В статье рассматривается зонирование России в рамках стратегического планирования. Проанализирован проект «Стратегия пространственного развития», разработанный Минэкономразвития. Состав зон данного проекта сравнивается с результатами авторского зонирования на основе показателей развития земель и собственности, а также влияющих факторов. Сделан вывод о недостаточном учете земельных ресурсов и земельных отношений в стратегическом планировании.
Ключевые слова: зонирование, экономическое зонирование, урбанистика России, проектный подход в зонировании, земельные ресурсы России.
Национальный земельный фонд — это национальное богатство, рациональное и эффективное использование которого невозможно без соответствующей системы управления. В рыночной экономике необходимо разработать организационные, правовые и экономические механизмы, формирующие экологически и экономически жизнеспособную систему объектов и субъектов землеустройства, увеличивающие доходную часть бюджета и внедряющие наиболее экономически и экологически устойчивые формы государственного, муниципального и частного управления. землеустройство [1]. Система землеустройства может быть федеральной, региональной, муниципальной и внутрихозяйственной в зависимости от формы собственности на землю и органа, выполняющего управленческие функции. Основным способом достижения стратегических целей устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности является реализация стратегических национальных приоритетов, в том числе приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, что невозможно без эффективной системы землеустройства.
Землепользование включает землеустройство, ведение учета (кадастр недвижимости), мониторинг земель, надзор и контроль за землей, планирование землепользования и другие виды деятельности. Одно из таких мероприятий — зонирование. Институт зонирования образовался в результате необходимости разработки механизмов землеустройства, регулирования отношений землеустройства, обусловленных различными государственными и общественными процессами (урбанизация, научно-технический прогресс, расширение промышленного производства, загрязнение окружающей среды и т. д.).
В различных нормативных документах упоминаются оценочные, кадастровые, градостроительные, функциональные, территориальные, экологические, экономические, сельскохозяйственные и другие виды зонирования. Регулирование деятельности по зонированию носит комплексный и межотраслевой характер; Условия и порядок зонирования регулируются различными отделениями.
Таким образом, необходимо решить теоретические и методологические вопросы формирования эффективной системы землеустройства на основе научно обоснованной системы зонирования, которая может стать формой управления и контроля над территорией, инструментом политической власти, направленным на динамику, которую авторы имеют. уже рассмотрены некоторые виды зонирования. Противоречия между результатами разных типов чрезвычайно затрудняют их использование в управлении земельно-имущественной системой региона, особенно при планировании и создании стратегии развития территории как одного из основных управленческих документов согласно Закону. использовать комплексный метод зонирования с учетом различных факторов и природных, социальных, экономических и антропогенных особенностей регионов и муниципальных образований.
Институт зонирования территорий сформировался в результате необходимости разработки механизмов землеустройства, регулирования землеустроительных отношений в связи с различными общественными процессами. «Зонирование» часто определяется как градостроительное зонирование, что неверно, поскольку городское зонирование — это особый тип зонирования, поскольку «зонирование» сочетает в себе множество различных типов: правовое зонирование сельскохозяйственных земель и населенных пунктов, ограничительное зонирование, кадастровое зонирование и т. д. расчетное, функциональное, строительное зонирование, разделение территории национального парка на функциональные зоны и др. Вопросом территорий занимались многие ученые-правоведы.
Однако большая часть из них касалась правового содержания института зонирования, особенностей правового режима отдельных территорий и не учитывала, что содержание отношений в сфере зонирования шире, чем предмет правового регулирования земли. связи. В последние годы наблюдается тенденция отождествлять понятие «зонирование» с территориальным зонированием. Во многих научных публикациях анализируется территориальное районирование [2–6]. При разработке научно обоснованной системы зонирования для землеустройства необходимо изучить и учесть зарубежный и зарубежный опыт. В других странах зонирование является аспектом территориального планирования. В зарубежных странах принято различать две группы систем зонирования — американские (высокая автономия органов местного самоуправления, декларация политики в различных областях в виде стратегических планов социально-экономического развития, зонирование всей территории и ее компонентов). и европейская (набор национальных систем, которые отличаются друг от друга). Основная цель зонирования — ограничение прав собственности в общественных интересах. Развитие территорий начинается с монофункциональных зон (инструменты градостроительства). В их основе лежит принцип жилых, торговых и промышленных зон.
Монофункциональные зоны имеют негативные экономические последствия, причина этих негативных последствий асоциальна с урбанизацией, загрязнением окружающей среды, расовой и социально-экономической сегрегацией [7]. Это характерно для территорий, где использование земли ограничено определенными видами деятельности в пределах района. Положительные стороны этого типа — многолетний опыт, накопленная практика и простота применения. К отрицательным сторонам можно отнести отсутствие гибкости и устаревшую модель территориального планирования [9]. В Дели отдел планирования отвечает за разработку пятилетнего плана и годовых планов, которые включают пятилетние и годовые планы. Для каждых 15 в дополнение к зонам существуют подзоны, которые являются частью зоны со строго определенным использованием, утвержденным типовым планом [10]. Таким образом, западные системы зонирования — это системы планирования территориального развития (правовое зонирование), направленные на определение объема ограничений прав на объекты недвижимости, используемые в интересах сообщества. В
России зонирование — это сложное многомерное понятие: правовой институт, механизм регулирования экономической и иной деятельности, функция управления
Земельный фонд России, являющийся объектом землеустройства, куда входят земельные ресурсы имеют различный климат (территория страны простирается от вечной мерзлоты до субтропиков), почвенный (65 основных типов почв), ареал (по площади крупнейший регион России (Республика Саха) в 3568 раз больше его наименьшего субъекта (л), правовой (разделение)). на 7 категорий земель и 13 видов разрешенного использования), экономического (кадастровая стоимость земельных участков отличается в 217 раз), административного (долевая собственность на землю от 32 до 100 %) характеристик. Необходимо объединить регионы по их характеристики, влияющие на землеустройство. Федеральный закон «О государственном стратегическом планировании» заложил основу для разработки документов стратегического планирования. Основным региональным документом является стратегия социально-экономического развития. Этот документ регулирует экономические аспекты территории, в том числе землеустройство и хозяйственные земельно-имущественные отношения. Все регионы России приняли стратегии социально-экономического развития до 2025 или 2030 года.
