Использование мобильных приложений для реализации контроля на уроке немецкого языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 22.12.2021

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Обухова, Д. А. Использование мобильных приложений для реализации контроля на уроке немецкого языка / Д. А. Обухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 397-400. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87257/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассмотрены актуальность и преимущества проведения контроля на уроке немецкого языка при помощи использования мобильных технологий. Были проанализированы наиболее популярные приложения для изучения иностранного языка, такие как Quizlet, «Learningapps» и «Socrative».

Ключевые слова: виды контроля, немецкий язык, мобильные технологии, ИКТ, мобильное приложение, тестирование, повышение учебно-познавательной мотивации, рефлексия как одна из функций тестирования.

В современном мире все так же актуальны такие традиционные способы проведения контроля, как тестирование и контрольная работа. Они действительно помогают преподавателю проанализировать проделанную работу и сделать выводы об успешности усвоения материала учащимися, а также сделать выводы об уровне владения иностранным языком. Но все же не стоит забывать о том, что важную роль в нынешней системе образования занимают информационно-коммуникационные технологии, благодаря которым постоянно меняются способы обучения и методики преподавания. По этой причине актуальным вопросом является использование мобильных приложений при проведении контроля на уроке иностранного языка.

В контексте обучения иностранному языку контроль предполагает установление того уровня сформированности речевых умений и межкультурной компетенции в целом, который достигнут учащимися за определенный период обучения [1, с. 344].

Среди видов контроля следует выделить:

  1. предварительный контроль;
  2. текущий контроль;
  3. промежуточный контроль;
  4. итоговый контроль [9, с. 295].

По мнению И. В. Роберта, понятие «информатизация образования» можно определить как «целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровье сберегающих условиях» [6, с. 106]. Одними из таких технологий, которые отвечают методическим требованиям, являются мобильные технологии.

Капранчикова К. В. определяет мобильное обучение как специфическую форму организации процесса обучения и контроля, основным услови ем которого является активное использование мобильных устройств, благодаря чему учащиеся способны развивать и совершенствовать языковые навыки, речевые умения (на основе средств синхронной и асинхронной коммуникации) в любом месте и в любое время, а также формировать социокультурную и межкультурную компетенции с целью использования иностранного языка как средства общения в социально-бытовой и будущих профессиональных сферах [3, с. 20].

Под информационными и коммуникационными технологиями предлагается понимать комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы [5].

В. В. Соколова определяет мобильное приложение как программу, созданную специально для планшетных компьютеров, смартфонов и т. д. [7, с. 176].

Говоря о роли мобильных приложений в методике обучения иностранным языкам на современном этапе эволюции общества, нужно отметить, что их использование поможет индивидуализировать и сделать более гибким процесс обучения, активизировать информационный обмен и осуществить обратную связь [2, с.77].

Использование мобильных приложений на уроке иностранного языка имеет следующие преимущества:

1) быстрый доступ к аутентичным учебным, справочным ресурсам и программам в любое время;

2) регулярная обратная связь с учителем и учебным сообществом;

3) учет индивидуальных особенностей учащихся;

4) повышение учебно-познавательной мотивации и интереса обучающихся благодаря использованию знакомых технических средств и виртуального окружения;

5) организация автономного обучения;

6) создание персонализированного учебно-образовательного пространства учащегося;

7) развитие готовности к непрерывному обучению в течение жизни;

8) повышение уровня информационно-коммуникативной компетенции учителей без отрыва от педагогической деятельности [8].

Контроль в рамках применения мобильных технологий на уроках иностранного языка можно рассматривать как рефлексивную деятельность со стороны преподавателя и учащихся. Преимуществом мобильных технологий в данном случае является возможность настройки системы на автоматическую проверку и оценивание результата деятельности обучающихся [4].

В рамках исследования вопроса применения мобильных приложений на уроке иностранного языка для осуществления контроля мною был осуществлен обзор наиболее популярных приложений, способных реализовать данную цель:

  1. Quizlet;
  2. Learningapps;
  3. Socrative.

После проведенного анализа все предположения были подтверждены во время прохождения педагогической производственной практики среди учащихся 8 «А» класса МБОУ СОШ № 10 г. Коломна.

Платформа «Learningapps» чаще всего использовалась для проведения предварительного контроля во время закрепления лексического материала. Данное приложение повышало мотивацию учащихся, так как при выполнении заданий они самостоятельно исправляли свои ошибки. Были использованы следующие виды заданий: соотнесение и соответствие, «слова из букв», кроссворд, а также «угадывание слов».

