В статье рассмотрены основные подходы к введению элементов истории математики в средней школе с целью развития познавательного интереса. Проанализированы основные формы использования исторических сведений на уроках и занятиях внеурочной деятельности.
Ключевые слова: история математики, познавательный интерес, школьная математика.
В современном мире существуют определенные требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. К ним относят ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию с учётом устойчивых познавательных интересов [2]. Усовершенствование методики преподавания математики направлено на активизацию познавательной активности среди учащихся.
Существуют различные подходы к определению данного понятия. Проблема развития познавательного интереса подробно описана в трудах Галины Ивановны Щукиной. Автор даёт следующее определение: «Познавательный интерес — избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [3].
Использование исторического материала на уроках математики в средней школе повышает познавательный интерес учащихся к предмету. Интеграция истории и математики пробуждает стремление получить как можно больше информации о математических сведениях.
Более того, логика последовательности изучения математики продиктована историческим становлением этой области знания. Разумеется, проходить учебные материалы в такой же последовательности, в какой он накапливался в науке, не представляется возможным. Этот процесс не был постоянным, встречались и трудности, и препятствия, и противостояние различных точек зрения. Кроме того, исторический процесс включает в себя не только периоды расцвета науки, но и сильного упадка. В обучении же мы должны выстраивать учебный материал, руководствуясь принципами последовательности, доступности и логической стройности.
Несомненно, изучение истории развития математики позволяет создать благоприятные условия для приобщения учащихся к исследовательской деятельности, что в свою очередь открывает огромные горизонты для становления их личности и увеличивает интерес к предмету. Чтобы полноценно заинтересовать учащегося в предмете необходимо, в частности, ознакомление с сущностью исторических вопросов, изучение биографии людей, которые внесли огромный вклад в эту науку.
При помощи использования исторических сведений на уроке, учитель может дать возможность ученикам самим выводить формулировки некоторых теорем, «открывая» их заново, искать их доказательства, пробуждать в учениках желание самостоятельно находить интересные исторические факты, которые связаны с открытиями в мире математики, делиться ими со своими одноклассниками. Результатом такой деятельности является самоопределение в научных интересах, уверенность в своих возможностях и умение отстаивать свои взгляды и убеждения.
В работе с учащимися основной школы и старших классов можно применять такие формы использования исторического материала, как написание историческая справки, статьи (сочинения) на историческую тему, реферата, посвященного истории математики, проекта по истории математики, решение на уроках исторических задач.
Формы проведения уроков с использованием исторического материала |
Формы проведения внеурочной работы с использованием исторического материала |
- Создание соответствующей проблемной ситуации; — Короткое сообщение ученика; — Доклад ученика; — Беседа или рассказ учителя; — Урок или семинар по определенной теме. |
- Историческая математическая газета или рубрика настенной классной газеты, посвященной вопросам истории математики; — Историческая математическая викторина; — КВН по истории математики; — Исторический математический вечер; — Серия кружковых, или факультативных занятий, или элективных курсов [1]. |
Например, при рассмотрении темы «Деление обыкновенных дробей» в 5 классе можно предложить разрешить ребус.
«Выполните указанные действия с дробями. Найдите соответствующую вашему ответу букву в таблице. Расшифровав пентаграмму, вы узнаете имя человека, чей папирус с решением задач на деление дробей дошел до нас.
1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) .
Е — ; Х — 6; И — 2; А — ; Д — ; M — ; С — »
Правильный ответ — Ахмес. Действия с дробями считались самой сложной наукой. Так египтяне все дроби старались записать как суммы долей, то есть дробей вида . Иногда это бывало неудобно.
Можно предложить детям решить задачу из папируса Ахмеса: «Разделить 7 хлебов между 8 людьми».Раньше по-египетски эту задачу решали следующим образом:
«Каждый хлеб нужно было разрезать на 8 частей, а значит, нужно провести 49 разрезов. Дробь записывали в виде долей: . Поэтому каждому человеку надо дать половину хлеба, четверть хлеба и восьмую часть хлеба; поэтому четыре хлеба разрезаем пополам, два хлеба — на 4 части и один хлеб — на 8 частей, после чего каждому даем его часть».
Гораздо удобнее использовать правило деление дробей, которому посвящён этот урок.
Такой приём способствует развитию познавательного интереса. Для закрепления интереса к историческим сведениям можно предложить найти другие задачи, которые египтяне решали иначе, чем в настоящее время.
Таким образом, включение исторического материала на уроках математики может стать не только одной из самых интересных частей урока, но и способствовать последующим исследованиям школьников, развитию их познавательного интереса.
Литература:
1. Безенкова, Е. В. Использование исторического компонента на уроках математики / Е. В. Безенкова. // Санкт-Петербургский образовательный вестник. — 2017. — С. 32–35.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru (Дата обращения 19.12.2021).
3. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М., 1988. — 203 с.