Развитие криминологии и реализация ее рекомендаций на практике показали, что проблема преступности несовершеннолетних и предпосылки для совершения преступления реальны. Законодательство возложило на правоохранительные органы обязанность определять причины и требования к совершению преступлений несовершеннолетними и принимать меры по их предотвращению. Причинность — это разновидность, одна из форм детерминации, под которой понимается любая закономерная зависимость между разными процессами и явлениями. Цель состоит в том, чтобы исследовать причины преступности среди несовершеннолетних. Для достижения поставленной в работе цели была сформирована одна из основных задач — изучение причин и условий преступности несовершеннолетних.
На сегодняшний день преступность среди несовершеннолетних является актуальной проблемой для современной России. В последние годы специалисты из разных областей высказывают тревогу по поводу деградации молодого поколения, которое, еще не начав жить, уже лишило себя перспективы найти достойное место в обществе. Рост различных форм девиантного поведения, преступности, аморальных проявлений тревожит родителей и учителей, учёных и политиков, работников полиции, судов, колоний и т. д. Постоянно идёт обсуждение проблем ювенальной юстиции, ориентированной не столько на применение репрессивных мер в отношении несовершеннолетних, сколько на оказание социальной поддержки и помощи молодым людям, имеющим проблемы с законом. Только признание обществом вины перед молодым поколением и организация мер по исправлению ошибок взрослого мира могут стать действительно эффективным механизмом исправления преступности несовершеннолетних. Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они прежде всего зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий. Неопределённость настоящего, неуверенность в будущем, растущая безработица, трудности, связанные с получением образования, падение престижа ряда профессий порождают критическое отношение к учёбе, ведут к примитивизации сознания, а многих подростков толкают в криминальную среду.
Объектом являются общественные отношения в сфере ювенальной преступности.
Предметом работы являются статистические данные уровня преступности несовершеннолетних, деятельность правоохранительных органов и методы решения проблем, влекущих преступность у несовершеннолетних.
Целью данной работы является:
выявление особенностей преступности несовершеннолетних и факторов, влияющие на совершение преступности несовершеннолетними.
Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой — необходимостью пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних, к уголовно-правовой политике.
Преступность несовершеннолетних традиционно привлекала внимание учёных и сотрудников правоохранительных органов по многим причинам.
Подростки и молодые люди — будущее любой страны; судьба общества и государства зависит от их обычного поведения, образа жизни, личных качеств. Поэтому неудивительно, что подростковой и молодёжной преступности, преступности несовершеннолетних уделяется большое внимание.
Криминологическая характеристика несовершеннолетних преступников
Анализ личностных характеристик несовершеннолетних правонарушителей носит не только чисто теоретический, но и практический характер. Именно анализ личностных характеристик несовершеннолетних правонарушителей даст ответы на вопросы: кто предрасположен к преступлению, по каким причинам и что может способствовать совершению преступления, а также в каких именно элементах структуры личности произошла деформация. На основании полученных ответов можно сформулировать меры по снижению преступности несовершеннолетних с целью минимизации риска совершения таких преступлений.
В общем виде под преступлениями несовершеннолетних понимаются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, совершаемые лицами в возрасте от 14 до 18 лет. Следовательно, под преступностью несовершеннолетних понимается совокупность преступлений, совершенных несовершеннолетними и лиц, их совершивших за определенное время и на конкретной территории. При этом в официальной статистике к преступлениям, совершенным несовершеннолетними, относят и преступления при их соучастии. Тем самым преступность несовершеннолетних можно определить как совокупность преступлений, совершенных несовершеннолетними (лиц, их совершивших) и при их соучастии за определенное время и на конкретной территории. При этом по возрасту несовершеннолетних 14–18 лет принято с точки зрения криминологии выделять три возрастные группы: 14–15, 15–16 и 17–18 лет.
