В настоящее время увеличилось число детей с различными отклонениями и нарушениями в психическом развитии, которые имеют статус ОВЗ. У этих детей имеются смешанные, полные или парциальные нарушения в развитии: страдают сенсорная, познавательная, регуляторная и/или эмоционально-волевая сферы, нарушены пространственно-временные ориентиры, координация движений. Дети с ОВЗ объективно нуждаются в комплексной специализированной помощи и активном психологическом сопровождении их полноценного и доступного развития, воспитания, обучения. Во многом эти дети, как и другие, имеют свою систему ценностей, потребностей, свой характер. Специфичность этого вопроса в том, что для них процесс приспособления к социуму будет происходить несколько иначе, чем у других, что обусловлено их физическим и психическим здоровьем; особыми потребностями в организации образовательного процесса; внутренней установкой такого ребенка в отношении к окружающим, к своему недугу. Все это важно учитывать тем специалистам, которые взаимодействуют с ребенком ОВЗ, и, безусловно, большая роль в этом отводится психологу будь то образовательного учреждения или же специализированного, коррекционного.
Психологу, работающему с детьми ОВЗ, важно придерживаться нейропсихологического подхода как условия здоровьесбережения таких детей. Он позволяет раннее определение механизмов дизонтогенеза и формирования нарушений функций ЦНС, лежащих в его основе, что способствует своевременному и адекватному подбору коррекционных программ для преодоления нарушений той или иной сферы развития ребенка. Применение психологами такой системы с нейрокоррекционным воздействием, может оказать положительное влияние на сформированность мозговых процессов детей ОВЗ, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем психическом развитии.
Нейропсихологический подход основан на замещающем онтогенезе (А. В. Семенович), т. е. если у ребенка возникли и проявляются патологические симптомы в движениях, речи, в общем психическом развитии, следовательно, на определенном этапе его развития воздействовали патогенные факторы, приведшие к такому состоянию. Задачей психолога становится прояснить то, какие функции остались сохранными, компенсаторными, а какие были утрачены ребенком или не имели своего формирования вовсе [1, с. 22]. Далее важно выстраивать взаимодействие с ребенком и его семьей исходя из запроса и возможностей его реализации в текущей жизненной ситуации, семейной истории. Психолог помогает сформировать ориентиры этих детей и их родителей на возможности, навыки и способности, что позволяет этим детям не ограничиваться сознательно на тех, которых у них нет.
Психолог обязан придерживаться основополагающих принципов нейропсихологического подхода в работе с детьми ОВЗ: принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребенка; на сохранные формы деятельности; принцип «от простого к сложному» и постепенному введению новых видов деятельности; принцип опоры на предметную деятельность и ее организацию; принцип программированного обучения/коррекции; эмоциональный контакт с ребенком.
Нейропсихологический подход в работе психолога базируется также на теории развития ВПФ Л. С. Выготского, учении А. Р. Лурия о 3-х функциональных блоках мозга, теории нейропсихологической реабилитации Цветковой Л. С. Данный подход предполагает построение коррекционно-развивающей работы с ребенком ОВЗ с учетом его индивидуально-типологических нейропсихологических особенностей: состояния каждой ВПФ, выделение сильных и слабых сторон, компонентов развития ВПФ и включает следующие этапы: диагностический, установочный, коррекционный и этап оценки эффективности коррекционно-развивающего воздействия [4, с. 122].
Немаловажным аспектом знания и применения психологом в работе с детьми ОВЗ является нейропсихологическая диагностика, позволяющая не только определить локализацию поражения, но и этап до которого созрели эти структуры, что позволяет пройти с помощью коррекционных упражнений тот путь, который здоровый ребенок проходит естественным путем. На основании диагностических данных разрабатывается коррекционные приемы, оценивается эффективность их воздействия [4, с. 12]. Цель диагностического этапа — установить наличие повреждения или запаздывания функционального созревания мозговых структур. При проведении диагностики первостепенным является выявление не актуального уровня знаний и умений, а соотношения базовых патогенных факторов и сохранных звеньев психической деятельности. В последующем, на основании диагностических данных разрабатывается коррекционная программа, индивидуальная для каждого ребенка. Диагностика используются не только для выбора коррекционных приемов, но и для оценки эффективности их воздействия в динамике [6, с. 57].
Так, нейропсихологический подход предполагает диагностику, учет и коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), и эмоционально-волевой сферы ребёнка с ограниченными возможностями здоровья [3, с. 34].
Таким образом, психолог, в процессе взаимодействия с детьми ОВЗ использующий в своей работе нейропсихологический подход, следующий его базовым принципам, этапам, выстраивает такую коррекционно-развивающую среду и пространство, которая становится максимально эффективной площадкой для учета сильных и слабых сторон каждого особенного ребенка. Придерживаясь такого подхода, психолог не только стремится соответствовать и выполнять нормативы, тщательно диагностировать, но и придерживается ориентиров индивидуально-личностных типологических свойств сохранных и ограниченных особенностей детей для их успешного использования дальнейшем. Всё это соответствует созданию адекватной развивающей среды на раннем и последующих этапах результативного коррекционного воздействия относительно всех сфер жизни, в которые включен ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья.
Литература:
- Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. — М.: Генезис, 2005.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2010.
- Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Хомская Е. Д. Нейропсихология. — СПб.: Питер, 2007.
- Конева Е. А., Рудаметова Н. А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. — Новосибирск, 2008.
- Цветкова Л. С. «Методы нейропсихологической диагностики детей», М., 1998г.