В основе экологического воспитания лежат главные законы экологии: среда и организм; человек и среда; среда и сообщество организмов.
Все позиции, составляющие базу экологических знаний учащихся начальных классов, согласуются с общеобразовательной областью по экологии, рассмотренной в общей Концепции среднего образования по экологии. Период начального образования следует рассматривать как план подготовки к ее реализации.
Первые знания в области экологии у школьников помогает сформировать знакомство с конкретными примерами животных и растений. Общечеловеческими ценностями выступают экологические знания детей. Знания детей переходят в отношение, что и определяет выработку ими понятий красота и добро.
Ключевые слова: младший школьник, экологическое воспитание и образование, природа, окружающая среда, мир растений и животных, педагог, начальное образование, организм, охрана природы
Ecological education is based on the main laws of ecology: environment and organism; man, and environment; environment and community of organisms.
All the positions that make up the base of ecological knowledge of primary school students are consistent with the general field of ecology considered in the general Concept of secondary education in ecology. The period of primary education should be considered as a preparation plan for its implementation.
The first knowledge in the field of ecology among schoolchildren helps to form an acquaintance with specific examples of animals and plants. The universal values are the ecological knowledge of children. The knowledge of children is transferred into an attitude, which determines the development of the concepts of beauty and goodness by them.
Keywords: primary school student, environmental education and education, nature, environment, the world of plants and animals, teacher, primary education, organism, nature conservation
Все педагоги прошлого придавали существенное значение природе в воспитании младших школьников. Они видели в ней основу знаний, воли, чувств, ума и источник знаний.
К. Д. Ушинский выступал за то, что детей следует выводить на природу и в этих условиях давать им новые словесные знания, полезные для их интеллектуального развития.
В советском школьном воспитании об идеях знакомства детей с природой также говорили в своих работах А. В. Рыбина, С. М. Петров, В. В. Куропаткин, А. Е. Анфимова и др.
Большой популярностью среди педагогов того времени пользовались пособия М. А. Титова, рекомендации И. А. Егорова и учебники В. В. Шилова.
Существенную роль сыграли труды выдающихся методистов и психологов-педагогов в основе внимания которых было развитие метода наблюдения с точки зрения основного способа знакомства учащихся с природой, накопления, расширения и уточнения их знаний о явлениях и объектах окружающего мира [1, с. 42].
В целом можно отметить, что для начального школьного образования экологическое воспитание является одним из новейших направлений. Оно появилось в 1990 годах и сейчас находится на этапе своего становления.
Главной основой является ориентация ФГОС НОО на знакомство детей с природой. Суть здесь заключается в том, чтобы дать учащимся представления о законах природы, через организацию процесса наблюдения за объектами и явлениями окружающего живого мира.
Младшие школьники через метод наблюдения учатся различать животных и растения, дают им описание, характеристику, устанавливают причинные связи.
Также можно отметить, что начиная с 2010 годов деятельность начальной школы по ознакомлению детей с природой принимает природоохранное направление.
Важный раздел науки экологии контакт человека с природой. Все это способствовало становлению таких отраслей науки экологии как экология человека, социальная экология, это не может остаться в стороне от процесса получения новых знаний школьником.
На вооружение педагогикой начального образования могут быть взяты ситуации и примеры использования человеком ресурсов природы и результаты их воздействия на здоровье людей и природу. Все это поможет сформировать изначальные позиции учащихся в отношении указанного вопроса.
Экологическое воспитание непосредственно связано с наукой экологией и разными ее направлениями. При этом основными определениями науки экологии признаются отношения конкретного индивида со средой его обитания, а также работа экосистемы как сообщества живых организмов, находящихся в связях между собой и обитающих на одной территории.
Данные понятия представляются вниманию ученика в виде конкретных примеров из окружения. Все это формирует у школьника развивающий взгляд на природу и отношение к ней [4, 110].
Формирование экологической культуры является целью экологического воспитания. Оно выступает основным компонентом личности, которая позволяет в будущем грамотно освоить отношения между природой и человеком. Это обеспечит его развитие и выживание, что предусмотрено Концепцией общего среднего экологического образования.
Указанная цель также ориентирована на гуманистические ценности развития личности школьника, что предусмотрено программой начального образования:
— формирование основных качеств человеческого начала;
— закладка фундамента личностной культуры.
Современная педагогическая наука нашего времени ориентирована на истину, добро, красоту в себе самом, других людях, природе и рукотворном мире.
В основе экологического воспитания лежат главные законы экологии:
— среда и организм;
— человек и среда;
— среда и сообщество организмов.
Основы экологической культуры формируются при общении ребенка с миром природы, все это осуществляется и контролируется педагогом. Дети изучают растения, среду обитания животных, условия их жизни, развития и роста, а также знакомятся с разными предметами, которые люди изготавливают из природных материалов (корзины, деревянные шкатулки, лапти, и др.) [3, 79].