Как правило, несовершеннолетними правонарушителями являются лица в возрасте от 14 до 18 лет. В структуре преступности несовершеннолетних можно выделить такие преступления, как вооруженные нападения и убийства учителей и сотрудников школ, похищения школьников в качестве заложников (стрельба в школе № 263 Отрадного района Москвы 3 февраля 2014 г.). В результате старшеклассник застрелил учителя и полицейских из винтовки и взял учеников в заложники; 5 сентября 2017 г. 15-летний девятиклассник устроил стрельбу в школе в подмосковной Ивантеевке; 19 апреля 2018 г. в школе г. Стерлитамака Республики Башкортостан 17-летний школьник, вооруженный ножом, совершил нападение на учительницу и одноклассников, а затем попытался поджечь школу). Естественно, что эти и другие преступления не остались незамеченными в криминологии, и возникли новые понятия — «школьный стрелок», «стрельба в школах, учебных заведениях» и другие. Всю страну потрясло событие, которое произошло 17 октября 2018 г. в г. Керчи Республики Крым, когда 18-летний студент 4 курса политехнического колледжа Росляков Владислав заложил взрывное устройство в учебном здании и открыл стрельбу по студентам и сотрудникам. В результате чего погиб 21 человек, включая предполагаемого нападавшего, пострадали 67 человек [7].
В ходе расследования по делу об этой трагедии было установлено, что Росляков был вдохновлен массовым убийством в «Колумбайне», старшей школе штата Колорадо, и копировал убийц в одежде (в черных брюках и белой футболке с надписью «Ненависть», черная перчатка на руке), поведении и используемых средствах (в рюкзаке у него находились бутылки с зажигательной смесью) для расстрела однокурсников и сотрудников колледжа, что указывает на феномен «колумбайнеров», то есть подражателей «школьных стрелков» [3].
При оценке и изучении преступности несовершеннолетних важно изучить элементы, признаки, характер и другие особенности личности несовершеннолетнего. Криминологические характеристики личности преступников (включая несовершеннолетних правонарушителей) включают следующие элементы: социально-демографические, социально-значимые физиологические, социально-психологические, нравственно-психологические и правовые свойства, признаки, установки, связи, отношения и ценностные ориентации, имеющие антисоциальную направленность и приведшие к совершению преступления. При этом в качестве базовой характеристики личности выделяются: социально-типологическая, социально-ролевая, нравственно-психологическая [8].
Первый элемент — это социально-типологические характеристики человека. Он точно отражает социально-типологические характеристики личности преступников. В данном случае социально-демографические характеристики, о которых идет речь, включают: пол, возраст, образование, место жительства, род занятий и деятельность, семейное положение и т. д. Следующая характеристика личности — социальная роль. Эта функция позволяет взглянуть на преступника в соответствии с тем социальным статусом, который он в действительности занимает. В основном это проявляется в их безответственном отношении к своим социальным ролям в различных социальных институтах. К числу характеристик личности относится и нравственно-психологическая. Она отражает отношение лица к государству и обществу, в том числе к определяемых в них ценностям, нормам морали, традициям и т. д.
Чаще совершаются преступления лицами в возрасте 16–18 лет, чем в 14–15. В большинстве случаев (более 85 %) несовершеннолетние преступники имеют низкую успеваемость по месту учебы, пропускают занятия. Некоторые подростки не имеют даже начального образования [2]. Общепризнано, что у несовершеннолетнего сознание и психика находятся в стадии интенсивного формирования, а поэтому имеет место повышенная восприимчивость к институтам социализации, в том числе и позитивным и негативным. Соответственно, в общем виде схема анализа социальных обстоятельств и условий совершения несовершеннолетним преступления может быть представлена как перечень определенных отношений, которые непосредственно связаны с детерминацией его преступного поведения и, следовательно, представляют первостепенное значение. Поэтому перед учеными и практиками стоит задача по установлению того, по какой причине и почему, под влиянием каких личных характеристик, жизненных и социальных условий возникают у человека черты характера, которые впоследствии приводят к криминальному поведению и совершению конкретного преступления(й), т. е. анализу подлежат факторы и условия формирования личности несовершеннолетнего преступника.
В криминологической науке принято выделять в качестве одного из направлений, указывающих на причины преступности несовершеннолетних связь преступного поведения с образом жизни, т. е. целесообразно комплексное изучение сферы быта, досуга, образования и труда [1].
