В статье рассматривается процесс музыкального развития одаренных детей, указываются этапы занятия, способствующие приобретению у одаренных дошкольников вокальных навыков. Автор раскрывает методические приемы, используемые на музыкальных занятиях в процессе развития певческих умений.
Ключевые слова: вокальные навыки, дыхательная гимнастика, вокальная дикция, вокально-хоровая работа, распевка, пальчиковая игра.
Вопрос развития одарённости — один из самых сложных и в теории, и на практике. Рассматривая становление личности ребёнка в условиях детского сада, важно отметить, что музыкальное воспитание в этом вопросе играет важную роль.
Цель массового музыкального развития детей — это раскрытие творческого потенциала, воспитание чувств, эмоциональной сферы, что является основой любого вида одарённости. Занятия музыкой воспитывают такие необходимые для успешного человека качества, как терпение, трудолюбие, целеустремленность, умение одновременно делать несколько дел (слышать, видеть, работать пальцами) и др.
Проявление вокальной одарённости у детей дошкольного возраста встречается не так часто. Поэтому важно чутко и внимательно наблюдать за детьми и создавать необходимые условия для развития их вокальных способностей [2, с. 5–6].
Проблема постановки певческого голоса — одна из наиболее сложных проблем музыкальной педагогики. Её сложность определяется возрастными психологическими особенностями дошкольников и сложностью строения и функционирования самого певческого аппарата ребёнка.
Голос — важнейший инструмент коммуникации. Овладевая собственным голосом, ребёнок становится более уверенным в себе.
Методика формирования певческого голоса дошкольника остается одной из самых трудных. В традиционной системе музыкального воспитания рекомендуется на практике реализовать работу над чистотой интонации, дикцией и выразительностью исполнения.
Целью вокальной работы является реализация инновационной методики вокального и творческого развития одарённых детей.
Основными задачами в данном виде деятельности с вокально-одарёнными детьми являются:
1) развитие интереса детей к музыкальному искусству;
2) обогащение их музыкально-слухового опыта в процессе усвоения произведений классической и современной вокальной музыки;
3) развитие эмоциональной отзывчивости на песни различного характера;
4) стимулирование к поиску выразительного яркого пения.
Для достижения поставленных задач были отобраны наиболее эффективные средства, которые развивают вокальные способности детей, создают атмосферу сотворчества и радости — это речевые упражнения-театрализации, дидактические сказки, распевание, вокальная гимнастика, сюжетные игры.
Занятие обычно состоит из следующих этапов:
– певческая установка;
– формирование певческого дыхания;
– освобождение и активизация органов артикуляции;
– вибрационный массаж лица. шеи;
– артикуляционный тренинг челюсти (губных мышц, языка, мягкого нёба);
– работа над дикцией;
– вокальное распевание;
– певческая грамотность;
– проведение игр.
Необходимо научить детей правильно стоять или сидеть при пении. Для естественной певческой установки необходимо голову держать прямо, плечи должны быть расправлены, а осанка — бодрой. При положении стоя — руки могут быть свободно опущенными, а при положении сидя — лежать на коленях. Необходимо сохранять ощущение внутренней и внешней подтянутости.
Певческая установка способствует организации певческого дыхания, резонирования голоса, которые являются основой красивого певческого звука.
Далее необходимо сделать с детьми дыхательную гимнастику.
Типичный для детей недостаток — поверхностное неглубокое дыхание с преимущественным участием верхней части грудной клетки. Вдох должен быть умеренным, без перебора воздуха. Нужно экономно расходовать воздух, чтобы его хватило до конца фразы.
Дыхательные упражнения по системе А. Стрельниковой:
- «Обнимем плечи»: слегка наклониться вперед, руки развести в стороны → одновременно вдох носом + сводим руки перед грудью → выдох ртом + разводим руки. Повторение — 4–8 раз.
- «Насос»: полный выдох → одновременно вдох носом + наклон вперед → выдох ртом. Повторение 4–8 раз.
