В статье описываются результаты экспериментального исследования влияния тренинга жизненных навыков на психологические защиты и совладающее поведение студентов-психологов. В эксперименте реализован квазиэкспериментальный план с двумя неэквивалентными группами с тестированием.
Ключевые слова: психологическая защита, совладающее поведение, тренинг, жизненные навыки, квазиэкспериментальный план.
Рассматривая подходы отечественной психологии, в 50–70 годах термин психологическая защита практически не затрагивался, вместо этого использовали такие термины как: «психологический барьер», «защитная реакция», «смысловой барьер», «компенсаторные механизмы».
Интенсивное развитие изучения механизмов психологических защит началось в 60-х годах XX века. Большой вклад внес Ф. Б. Басин. Он полагал, что психологическая защита — это нормальное проявление, работающий на постоянной основе механизм человеческого сознания. И основным для этого механизма является постоянная защита от разрушающих влияний психологической травмы, а также понижение ее субъективной значимости. То есть психологическая защита выступает в качестве системы механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность, переживаний. Защитные механизмы помогают нам преодолеть неконструктивное поведение при столкновении сознательного и бессознательного, путем определенной перестройки нашей системы установок и устранения чрезмерного эмоционального напряжения, то есть снизить тревогу и дискомфорт [3].
На данный момент уже появилось множество разных подходов к трактовке понятия «совладающее поведение», а также его сути. Вообще само понятие «совладающее поведение» было введено в обиход Л. И. Анциферовой. Под ним она понимала определенные осознаваемые действия, благодаря которым человек может справиться с эмоциональным и интеллектуальным напряжением, для лучшей адаптации к окружающим условиям [1]. И. М. Никольская утверждает, что совладающее поведение отличается от защитных механизмов, именно своей гибкостью и целенаправленностью для преодоления различных ситуаций [5].
Согласно Т. Л. Крюковой совладающее поведение является сознательным действием и способно предостеречь человека от различных угроз, либо помочь ему лучше адаптироваться к требованиям различных ситуаций [2]. Учитывая психологические особенности студентов-психологов, доказано что доминирование неконструктивных защит, таких как: регрессия, отрицание, проекция может привести к определенным трудностям в адаптации к учебному процессу. Исследования К. Ю. Ануфриюк показывают, что чем больше у личности в запасе таких психологических защит, как проекция и замещение, тем ниже уровень адаптированности. Что касается конструктивной модели поведения, для нормального обучения, необходимо использовать интеллектуализацию, так как она использует приемы логической переработки информации и обосновывает адекватность формирования социальных навыков поведения [4].
Для проверки нашей гипотезы, о том, что тренинг жизненных навыков повлияет на конструктивные психологические защиты и на рефлексивное и проактивное преодоление трудностей, мы провели эксперимент по квазиэкспериментальному плану с двумя неэквивалентными группами с тестированием до и после воздействия.
Была проведена входная и выходная диагностика студентов-психологов 4 и 5 курса в возрасте от 20 до 24 лет, в составе 45 человек: экспериментальной (10 человек) и контрольной группе (35) человек, с помощью методик: Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др. Опросник «Диагностика типологий психологической защиты или индекс жизненного стиля (ИЖС)»; Р. Лазарус Опросник «Способы совладающего поведения» и Э. Грингласс, Р. Шварцер в адаптации Е. Старченкова «Проактивное совладающее поведение».
По результатам входной диагностики мы определили, что студентам больше всего присуще такие психологические защиты: компенсация и регрессия, а также совладающее поведение: самоконтроль, принятие решения, конфронтация, поиск социальной поддержки. Студенты в своей жизни предпочитают стратегии превентивного, проактивного и рефлексивного преодоления. Также после воздействия тренинга жизненных навыков, нами была проведена выходная диагностика экспериментальной и контрольной группы и проверка оценки достоверности различий с помощью математико-статистического анализа по t-критерию Стьюдента.