При этом детерминанты психосоциальной природы представляют собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых сред и факторов, среди которых на основе неблагополучных условий существующей социальной среды они взаимодействуют с возрастными характеристиками несовершеннолетних. Его устойчивые личностные и психологические изменения в сочетании с конкретными жизненными ситуациями могут привести к конкретным преступлениям. В то же время личность формируется на протяжении всего жизненного процесса и соответствующего процесса социализации для получения определенных атрибутов и качеств, определяющих ее поведение. Многие исследователи считают, что неблагополучные (антисоциальные) семьи являются основными факторами, формирующими личность несовершеннолетних правонарушителей. Социальная роль и морально-психологические характеристики человека зависят от влияния конкретной жизненной ситуации, которая часто зависит от множества факторов, в том числе от деформации мотивации (личная над общественной и т. д.) и соответствующего противоправного поведения несовершеннолетних.
Второй тип несовершеннолетних преступников — ситуативно-криминогенный. Он чаще встречается у несовершеннолетних правонарушителей. Для него характерно формирование противоправного поведения в противоречивой социальной среде.
Третий тип несовершеннолетних преступников — последовательно-криминогенный. Он предполагает отсутствие чувства социальной ответственности, сильную волю и определенные его организаторские способности, активность поведения в ситуации совершения преступления, что не исключает в отдельных случаях совершать преступления единолично или выступать в качестве лидеров преступных групп и т. д. В контингенте несовершеннолетних преступников их доля составляет 10–15 % и именно на них приходится большая часть тяжких и особо тяжких преступлений и рецидива. Более того данная категория несовершеннолетних преступников являются хранителями и носителями обычаев и традиций криминальной субкультуры и среды (например, АУЕ, которое расшифровывается как «арестантский уклад един», «арестантское уркаганское единство» или «арестантское уголовное единство»).
Таким образом, преступность несовершеннолетних — это самостоятельный вид преступлений, который характеризуется определенными количественными и качественными показателями, которые во многом зависят от личности правонарушителя. Хоть и количество преступлений среди несовершеннолетних снизилось, они имеют неблагоприятные структурные изменения: доля преступлений среди несовершеннолетних, особенно тяжких, остается высокой; преступность среди несовершеннолетних носит в основном корыстный и насильственный характер; большое количество преступлений совершается молодежными группировками; неуклонно возрастают повторные преступления несовершеннолетних; отмечаются агрессивность и жестокость преступлений; преступность несовершеннолетних феминизируется.
Причины и условия преступности несовершеннолетних
Чтобы понять причины и условия, способствующие преступности несовершеннолетних, можно обратиться к причинам и условиям преступности в целом, так как они практически не различаются.
В настоящий момент в государстве активно проводятся меры по предотвращению преступности среди несовершеннолетних, именно поэтому так важно изучить причины, чтобы наиболее эффективно бороться с данным видом преступности. Но выделенные материальные средства не позволяют в полной мере осуществить охрану жизни и здоровья детей, обеспечить их досуг и социальную помощь их семьям.
Причин, влияющих на преступность несовершеннолетних достаточно много, так как подростки — это наиболее подверженная влиянию со стороны социальная группа. Исследования показывают, что достаточно часто экономическая ситуация влияет на рост преступности среди несовершеннолетних, так как в связи с отсутствием средств у многих детей нет возможности продолжать обучение, или получить качественную медицинскую помощь. Все эти факторы приводят к постепенному снижению уровня жизни и попаданию в неблагополучную, аморальную среду.
Это все доказывает, что преступное поведение несовершеннолетних имеет выраженную связь, прежде всего, с экономическим состоянием и уровнем семейного воспитания, условиями и образом жизни семьи. Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.
Непосредственными причинами противоправного поведения несовершеннолетних считаются факторы, лежащие в социально-психологической плоскости, а также влияющие на личность лица, совершающего преступление.
Криминологические исследования показывают, что семья — это наиболее значимый фактор с точки зрения личности в переходный период. Семья — первый социальный институт, с которым сталкивается человек, и также семья закладывает формирование психики человека в детстве.