В приложении Quizlet было создано тестирование, определяющее уровень усвоенной лексики по теме «Fitness und Sport». Наглядность материала была дополнена сопроводительными изображениями. При создании тестового задания в Quizlet были использованы все пройденные лексические единицы модуля. Сайт был удобен в использовании, интерфейс понятен. Тест создавался автоматически при создании флэш-карточек. Были сгенерированы следующие задания: 5 вопросов для письменного ответа, 5 вопросов для подбора, 5 вопросов с выбором ответа, а также 5 вопросов с выбором «верно-неверно». Всего учащимся нужно было решить 15 заданий. Они соответствовали уровню развития детей восьмого класса, а также объему знаний, который должен быть у учащихся по этой теме. Важно отметить, что у учителя подготовка заданий не потребовала много времени и составила приблизительно 15 минут. Написание теста вручную или редакторе Word продлилось бы значительно дольше.

Также была создана контрольная работа в приложении «Socrative» для осуществления итогового контроля. Преимущество данного приложения состоит в том, что во время тестирования учитель имеет возможность наблюдать в реальном времени за ответами учащихся. Было создано тестирование, определяющее уровень усвоенного материала по всему изученному модулю. Всего было создано 11 заданий, из которых: 3 вопроса типа «верно/неверно», 2 вопроса типа «краткий ответ» и 6 вопросов типа «множественный выбор».

Подготовка контрольных работ не занимала много времени, а проверка была эффективна и объективна, ведь ее осуществляло мобильное приложение.

Также было выявлено, что использование мобильных приложений на уроке иностранного языка в первую очередь позитивно влияло на мотивацию учащихся. Следовательно, таким же образом была повышена заинтересованность учащихся в подготовке и написании различных работ. Проведение диагностики усвоения материала стало для учащихся не рутинным мероприятием, а скорее наоборот, интересным занятием. Стоит отметить, что благодаря использованию мобильных технологией учащиеся в реальном времени узнали свои ошибки, что способствовало более качественному анализу ошибок и исправлению работы.

Безусловно, отказаться от традиционных вариантов проведения контроля на уроках пока что невозможно в виду отсутствия во всех школах нужной техники, а также не очень высокого уровня подготовленности всех учителей иностранного языка к такого рода работе. Нужно подчеркнуть, что данные приложения не требуют особой подготовки для составления заданий, а также больших временных затрат. Они могут помочь многим учителям в развитии ИКТ компетенции. Более того, вычислением полученных результатов контроля занимается не учитель, а само приложение. Следовательно, при проведении контроля при помощи мобильных приложений, отсутствует момент субъективного оценивания.

Подводя итог, нужно сказать, что после проверенного на практике вопроса об эффективности приложений «Quizlet», «Learningapps» и «Socrative» выяснилось, что данные приложения действительно являются точными, быстрыми и непредвзятыми средствами проведения любого вида контроля на уроке иностранного языка.

Литература:

1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. — М.: Академия, 2004. — 336 с.

2. Канцур А. Г., Бердникова Н. С. Использование мобильных приложений на уроках иностранного языка // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2019. № 15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-mobilnyh-prilozheniy-na-urokah-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 17.10.2021).

3. Капранчикова К. В. Методика обучения иностранному языку студентов на основе мобильных технологий (английский язык, направление подготовки «Юриспруденция»): дис … канд. пед. наук. — Тамбов, 2014. — 26 с.

4. Морозова О. А., Илаева Р. А. Эффективность использования мобильных технологий в процессе обучения английскому языку. Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59–2.

5. Павлова В. И. Сущность, роль и место информационно-коммуникационных технологий в образовании // Вестник ВУиТ. 2009. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-rol-i-mesto-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii (дата обращения: 17.10.2021).

6. Роберт И. В. Методология информатизации образования // Проблемы современного образования. 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-informatizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 17.10.2021).

7. Соколова В. В. Разработка мобильных приложений. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. — 175 с.

8. Титова С. В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-segodnya-strategii-i-perspektivy (дата обращения: 17.10.2021).

9. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. 2006. — 480 с.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, приложение, мобильное приложение, урок, учащийся, итоговый контроль, контрольная работа, межкультурная компетенция, немецкий язык, предварительный контроль.


