В данной статье рассматривается необходимость повсеместного перехода к массовым формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди населения. Занятия физическими упражнениями должны стать всеобщим делом, повседневной потребностью каждого человека. Современное общество начнёт двигаться вперед только в том случае, если трудящиеся массы будут в полной мере обладать высокой дисциплиной труда, добросовестностью, активностью, способностью к инициативе, творчеству, психологической устойчивостью и другими качествами, проявление которых находится в прямой зависимости от состояния здоровья человека и его физической закалки.
Ключевые слова: здоровье, физическая культура, эмоциональность, подвижность, развитие, формирование.
Современному человеку трудно успевать за требованиями, предъявляемыми научно-техническим прогрессом, также трудно и справиться с потоком информации, даже в узкой области своей профессиональной деятельности, что в значительной степени относится и к выпускникам высших учебных заведений. Для большинства из них работа по специальности связана со значительным снижением физической нагрузки и возрастанием роли внимания, точности движений и быстроты реакции. Сочетание физической растренированности организма и повышения нервно-эмоционального напряжения организма человека в условиях интенсификации производства и ускоряющегося ритма жизни приводит к преждевременной утомляемости, ошибкам в производственной деятельности, которые тем серьёзнее, чем более сложной техникой управляет человек, а также к различным заболеваниям и ранней потере трудоспособности [1]. Однако неизбежности таких негативных последствий можно избежать. Для этого необходимо постоянно работать над собой, изучать особенности своего организма, научиться пользоваться своими скрытыми до времени способностями, вести здоровый образ жизни, систематически пользоваться средствами физической культуры в широком смысле этого понятия. Перед высшей школой стоит задача придать физкультурному движению студенчества массовый характер, создать научно обоснованную систему физического воспитания учащейся молодёжи [2].
Постоянная и напряженная работа одних и тех же клеток головного мозга может привести к их истощению. Вот почему физические упражнения и труд в соответствующих пределах, а также доступные виды спорта, переключающие внимание человека на другие виды деятельности, относятся к мощным факторам тонизирования нервной системы. Молодёжи особенно надо помнить, какое большое значение имеет спорт для укрепления их здоровья. Люди, не занимающиеся спортом и физической культурой, часто болеют. Нервная система у этих людей тоже значительно ослаблена, тонус ее снижен, поэтому они нередко без видимой причины жалуются на плохое настроение, рассеянность, плохую память, пониженную работоспособность [5].
Систематические занятия физкультурой являются тренирующим средством для процессов возбуждения и торможения, способствуют развитию их силы и подвижности, взаимного уравновешивания, а, следовательно, и предупреждению развития неврозов. Игра в футбол, баскетбол, теннис, гребля, хождение на лыжах и другие виды спорта значительно улучшают работу коры головного мозга и препятствуют быстрому возникновению утомления в связи с вовлечением в активную деятельность самых разнообразных отделов мозга [14].
Большинство спортивных мероприятий проводятся на свежем воздухе. Это благотворно влияет на дыхательную систему человека, укрепляет организм, предупреждает ряд заболеваний. Спорт развивает у человека выносливость, быстроту, ловкость, силу, внимательность и волю к победе. Спорт всегда пользовался неизменной любовью молодёжи и считался одним из важнейших средств, входящих в разные системы физического воспитания.
Нельзя забывать и о положительных эмоциях, возникающих в результате спортивных игр. Из физиологии известно, что вызванное игрой эмоциональное состояние является результатом возбуждения центральной нервной системы, а также ее сигналов на симпатическую нервную систему. Сила и степень проявления эмоций зависят от самой игры, а также от того, насколько человек включился в этот физиологический процесс. В спорте нельзя обойтись без бега, прыжков, метаний, координации движений, влияющих на работу мышечно-сосудистой и дыхательной систем. Большинство спортивных игр укрепляют нервно-мышечный тонус, который сохраняется в течение долгого времени. Среди игр много популярных, таких, как футбол, теннис, волейбол, баскетбол и другие. Все большее значение приобретают военно-технические виды спорта [6].
Футбол развивает ловкость, выносливость и находчивость, тактическую сообразительность, мобилизует волю к победе. Требует большого напряжения сил и энергии. Преобладают скоростные движения, поэтому требуется большая сила мышц, особенно ног.
Баскетбол разносторонне развивает организм человека, укрепляет мышечный аппарат, тренирует сердечно-сосудистую систему, развивает быстроту реакции, силу, ловкость, умение ориентироваться. При игре вырабатывается выносливость [9].