Нельзя не сказать о достаточно распространенной проблеме вовлечения несовершеннолетних в преступность, так как свое пагубное влияние на несформировавшуюся психику ребенка оказывают взрослые преступники. Результаты криминологических исследований показывают, что в большинстве случаев в преступную или иную антиобщественную деятельность несовершеннолетних вовлекают мужчины, ранее отбывавшие уголовные наказания в виде лишения свободы.
К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. В настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками [4].
Если говорить о статистике выявления несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, то [5]:
В 2021 году было выявлено 21 227 тысяч несовершеннолетних лиц, совершивших преступления.
В Новосибирской области было выявлено 552 лица совершивших преступления, в Красноярском крае 674 преступления, в Московской области 531 лицо.
Наибольшее число несовершеннолетних лиц, было зарегистрировано в Кемеровской области — 761 .
Чтобы наглядно разобраться в теме «преступность несовершеннолетних», мы провели опрос 59 граждан возрастной категории от 18 до 50 лет, и он показал, что:
89,7 % опрошенных считают причиной преступности у несовершеннолетних — плохую компанию.
62,1 % считают, что чаще всего преступления несовершеннолетними совершаются в возрасте — 16–17 лет.
49,2 % считают, что сократить преступность несовершеннолетних можно с помощью увеличения контроля за ними. Также равное количество людей (42.4 %) считают, что необходимо проводить воспитательные работы в школе и загружать детей дополнительными занятиями .
96,6 % считают, что чаще всего преступления совершаются детьми из неблагополучных семей.
63,2 % считают, что чаще всего преступления совершают несовершеннолетние, живущие в больших городах.
В проведенном опросе главной причиной преступности люди выбирали плохую компанию, это обосновано тем, что потребность в групповой принадлежности и эмоциональной поддержке сверстников у подростков в их возрасте достаточно велика. Неудовлетворение потребности в самоутверждении в учебном коллективе нередко толкает несовершеннолетнего на активный поиск такого ближайшего окружения, где моральные требования невысоки и соответствуют его внутренней самооценке, а значит, облегчается задача самоутверждения.
Опрос показывает, что действительно чаще всего преступления совершаются детьми, у которых низкое социальное положение их семьи. Больший вред воспитанию подрастающего поколения наносят алкоголизм и наркомания и связанные с ними аморальные поступки родителей, которые во многом определяют алкогольные установки детей, а также их оценки пьянства окружающих. Это говорит о том, что формирование психики человека происходит в детстве, и ее основу закладывает семья.
Также в опросе видно, что на преступность среди несовершеннолетних влияют недостатки трудового, нравственного, правового воспитания в образовательных организациях, потому что именно в школьные годы в большинстве случаев появляются отрицательные привычки и интересы, которые начинают активно формироваться в возрасте 14–18 лет. Серьезные проблемы возникают в связи с неподготовленностью некоторых молодых людей к труду. Так как этому не уделяется достаточное внимание в семье и образовательных организациях.
Отсутствие досуговых организаций неблагоприятно формирует личность несовершеннолетних правонарушителей. В первую очередь это связано с упущениями организационно-управленческого характера, с недостатками социального планирования.
Таким образом, спектр причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетних, а также формированию в их сознании антиобщественного поведения, достаточно обширный. Однако при правильной организации каждого отдельного рассмотренного направления детерминанты преступности несовершеннолетних, возможно, сократить.
Меры предупреждения преступности несовершеннолетних
По общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет, однако за ряд преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 20 УК РФ, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста [9].
Порядок уголовного судопроизводства по делам, в которых участвуют несовершеннолетние, определяется отдельными положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ (например, ст. 48, 105, 191 и главой 50 (ст. 420–432)). Стоит отметить, что УПК РФ содержит статьи, посвященные освобождению несовершеннолетнего от уголовного наказания или уголовной ответственности с применением принудительной меры воспитательного воздействия (ст. 427 и ст. 431), освобождению несовершеннолетнего подсудимого от наказания, либо условного осуждения, либо назначения ему наказания, не связанного с лишением свободы (ст. 430). Такие меры во многих случаях носят превентивный характер и ограждают несовершеннолетних от совершения преступлений в будущем. Кроме того, они несут цель исправления несовершеннолетнего осуждённого (несовершеннолетнего, освобождённого от уголовной ответственности) [10].