Ключевые слова

тестирование, ИКТ, немецкий язык, мобильное приложение, мобильные технологии, виды контроля, повышение учебно-познавательной мотивации, рефлексия как одна из функций тестирования

Похожие статьи

Особенности построения урока английского языка в формате Station Rotation для различных возрастных групп

В статье автор изучает особенности проведения уроков английского языка в формате Station Rotation, а также исследует пути повышения эффективности работы на уроке в условиях индивидуальной работы и работы в малых группах. Приводятся практические реком...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Цифровой инструмент Kami: обучение, творчество, сотрудничество в условиях онлайн-занятий в школе

Данная статья посвящена описанию практики онлайн урока по иностранному языку с помощью цифрового сервиса Kami. Представленная практика показала, что сервис Kami выступает эффективным средством для обучения, коллаборации, контроля и оценки на уроках и...

Использование ИКТ в технологической подготовке для школы и вуза

В статье рассматриваются преимущества и недостатки применения программного обеспечения для психологического тестирования в процессе профильного самоопределения школьника, профессиональной ориентации студента, выявления профессиональной пригодности ра...

Использование приложения Gramotei для развития критического мышления на уроках русского языка

Данная статья исследует описание возможностей приложения Gramotei на уроках русского языка для развития критического мышления. Рассматриваются преимущества данного приложения. Описаны методы и способы использования приложения, эффективность и качеств...

Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка

В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, ...

Новые педагогические подходы к изучениям иностранного языка

В статье рассмотрены некоторые педагогические подходы интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагают...

Использование тестового контроля на примере системы Moodle в контроле знаний учащихся высших учебных заведений по специальности «информатика»

Статья посвящена вопросу организации тестового контроля знаний учащихся высших учебных заведений на занятиях по информатике. В статье рассматривается особенность и преимущество компьютерного тестового контроля над традиционным контролем с раздаточным...

Имитационное моделирование на занятиях по английскому языку. Создание виртуального путешествия

В статье представлена характеристика основных способов эффективного использования компьютерных технологий на занятиях по английскому языку. Привлечение информационных технологий помогает создать более реалистичную языковую ситуацию и повысить уровень...

Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В статье рассматриваются вопросы, связанные с дидактическими особенностями компьютера как средства обучения и с применением различных ИКТ-технологий на дистанционных уроках гуманитарного цикла, в частности, на уроках русского языка и литературы. Такж...

Похожие статьи

Особенности построения урока английского языка в формате Station Rotation для различных возрастных групп

В статье автор изучает особенности проведения уроков английского языка в формате Station Rotation, а также исследует пути повышения эффективности работы на уроке в условиях индивидуальной работы и работы в малых группах. Приводятся практические реком...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Цифровой инструмент Kami: обучение, творчество, сотрудничество в условиях онлайн-занятий в школе

Данная статья посвящена описанию практики онлайн урока по иностранному языку с помощью цифрового сервиса Kami. Представленная практика показала, что сервис Kami выступает эффективным средством для обучения, коллаборации, контроля и оценки на уроках и...

Использование ИКТ в технологической подготовке для школы и вуза

В статье рассматриваются преимущества и недостатки применения программного обеспечения для психологического тестирования в процессе профильного самоопределения школьника, профессиональной ориентации студента, выявления профессиональной пригодности ра...

Использование приложения Gramotei для развития критического мышления на уроках русского языка

Данная статья исследует описание возможностей приложения Gramotei на уроках русского языка для развития критического мышления. Рассматриваются преимущества данного приложения. Описаны методы и способы использования приложения, эффективность и качеств...

Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка

В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, ...

Новые педагогические подходы к изучениям иностранного языка

В статье рассмотрены некоторые педагогические подходы интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагают...

Использование тестового контроля на примере системы Moodle в контроле знаний учащихся высших учебных заведений по специальности «информатика»

Статья посвящена вопросу организации тестового контроля знаний учащихся высших учебных заведений на занятиях по информатике. В статье рассматривается особенность и преимущество компьютерного тестового контроля над традиционным контролем с раздаточным...

Имитационное моделирование на занятиях по английскому языку. Создание виртуального путешествия

В статье представлена характеристика основных способов эффективного использования компьютерных технологий на занятиях по английскому языку. Привлечение информационных технологий помогает создать более реалистичную языковую ситуацию и повысить уровень...

Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В статье рассматриваются вопросы, связанные с дидактическими особенностями компьютера как средства обучения и с применением различных ИКТ-технологий на дистанционных уроках гуманитарного цикла, в частности, на уроках русского языка и литературы. Такж...

Задать вопрос