Российские регионы включили в эти документы анализ своих земельных ресурсов и региональных земельно-имущественных отношений. Более 60 % регионов включали не более 2 стратегических приоритетов. Россия разработала проект Стратегии пространственного развития, предполагающий зонирование территории страны на 14 макрорегионов. Районирование страны проводилось исходя из природно-климатических, экономических, социальных, особенностей развития регионов. При определении границ и состава макрорегионов земельные участки и объекты недвижимого имущества, расположенные на них, не учитывались. Авторами проведено районирование регионов России по земельному ресурсу и развитию объектов недвижимости использовались характеристики, разделенные на несколько групп:
- Показатели кадастрового учета и регистрации прав собственности, включая количество зарегистрированных земельных участков, выданных свидетельств, зарегистрированных прав и т. д.;
- Показатели, характеризующие земельный фонд области, в том числе структуру по категориям, площадям земельных участков и т. д.;
- Показатели государственного земельного контроля, включая количество проверок, нарушений, штрафов и т. д.;
- Показатели, отражающие состояние земли, в том числе количество сделок, площадь проданных и сданных в аренду земельных участков и т. д.;
- Стоимостные показатели, в том числе кадастровая стоимость земли, размер земельного налога.
В первую зону входят Ленинградская, Нижегородская, Челябинская области и Пермский край. Для этих регионов характерно значительное количество зарегистрированных земельных участков и зарегистрированных прав (средне-сезонные значения этих характеристик превышают среднероссийские на 30–100 %); высокая степень урбанизации и промышленного освоения (доля средне-сезонной площади земель населенных пунктов, земель промышленного и другого специального назначения составляет 155 % и 104 % от среднероссийских показателей соответственно) и низкие значения площадей лесных и особо охраняемых территорий. площади (39 % и 19 % соответственно); большое количество сделок с земельными участками; значительная кадастровая стоимость земельных участков и значительный размер земельного налога. Сравнивая состав этой зоны с макрорегионами в Стратегии пространственного развития, можно увидеть, что Нижегородская область и Пермский край являются частью одного макрорегиона. Ленинградская и Челябинская области относятся к другому макрорегиону.
В третью зону входят Белгородская, Тверская, Тульская, Вологодская, Волгоградская, Иркутская и Новосибирская области, Ставропольский, Алтайский и Приморский края, а также Ханты-Мансийский автономный округ. Среди этих регионов Тверская и Тульская были отнесены к макрорегиону 1, а Новосибирская область и Алтайский край — к макрорегиону 11. Все остальные регионы относятся к разным макрорегионам, при этом земельные и имущественные сферы этих регионов имеют много Общие: среднероссийский размер земельного налога и арендной платы; низкая активность на рынке земли; удельный вес промышленных, сельскохозяйственных и жилых земель выше среднероссийского; высокая доля государственной земли; высокая степень эффективности государственного землеустройства. Ни одна из зон не содержит более двух регионов, входящих в один стратегический макрорегион; в зонах 10 и 14 все регионы относятся к разным макрорегионам.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что характеристики земельно-имущественного комплекса не учитывались при разработке проектов Стратегии пространственного развития России и региональных стратегий. Проведенное авторами зонирование России по земельно-имущественным характеристикам открывает широкие возможности для землеустройства.
Литература:
- Варламов А, Гальченко С и Богданова О 2018 Теоретические и методологические основы формирования устойчивой системы управления земельными ресурсами Конференция IOP. сер. Матер. наук и 451(1) 012141
- Липский С. А. 2016 Управление земельными ресурсами как условие замены института категорий земель территориальным зонированием Имущественные отношения в Российской Федерации 11 18–23
- Бондарь П. А. и Купер П. А. 2017 Переход от разделения земель на категории к территориальному зонированию: плюсы и минусы Аграрное и земельное право 10 18–21
- Чурсин А. И., Тихонов Е. А. и Косматова А. О. Анализ и перспективы перехода к территориальному зонированию Инт. Дж. отдел прикладных и фундаментальных исследований 8–1 75–7
- Самофалова Л. П., Ларионов А. О., Бочаров М. Н. и Чуприн Д. А. 2016 Территориальное зонирование земель Достижения современной науки и образования [на русском языке — Успехи современной науки и образования] 7(12) 71–73
- Клюшниченко В. Н., Ильиных А. Л. и Киселева А. О. 2017 Последствия отказа от целевых категорий земель Интерэкспо Гео-Сибирь 3–2 152–5
- Управление городскими ливневыми водами в Соединенных Штатах 2009 (Национальная академия наук)
- Стефани Карл Дж. и Мэрилин С 2012 Зонирование 101 3-е издание (Национальная лига городов)
- Антропов Д. В. и Комаров С. И. 2018 Анализ эффективности управления земельными ресурсами в регионе на основе метода комплексного (кластерного) зонирования территорий (на примере земель сельскохозяйственного назначения) — Сельскохозяйственный Ж. 5 16–9
- Комаров С. И. Стратегическое региональное планирование 2017 года в области земельных и имущественных отношений Имущественные отношения в Российской Федерации, 7 82–98