Результаты по методике Р. Плутчика в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др. Опросник «Диагностика типологий психологической защиты или индекс жизненного стиля (ИЖС)» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Влияние психологического тренинга жизненных навыков на психологические защиты
Экспериментальная группа |
Шкалы |
Ср. арифм |
Ср.кв.откл |
Контрольная группа |
Ср. арифм |
Ср.кв.откл |
t-критерий Стьюдента |
р — уровень значимости |
Отриц. До |
70 |
26,36 |
67,06 |
20,96 |
||||
Подавл. До |
62,8 |
28,25 |
49,71 |
30,44 |
||||
Регрес. До |
61,4 |
36,44 |
76,07 |
15,19 |
||||
Компенс. До |
66,2 |
25,92 |
75,79 |
24,50 |
||||
Проекц. До |
35,8 |
35,31 |
45,46 |
27,31 |
||||
Замещ. До |
71,8 |
24,82 |
56,80 |
27,30 |
||||
Интел-ия. До |
55,1 |
21,88 |
59,97 |
23,50 |
||||
РО. до |
42,4 |
30,84 |
36,56 |
21,81 |
||||
Эксперимент |
Эксперимент |
|||||||
Отриц. После |
80,4 |
17,53 |
72,88 |
17,43 |
||||
Подавл. После |
56,8 |
29,65 |
55,37 |
29,51 |
||||
Регрес. После |
70,4 |
31,57 |
61,54 |
29,69 |
||||
Компенс. После |
61,1 |
33,13 |
72,63 |
26,19 |
||||
Проекц. После |
43 |
34,45 |
43,77 |
27,09 |
||||
Замещ. После |
62,3 |
26,46 |
61,23 |
27,55 |
||||
Интел-ия. После |
56,4 |
20,83 |
50,60 |
26,39 |
||||
РО после |
36,2 |
26,75 |
48,49 |
28,95 |
||||
∆ отриц |
10,4 |
19,68 |
4,61 |
16,27 |
0,85 |
1,96 |
||
∆ подавлен |
-6 |
26,42 |
5,66 |
11,38 |
-1,36 |
1,96 |
||
∆ регрес |
9 |
12,71 |
-5,93 |
19,66 |
2,75 |
1,96 |
||
∆ компенс |
-5,1 |
40,20 |
-1,62 |
19,05 |
-0,27 |
1,96 |
||
∆ проекц |
7,2 |
16,31 |
-1,69 |
17,16 |
1,50 |
1,96 |
||
∆ замещ |
-9,5 |
8,49 |
4,43 |
18,20 |
- 3,41 |
1,96 |
||
∆ интелл |
1,3 |
16,32 |
-8,38 |
16,19 |
1,65 |
1,96 |
||
∆ реактив |
-6,2 |
31,23 |
7,72 |
24,63 |
-1,29 |
1,96 |
||
Из данных результатов следует что, после проведения тренинга наблюдаются значимые различия в контрольной и экспериментальной группе по шкалам, регрессия и замещение. После проведения тренинга в экспериментальной группе показатели регрессии повысились в отличие от контрольной группы. Также отличаются показатели замещения, это говорит нам о том, что экспериментальная группа больше склонна заменять решение сложных задач на более простые и доступные.
Влияние психологического тренинга жизненных навыков на совладающее поведение по методике Р. Лазаруса Опросник «Способы совладающего поведения» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Влияние психологического тренинга жизненных навыков на совладающее поведение
Экспериментальная группа |
Шкалы |
Ср. арифм |
Ср.кв.откл |
Контрольная группа |
Ср. арифм |
Ср.кв.откл |
t-критерий Стьюдента |
р — уровень значимости |
К до |
58,5 |
8,14 |
54,18 |
7,76 |
||||
Д до |
57,2 |
8,09 |
60,06 |
7,67 |
||||
С до |
45 |
9,37 |
49,09 |
7,58 |
||||
ПСП до |
55,1 |
9,53 |
47,62 |
9,71 |
||||
ПО до |
56,7 |
5,58 |
52,17 |
7,79 |
||||
Избег. До |
60,7 |
8,84 |
57,71 |
7,26 |
||||
ПР до |
55,5 |
13,43 |
54,82 |
9,95 |
||||
ПП до |
53,4 |
10,63 |
53,89 |
9,57 |
||||
Эксперимент |
Эксперимент |
|||||||
К после |
55,8 |
7,94 |
53,09 |
7,87 |
||||
Д после |
56,8 |
9,17 |
58,37 |
9,59 |
||||
С после |
45,8 |
9,08 |
45,91 |
9,39 |
||||
ПСП после |
53,5 |
12,02 |
46,20 |
9,45 |
||||
ПО после |
55,6 |
6,59 |
51,85 |
7,19 |
||||
Избег. После |
58,3 |
10,47 |
57,35 |
8,01 |
||||
ПР после |
55 |
14,20 |
53,15 |
10,10 |
||||
ПП после |
55,1 |
11,63 |
53,37 |
10,97 |
||||
∆ К |
-2,7 |
6,09 |
-0,56 |
6,71 |
-0,95 |
1,96 |
||
∆ Д |
-0,4 |
7,11 |
-1,69 |
7,09 |
0,50 |
1,96 |
||
∆ С |
0,8 |
9,57 |
-3,17 |
8,52 |
1,19 |
1,96 |
||
∆ ПСП |
-1,6 |
6,95 |
-1,15 |
9,44 |
-0,17 |
1,96 |
||
∆ ПО |
-1,1 |
4,77 |
-0,62 |
7,97 |
-0,24 |
1,96 |
||
∆ Избег. |
-2,4 |
8,36 |
-0,35 |
7,31 |
-0,70 |
1,96 |
||
∆ ПР |
-0,5 |
6,36 |
-1,68 |
9,40 |
0,46 |
1,96 |
||
∆ ПП |
1,7 |
5,27 |
-0,51 |
6,68 |
1,10 |
1,96 |
||
Таким образом проведя анализ полученных результатов, нами не было обнаружено статистической значимости. Это говорит нам о том, что тренинг жизненных навыков никак не повлиял на показатели совладающего поведения.