Развитие начал экологической культуры — это формирование правильного отношения не только к природе и ее разнообразию, но и людям, которые ее охраняют, создают на ее основе духовные и материальные блага. Одновременно это и отношение к себе, как к важной составляющей природы, осознание важности здоровья, жизни и их связи с окружающей средой, также это умение находить связь с природой.
Задачи экологического воспитания заключаются в создании специального вида образовательной и воспитательной модели, при которой формируются первые представления учеников, поступивших в школу об экологической культуре.
В ФГОС НОО также указаны следующие задачи экологического воспитания младших школьников:
— создание в образовательной организации предметно-развивающей среды, способствующей организации процесса экологического воспитания детей;
— определение уровня экологической культуры детей их достижений в поведении, мышлении, эмоциональной сфере при общении с природой, людьми, предметами и оценке себя в целом;
— формирование в групповой среде атмосферы значимости проблем экологии и экологического образования;
— реализация работы по применению определенной технологии в работе со школьниками, ее расширение;
— постоянное повышение квалификации педагогического коллектива в области овладения методами экологического образования и воспитания и ее пропаганда среди родителей учеников.
Развитие начал экологической культуры осуществляется под воздействием знаний личности [5, 89].
Можно отметить, что содержание экологического воспитания содержит в себе два основных раздела:
— передача экологических знаний;
— изменение на основе знаний отношения к природе.
Получается, что основу экологическому сознанию дают экологические знания, они формируют осознанное отношение личности.
Если ученик не понимает закономерностей природы, а также связей человека с окружающей средой, его отношение к живому окружению не может быть основой экологической культуры, то есть не может выступать основой экологического сознания, здесь отсутствуют реальные процессы и опора идет лишь на субъективную сторону.
Законы природы школьники начинают осваивать в начальных классах в рамках экологического воспитания. Ряд отечественных и зарубежных исследователей доказали успешность и возможность реализации данного процесса.
Здесь в состав экологических знаний входят следующие основные компоненты:
— применение ресурсов природы в быту человеком, в хозяйстве, загрязнение природы, ее восстановление, охрана и др.;
— среда обитания человека, условия его жизни и деятельности, факторы, влияющие на здоровье;
— разнообразие живых организмов, их сообщества и единства;
— связь растений и животных, их приспособление к среде, рост и развитие.
А. А. Миронов к основным разделам классической экологии относят:
— синэкологию, которая рассматривает особенности жизни организмов в сообществе с другими во внешней среде;
— аутэкологию, которая рассматривает деятельность отдельных организмов в их единстве.
Первые знания в области экологии у школьников помогает сформировать знакомство с конкретными примерами животных и растений, установление их связи с окружающей средой, зависимость от нее и др.
Дети постигают основу связи строения и работы отдельных органов, контактирующих с окружением. Наблюдая за ростом и развитием отдельных животных и растений, младшие школьники понимают их потребности во внешней среде на разных этапах своего становления. Значимым здесь остается труд человека как фактор, преобразующий окружающую среду.
Также педагог стремиться познакомить школьников с разными группами животных — формирует первые знания об экологических системах, пищевых цепочках, которые в них действуют [2, 80].
Здесь детям даются знания о единстве природы, ее многообразии — сходстве разных животных и растений, их жизни в условиях нормальной среды. Дети начинают понимать ценность и значимость здорового образа жизни и здоровья в целом.
Заключительной позицией идет формирование компонентов социальной экологии, которые позволяют показать на определённом примере использование природных материалов и других ресурсов в быту и хозяйстве человека. Знакомство с данными ситуациями, позволяет вырабатывать у учащихся бережное отношение к богатствам природы.
Таким образом, все позиции, составляющие базу экологических знаний учащихся начальных классов, согласуются с общеобразовательной областью по экологии, рассмотренной в общей Концепции среднего образования по экологии. Период начального образования следует рассматривать как план подготовки к ее реализации.
Общечеловеческими ценностями выступают экологические знания детей. Знания детей переходят в отношение, что и определяет выработку ими понятий красота и добро.
Литература:
- Лужков, Л. М. Экологическое воспитание и образование младших школьников / Л. М. Лужков // Вопросы психологии. — М., 2018. — С. 41–45.
- Маршевая, В. В. Дидактические игры о природе в условиях начальной школы / В. В. Маршевая // Психология детей. -М., 2020. — С. 78–84.
- Малафеева, И. С. Знакомство учеников начальных классов с миром растений и животных / И. С. Малафеева // Педагогика. -М., 2020.- С.78–80.
- Осипова, А. А. Диагностика уровня развития знаний о природе у детей семилетнего возраста / А. А. Осипова. — Москва: Сфера, 2019. — 412 с.
- Петров, А. А. Экологическая культура учеников начальной школы / А. А. Петров. — Иркутск: Пресса, 2019. — 368 с.