В данной статье рассмотрены понятие, виды и значения налогового консалтинга в России. Выявлена роль налогового консалтинга в концепции функционирования экономических субъектов. Проведен обзор функциональных обязанностей налоговых консультантов и показаны особенности их работы.
Ключевые слова: консалтинг, налоговое консультирование, налоговый консультант, роль, функции, особенности.
В настоящее время в Российской Федерации и за рубежом консультационные услуги в сфере налоговых отношений пользуются значительным спросом у населения и юридических лиц. Налоговый консалтинг позволяет оптимизировать расходы на налоговое планирование и уплату налогов. В России формирование налогового консалтинга происходит вместе с формированием налоговой системы. Формирование и развитие налоговой системы сопровождается постоянными изменениями в налоговом законодательстве [9]. Хозяйствующие субъекты часто не успевают отслеживать эти изменения и допускают ошибки при расчете налогов. Поэтому услуги налогового консалтинга в нашей стране чрезвычайно востребованы и актуальны для изучения.
Цель исследования — выявление роли налогового консалтинга в системе функционирования экономических субъектов на современном этапе.
«Консалтинг — реализуемый специализированными фирмами вид услуг, заключающийся в предоставлении профессиональных консультаций в сфере экономической, финансовой или иной деятельности» [8].
Раньше консалтинговые услуги подразумевали финансовый и бухгалтерский аудит, но сейчас консалтинговые агентства ориентированы на предоставление бизнесу полного спектра услуг, включая как финансовый блок, так и ряд других вопросов.
Консалтинговые услуги можно условно разделить на виды, в зависимости от того, какой аспект работы анализирует подрядчик. Основные виды консалтинга это:
– Управленческий;
– Финансовый;
– Юридический;
– Обучающий;
– Hr-консалтинг;
– Налоговый.
«В последнее время особое значение в России приобретает налоговый консалтинг. Изначально данный термин появился в мае 2000 г. в Письме Министерства Российской Федерации» [4].
«Ученые Н. Н. Башкирова и Е. Б. Сугробова под налоговым консультированием понимают вид профессиональной деятельности по оказанию заказчику на платной основе услуг, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах» [4].
Целью налогового консультирования является содействие своевременной уплате установленных законом налогов и обеспечение защиты прав и законных интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
На сегодняшний день существуют различные виды налогового консультирования, основанные на потребностях заказчика. Их характеристики определяют степень вовлеченности консультанта в процесс, его роль и характер ответственности.
Чаще всего юридические лица пользуются услугами налогового консультанта. Однако иногда частные лица также пользуются услугами таких специалистов, особенно в области международного (трансграничного) налогообложения.
«Налогообложение тесно переплетено с другими сферами предпринимательской деятельности. Поэтому работа консультанта должна быть системной и комплексной, ставящей задачу повышение эффективности деятельности организации» [6].
«Консультирование — это целый процесс, в результате которого происходит взаимодействие консультанта и заказчика. Оно основывается на сборе и анализе различного вида информации о деятельности компании. Объем аналитической работы зависит от выбранной цели оказываемых услуг» [8].
Исходя из этого, выделяют четыре вида моделей консультирования. Они представлены в таблице 1.
Таблица 1
Виды моделей консультирования
Модель |
Описание |
Экспертная |
При использовании экспертной модели консультант не участвует ни в диагностике проблемы, ни в реализации решений, а отвечает только за стадию разработки и принятия решений. Модель называется экспертной, потому что она используется в тех случаях, когда клиенту нужна только его компетентность от консультанта, то есть консультант выступает в качестве эксперта по проблеме клиента. Не участвуя в самой диагностике, консультант, работая по экспертной модели, руководствуется в основном фактами, предоставленными ему клиентом, и видением проблемы клиентом. |
Проектная |
При реализации модели проектного консалтинга налоговый консультант только предлагает и разрабатывает решения. Помощь клиенту заключается в анализе и выявлении его проблем, передаче его теоретических и практических знаний. Клиент только выполняет решения, принятые консультантом. |
Процессная |
В этой модели клиент и консультант работают вместе на протяжении всего процесса консультирования, поэтому при описании этой модели вы можете не проводить различия между консультантом и клиентом, а рассматривать их как членов одной команды, работающей над решением проблемы. Процессную модель целесообразно использовать в крупномасштабной работе по налоговому консультированию, особенно если принимаемые решения влекут за собой серьезные изменения для организации. |
Обучающая |
Обучающая модель консультирования предполагает предоставление как теоретической, так и практической информации по актуальным вопросам в форме лекций, семинаров, тренингов, деловых игр. Эта модель консультирования обеспечивает благоприятные условия для появления идей, дает приемы и способы решения поставленных задач. |
Источник: составлено автором по данным [5]
Налоговые консультанты — это специалисты, занимающиеся налоговой оптимизацией и соблюдением юридической чистоты своего бухгалтерского учета.
