Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 22.12.2021

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Одилова, Д. И. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста / Д. И. Одилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 401-403. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87246/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность работы. Жизнь в обществе постоянно меняется и преобразовывается наряду с теми или иными событиями. Перед образовательными учреждениями ставятся задачи духовно-нравственного воспитания и развития учащихся, подготовка ответственных граждан, которые смогут оценить происходящее вокруг, ставить цели перед собой и достигать их в соответствии с интересами окружающих их людей. Решение таких проблем можно достичь, обучая лучше всего с младших лет.

Для обучения детей нравственному воспитанию в образовательных учреждениях изучают художественную литературу, устраиваются просмотры детских фильмов и мультфильмов. Детей дошкольного и младшего школьного возраста очень привлекают просмотры мультфильмов.

Отечественными педагогами и психологами проведены множественные исследования об эффективных воздействиях мультфильма в воспитательной среде. Н. Е. Маркова [1], И. Я. Медведева [2] демонстрируют ребенку наглядно самые разные способы общения и взаимодействия с окружающим миром. Дети любят копировать поведение своего любимого героя как в мультфильмах, так и в жизни следя за поступками взрослых. Важно учитывать, что не каждый мультфильм может быть поучительным или полезным для ребенка. Считается, что зрительные образы сохраняются в памяти ребенка сильнее, нежели прочтение книг. По этой причине правильный подбор мультфильмов для обучающихся является важной задачей.

Нравственные нормы играют очень важную роль в становлении личности, представляя собой общие требования к человеку. Нарушение этих правил несет за собой ответственности. Нравственные нормы оценивают поведение человека, выделяя плохие или хорошие поступки. Необходимо дать нравственные знания с самого раннего детства, поскольку эти знания дают ребенку не только понимание о принятых в обществе нормах поведения, но и представление о последствиях в их нарушении.

Начальное образование — это основное звено, где учат детей понимать и выявлять наличие проблемы, быть готовым принимать решения исходя из знаний. Их задачей является становиться гражданами, способные самостоятельно оценивать происходящее и строить планы, учитывая интересы окружающих его людей.

Цель исследования: проводить исследование духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

— рассмотреть теоретические основы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;

— провести методические исследования, определяющие уровень усвоения духовно–нравственного воспитания младших школьников.

Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания.

Предмет исследования: особенности духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.

На протяжении всей жизни человек осваивает знания о нравственных ценностях. Важным в этом процессе является возрастные особенности. По мнению В. С. Мухиной, освоение нравственных ценностей — процесс непрерывный, проходящий определенным закономерностям и этапам [3, с. 322].

В школе начальных классах дети активнее начинают усваивать нормы и правила поведения. Учатся на примере своих сверстников. Стараются оценивать поступки остальных детей и, анализируя последствия, делают выводы. Педагог Л. И. Рувинский подчеркивал, что некоторые моральные нормы, хоть и зарождаются в младшем школьном возрасте, но еще слабо выражены, поскольку у детей этого возраста еще недостаточно развито самосознание, и они не могут осознать свои качества и соотнести их со своими поступками [4, с. 98].

Во время изучения данной темы было проведено исследование среди младших школьников с 1 по 4 классы на базе МБОУ «Лубянская средняя школа». По анализам результатов медицинских обследований учащихся в классах в основном ученики, имеющие основную группу здоровья.

Уровень интеллектуального развития классов средний. Есть дети с ярко выраженным интеллектуальным потенциалом. Есть дети, которые проявляют большую активность на уроках и другие.

Все ученики класса активно участвуют в учебной деятельности, у большинства из них сформирована стойкая учебная мотивация, выраженная высокой активностью на уроках, стремление получить хорошую оценку.

Изучение знаний о теоретических основах духовно-нравственного воспитания младших школьников началось с эстетической беседы с учениками. А так же в ходе беседы использовался метод рассказа. Рассказ назывался «Трудный вопрос», где говорилось о двух одноклассниках. В рассказе говорилось о двух друзьях, один из которых пропускал школу, лгав своей маме. А его друг предложил ему признаться во всем, и что мама поймет его и простит. Но, к сожалению, первому ученику не хватило смелости, и он снова продолжил пропускать школу.

После изучения рассказа были заданы вопросы ученикам для обсуждения, такие как:

— Как бы вы поступи, если бы с вашим другом случилась такая история?

— Можно ли оправдать поступки такого друга?

— Согласны ли вы с мнением, что «тайное становится явным»?

Большинство учеников были на стороне правды. Они были убеждены, что обманывать своих родителей нельзя, что они всегда могут их понять и поддерживать.

Для определения уровня осознания нравственных норм учеников использовалось тестирование по методике «Закончи историю» автора Р. Р. Калининой. Историй было всего 4, которые направлены на выявление уровня осознания таких нравственных норм, как добро и зло, щедрость и жадность, взаимопомощь, ложь и правдивость.

Результаты первой и второй историй об осознании добра и зла, щедрости учеников показали высокую оценку, это говорит о том, что осознание данных нравственных норм находится на высоком уровне.

Анализ третьей и четвертой истории показали среднюю оценку. Это говорит о возможности недостаточного формирования понимания таких нравственный норм, как лень, взаимопомощь, ложь и правдивость.

Таким образом, в процессе исследование определилось, что младшем школьном возрасте мышление у детей еще недостаточно развито, и в этом возрасте закладываются основы моральных и нравственных норм. Они учатся на протяжении всей школьной и внешкольной жизни. Задача взрослых в таких ситуациях — объяснять детям, какие поступки правильны и не причиняют вреда окружающим, а каких поступков лучше не совершать.

Литература:

  1. Марков Н.Е. Думские речи. Войны темных сил/ Н.Е. Марᡃков. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — 704 с.
  2. Медведева И. Я. Кто соблазнит малых сих: СМИ против детей: статьи разных лет //И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова. — Клин: Изд-во Христианская жизнь. — 2006. — 94 с.
  3. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития / В. С. Мухина. — М., 2012. — 640 с.
  4. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности/ Л. И. Рувинский — М.: Издательство Московского университета, 2011. — 184 с. не было переиздания
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, духовно-нравственное воспитание, ребенок, норма, духовно-нравственное воспитание детей, интерес окружающих, нравственное воспитание, поступок.


Задать вопрос