Дыхательные упражнения на увеличение объема вдоха и продолжительности выдоха
В данных упражнениях каждое предложение проговаривается на одном дыхании
1. «Колосья»
Ветер качает колосья.
Ветер качает золотистые колосья.
Ветер тихо качает золотистые колосья.
Легкий ветер тихо качает золотистые колосья.
Легкий ветер тихо качает золотистые колосья пшеницы.
2. «Комарик»: руки в стороны → на выдохе (у каждого перед носом жужжит комар) «з-з-з» → руки постепенно сводятся → прихлопнуть комара
Следующий этап — работа над дикцией, где подготавливаем артикуляционный аппарат с помощью массажа — он помогает сделать мышцы свободными и эластичными. Делаем вибрационный массаж лица: от переносицы к ушам, от желобка под носом к ушам, в области горла — попеременно то правой, то левой рукой, постукивая пальцами.
После массажа приступаем к тренировке речевого аппарата.
Передача верной выразительной интонации во многом зависит от дикции. Основные виды деятельности на этом этапе: артикуляционная гимнастика; игры и упражнения; развивающие речевое и певческое дыхание; развивающие игры с голосом; речевые зарядки; речевые игры и упражнения; ритмодекламация. Например:
Или самая известная «Андрей-воробей». У этой распевки много задач. Необходимо научить детей удерживать интонацию на одном звуке, поработать над активной артикуляцией, ритмически прохлопать. Детям очень интересно самим играть эту попевку на фортепиано, когда их друзья распеваются.
Следующим этапом является вокальное упражнение или распевание.
Необходимо особенно тщательно подбирать вокальные упражнения — они должны соответствовать техническим вокальным задачам и быть разнообразными по музыкальному материалу.
Основные правила распевания:
- Нельзя приступать к пению высоких нот, предварительно не распевшись, не разогрев связки.
- Распевание начинают с примарной зоны — с середины вашего диапазона.
- Как правило, упражнения в начале распевки имеют небольшой диапазон: можно начинать с распевок на одной ноте или в диапазоне терции, затем переходить к вокальным упражнениям в диапазоне квинты, в конце распевки доходить до упражнений в диапазоне октавы и более. Всё это зависит от уровня профессионализма певца.
- Длительность и сам набор упражнений для распевки определяется, конечно же, исходя из конкретных задач. На начальных этапах обучения вокальные упражнения могут составлять достаточно весомую часть урока вокала.
- Если вы начали петь, и слышите, что голос сегодня «как-то не звучит», распевайтесь более последовательно, более аккуратно, в более щадящем режиме и отведите распевке больше времени, чем обычно
При распевании нужно петь в полный голос, но необходимо избегать и форсированного звука (нарочно предельно громкого и уже некрасивого), а также жёсткой атаки звука (резкого акцентированного начала ноты) и перехода на крик.
6.Обязательно ли менять упражнения в каждом распевании? Вовсе нет. Можно распеваться на одних и тех же любимых и удобных упражнениях. А можно и менять, чередовать распевки, чтобы решать необходимые задачи. Например, наши любимые «Падают листики», «Тучка» М. Картушиной, «Снег, лёд, кутерьма» [1, с. 67–74].
Большое внимание следует выделять пальчиковым играм и речевым играм, которые активизируют внимание, развивают логическое мышление и память. Игры лучше соединять с пением — так лучше запоминается распевка и одновременно развивается речевой аппарат. Детям очень нравится распевание с творческими заданиями, которые предлагает Т. Э. Тютюнникова.
Методика формирования певческого голоса дошкольника остается одной из самых трудных и самых интересных, так как педагог ищет наиболее удачные способы развития вокальных способностей детей, применяет индивидуальный подход к каждому одарённому ребёнку.
Литература:
- Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1989.
- Тютюнникова, Т. Э. Музыкальные узоры: методическая разработка//Музыкальный руководитель, — 2006. — № 1.