Рассмотрим влияние психологического тренинга жизненных навыков на совладающее поведение по методике Э. Грингласс, Р. Шварцер в адаптации Е. Старченкова «Проактивное совладающее поведение». Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Влияние психологического тренинга жизненных навыков на проактивное совладающее поведение
Экспериментальная группа |
Шкалы |
Ср. арифм |
Ср.кв.откл |
Контрольная группа |
Ср. арифм |
Ср.кв.откл |
t-критерий Стьюдента |
р — уровень значимости |
ПП до |
41,4 |
7,73 |
41,26 |
6,79 |
||||
РП до |
31,5 |
8,34 |
32,71 |
6,37 |
||||
СП до |
9,7 |
3,50 |
10,09 |
3,29 |
||||
Превен.П до |
25,9 |
6,76 |
27,53 |
5,27 |
||||
ПИП До |
17,7 |
5,12 |
17,76 |
4,66 |
||||
ПЭП до |
13,1 |
4,65 |
13,24 |
3,47 |
||||
Эксперимент |
Эксперимент |
|||||||
ПП после |
43 |
8,89 |
40,62 |
6,82 |
||||
РП после |
33,4 |
8,07 |
32,32 |
5,07 |
||||
СП после |
10,5 |
3,44 |
10,17 |
3,06 |
||||
Превен.П после |
29,3 |
7,01 |
26,94 |
5,45 |
||||
ПИП после |
23,4 |
4,86 |
17,37 |
4,84 |
||||
ПЭП после |
15,3 |
3,53 |
13,94 |
3,54 |
||||
∆ П |
1,6 |
6,33 |
-1,03 |
4,35 |
1,23 |
1,96 |
||
∆ Р |
1,9 |
3,45 |
0,15 |
5,75 |
1,18 |
1,96 |
||
∆ С |
0,8 |
2,53 |
0,09 |
2,05 |
0,82 |
1,96 |
||
∆ Привен.П |
3,4 |
5,17 |
-0,76 |
4,58 |
2,30 |
1,96 |
||
∆ ПИП |
5,7 |
3,68 |
-0,56 |
2,93 |
4,94 |
1,96 |
||
∆ ПЭП |
2,2 |
2,86 |
0,79 |
2,77 |
1,38 |
1,96 |
||
Из данной таблицы видно, что есть значимые различия между экспериментальной и контрольной группой в показателях превентивное преодоление и поиск эмоциональной поддержки. Из этого следует, что после тренинга жизненных навыков, данные этих показателей намного возросли в экспериментальной группе, что говорит нам о возможности предвосхищать потенциальную стрессовую ситуацию, чтобы иметь возможность как можно лучше подготовиться к негативным последствиям, наметить цели, включить процессы саморегуляции, когнитивные и поведенческие составляющие. Также после тренинга у экспериментальной группы возросла ориентация на регуляцию эмоционального дистресса путем разделения эмоций и чувств с ближайшим окружением и поиска сочувствия.
Таким образом при анализе изменений, произошедших в контрольной и экспериментальной группах, были обнаружены значимые различия в шкалах замещение, регрессия, превентивное преодоление и поиск инструментальной поддержки, что говорит о влиянии проведенного нами тренинга жизненных навыков и указывает на частичное подтверждение гипотезы.
Литература:
- Анцыферова, Л. И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного. — М.: Академический проспект, 2000. — С. 27–52.
- Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. — 426 с.
- Лапкина, Е. В. Психологическая защита и совладание: защитная система личности. — Ярославль: Ярославский педагогический вестник, 2011. –№ 2. — С. 232–236.
- Михайлова В. П. Модели поведения студента в зависимости от соотношения типа темперамента, акцентуаций характера и психологических защит. — Кемерово: Вестник Кемеровского государственного университета, 2009. — С. 77–86.
- Никольская, И. М. Совладающее поведение в защитной системе человека: Материалы междунар. науч.- практ. конф.. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. — С. 52–54.