Мерам предупреждения преступности несовершеннолетних также посвящён Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В нём содержится описание деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. К целям такой деятельности согласно закону относятся: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям [11].
Говоря обязанностях сотрудников органов внутренних дел по предупреждению преступлений, стоит отдельно отметить обязанности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, указанных в п. 8.1–8.10 Приказа МВД России от 17.01.2006 N 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».
К таким обязанностям относятся:
1) анализ состояния оперативной обстановки по линии несовершеннолетних на обслуживаемой территории, при необходимости — по отдельным направлениям, не реже 1 раза в полугодие подготовка аналитических материалов для информирования о состоянии правопорядка среди несовершеннолетних соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления;
2) участие в подготовке предложений в соответствующие органы исполнительной власти и органы МСУ, общественные объединения и религиозные организации по вопросам совершенствования работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, оказанию отрицательного влияния на несовершеннолетних со стороны их родителей или законных представителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей;
4) организация трудоустройства, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних правонарушителей и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении;
5) выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий, или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
6) проведение индивидуальной профилактической работы в отношении состоящих на учёте несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
7) осуществление мер по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направление таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;
8) рассмотрение в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;
9) выявление несовершеннолетних, допускающих употребление спиртных напитков, немедицинское потребление наркотических средств, места их концентрации, возможного сбыта, приобретения и потребления наркотических средств, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в их потребление; выявление во время проведения профилактических мероприятий принадлежность подростков к группам антиобщественного, экстремистского и иного характера, лидеров и активных участников этих групп, места их концентрации, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий;
10) проведение встреч с населением, проживающим на обслуживаемой территории, выступление в образовательных организациях, в СМИ, в том числе с использованием официальных интернет-сайтов, входящих в АПК «Официальный интернет-сайт МВД России», по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, формирование позитивное общественное мнение о деятельности органов внутренних дел;
11) взаимодействие с сотрудниками структурных подразделений территориальных органов МВД России по вопросам предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ [6].
Исходя из перечисленных обязанностей, можно сделать вывод о том, что сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних не только напрямую воздействуют на несовершеннолетних правонарушителей, но и опосредованно — через их окружение, родителей (иных законных представителей), образовательные учреждения, должностных лиц, средства массовой информации и в целом через всё население, проживающее на обслуживаемой территории.
Литература:
- Забрянский Г. И. Социология преступности несовершеннолетних. — Минск, 1997. — 174 с.
- Касимов В. О. Возраст преступника как криминологическая проблема. Дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2018. — 231 с.
- Комсомольская правда. 18.10.2018. Бойня в Керчи — точная копия расстрела американской школы «Колумбайн». — URL: https://www.izh.kp.ru/daily/26896/3941117/ (дата обращения 29.11.2021).
- Лесников Г. Ю. Причины и условия преступности несовершеннолетних. // Журнал прикладных исследований. — 2021. — С. 61–65.
- Несовершеннолетние лица, совершившие преступления. // Генеральная прокуратура российской федерации портал правовой статистики URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 26.11.2021).
- Приказ МВД России от 17.01.2006 N 19 (ред. от 28.11.2017) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений». // https://base.garant.ru/1355153/ (текст Приказа официально не опубликован).
- Российская газета. 17.10.2019. Взрыв в колледже. Стрельбу и взрыв во время занятий устроил в Керчи 18-летний учащийся. — URL: https://rg.ru/2018/10/17/reg-ufo/tragediia-v-kerchi-vosstanovlena-hronika-sobytij.html (дата обращения 29.11.2021).
- Сутурин М. А. Обязательные работы в отношении несовершеннолетних: монография / М. А. Сутурин. — Иркутск: Изд-во ИГУ. — 2012. — С. 167.
- Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // Собрание законодательства РФ –1996, N25. — ст. 2954.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 23.09.2021) // Российская газета — 2001, N 249.
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ — 1999. — N 26. — ст. 3177.