М. А. Психологические аспекты подготовки специалистов связи // Развитие военной педагогике в XXI веке. Материалы V межвуз. науч.-практич. конф. Под ред. С. В. Костарева, И. И. Соколовой, Н. В. Ершова. СПб.: ВАС, 2018. С. 254–258.
- Китов А. Г., Китова М. А., Фадеев А. А. Социально-психологическая и физиологическая характеристика курсантов высших военно-учебных заведений // Развитие военной педагогике в XXI веке. Материалы VI межвуз. науч.-практич. конф. Под ред. С. В. Костарева, И. И. Соколовой, Н. В. Ершова, В. А. Митраховича. СПб.: ВАС, 2019. С. 562–467.