Основными трудовыми функциями консультантов являются:
– организационное и документальное обеспечение деятельности по налоговому консультированию;
– консультирование по вопросам применения законодательства о налогах и сборах работодателей и других лиц, в том числе физических;
– управление процессами и контроль качества налогового консультирования в организации.
«Деятельность налогового консультанта опирается на нормативно-правовую базу. (Конституция РФ, НК РФ, Федеральный закон об аудиторской деятельности) В России был разработан законопроект о налоговом консультировании (2014 г), но он до сих пор не принят» [5].
Перечень услуг налоговых консультантов открыт. Гарантируется тайна налогового консультирования, обеспечивается ведение государственного реестра налоговых консультантов. Включение в этот реестр возможно только в том случае, если налоговый консультант соответствует требованиям к профессиональному уровню, что подтверждается наличием квалификационного сертификата.
Однако этот законопроект имеет ряд недостатков. В качестве одного из положений, которое необходимо доработать, можно отметить, что необходимо создать Совет в области налогового консультирования при уполномоченном федеральном органе. Этот совет должен выполнять ряд функций, что потребует создания специальных структур в рамках Федеральной налоговой службы, дополнительных значительных расходов из федерального бюджета на их формирование и функционирование.
Таким образом, проблема отсутствия нормативного документа, регулирующего область налогового консультирования, до сих пор является нерешенной.
Тем не менее, деятельность по налоговому консультированию в нашей стране ведется, и существуют отдельные нормативные документы в этой области.
Изначально специальность «консультант по налогам и сборам» была введена Постановлением Министерства труда и социального развития РФ.
«Также о налоговом консультировании косвенно упомянуто в Налоговом кодексе и Конституции РФ. В Налоговом кодексе, в ст. 26, 27, 29 устанавливается институт представительства налогоплательщика в органах государственной власти, судах и т. д. Конституция РФ предусматривает право граждан «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»» [7].
Таким образом, основной проблемой консультационной деятельности в России является то, что она не регулируется специальным законом, который бы определял понятия, сущность, принципы деятельности, ответственность и страхование ответственности налоговых консультантов. Остаются неясными правовые основы взаимоотношений сторон, как то: права и обязанности, ответственность, цена и порядок расчетов, сроки и качество оказания консультационных услуг и др.
Законодательное регулирование налогового консультирования будет способствовать сокращению налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков. Налоговое консультирование способствует урегулированию налоговых конфликтов, поэтому в дальнейшем потенциал налоговых консультантов позволит создать предпосылки для будущего экономического роста и инвестиционной привлекательности страны, а также расширит возможности инвестиционной и инновационной деятельности.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15 сентября 2015 г.) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
- Андреев Е. Роль и значение налогового консультирования в современных условиях. Ч. 2.
- Донцова, Л. В. Учет, аудит и налогообложение в обеспечении экономической безопасности предприятий. т 1 / Л. В. Донцова. — М.: Русайнс, 2017. — 512 c.
- Маликайдаров Т. Т. Налоговое консультирование в РФ: проблемы и перспективы развития // Наука и образование в XXI веке. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2013. С. 85–88.
- http://www.palata-nk.ru
- https://www.nalog.gov.ru/
- https://ozhegov.slovaronline.com/
- Gurbanova T., Tokareva G., Shalina O., Rastegaeva F. The current state russia's fiscal policy future В сборнике: Economic and Social Development. 55th International Scientific Conference on Economic and Social Development. Book of Proceedings. 2020. С. 489–497.
- https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-nalogovogo-konsultirovaniya-predpriyatiy-i-otsenka-ego-regulirovaniya