Волейбол умеренно влияет на развитие сердечно-сосудистой системы и легких. Развивает легкость и быстроту реакций. Создает двигательные навыки, которые имеют исключительно важное значение в жизни человека. Навыки образуются путем упражнения по механизму формирования новых условных рефлексов. Важнейшим проявлением навыков является развитие согласованности движений. В процессе выработки навыка закрепляются условные рефлексы, создаётся автоматизация движений.
Теннис требует большого внимания и точности. Игра характерна коротким напряженным бегом, прыжками с места, разнообразными движениями руки. При этом пропорционально развиваются все мышцы, тонизируется нервная система, создаются положительные эмоции, что благоприятно отражается на функциях вегетативной нервной системы [16].
Легкая атлетика характеризуется упражнениями, требующими силы, ловкости. В нее включены такие виды спорта, как ходьба, бег, прыжки. Она воспитывает у человека выносливость, ловкость, силу, настойчивость, решительность и волю к победе. Бег составляет основу легкой атлетики и является одним из средств всестороннего физического развития человека, так как вовлекается в работу большое количество крупных мышц и значительно усиливается деятельность всего организма. Бег предъявляет высокие требования к работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При беге закаливается организм, вырабатывается выносливость и быстрота. Бегуны физически крепкие, выносливые люди, с хорошей емкостью легких [17].
Спортивная ходьба требует специальной подготовки. При ходьбе активно работают мышцы нижних конечностей и таза и менее активно — мышцы рук и брюшного пресса. Резко усиливается деятельность сердечно-сосудистой системы и легких, повышается обмен веществ, тонизируется нервная система. В этом виде спорта главное — научиться правильно ходить.
Прыжки развивают гибкость, делают упругими мышцы, укрепляют связочный аппарат, координируют движения. Различают прыжки в длину, высоту и прыжки с шестом. При прыжках в высоту и длину принимают участие преимущественно мышцы нижних конечностей брюшного пресса. При прыжках с шестом большое значение имеют мышцы рук.
Легкоатлетическое метание — это упражнение в толкании и бросании специальных снарядов. Различают толкание ядра, метание диска, копья, молота, гранаты. Эти упражнения развивают силу рук и ног, быстроту, ловкость и меткость, а также вырабатывают согласованность движений [3].
Лыжный спорт — это исконно русский зимний вид спорта. Лыжи часто являются единственным способом передвижения по бездорожью в тайге. Лыжные батальоны сыграли огромную роль в разгроме фашистских полчищ во время Отечественной войны. Лыжным спортом увлекаются многие, особенно молодежь. Этот вид спорта вырабатывает выносливость, силу, ловкость, решительность и смелость.
Гимнастика, в том числе утренняя гигиеническая гимнастика, улучшает работоспособность, содействует предупреждению ряда заболеваний, сохранению здоровья. На протяжении многих веков лучшие представители медицины уделяли внимание гимнастике — этому извечному источнику здоровья. В целом занятия гимнастикой помогают, прежде всего, человеку развивать способность к быстрым и точным согласованным движениям, развивать гибкость к силовым действиям, содействовать формированию правильной осанки, повышать устойчивость организма к действию перегрузок, укачиванию и невесомости, закаливать организм и противодействовать простудным и другим заболеваниям [4].
Говоря о физической подготовке, надо сказать, что она бывает общая и специальная. Общая подготовка служит для развития основных физических качеств и под ее влиянием улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. А под специальной подготовкой понимают процесс воспитания физических качеств, обеспечивающих преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины или вида трудовой деятельности [15].
Развивать силу мышц надо с помощью силовых физических упражнений, при этом надо уметь заставлять себя выполнять эти упражнения, то есть проявлять силу воли. Под влиянием физических нагрузок мышечная масса нарастает, в мышцах усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ, увеличиваются энергетические запасы.
Физическая выносливость — весьма важное качество человека. Она определяется продолжительностью работоспособности всех органов и систем организма, в течение которой человек способен осуществлять ту или иную работу достаточно интенсивно. Чем лучше физически развит человек, тем он выносливее, так как в центральной нервной системе, сердечно-сосудистой, дыхательной системах уже произошли положительные изменения, благодаря которым и проявляется выносливость. Лучшим средством для приобретения выносливости является относительно интенсивные, но длительные тренировки с отягощениями, а также бег, ходьба на лыжах, гребля, плавание [10].
Быстрота при выполнении физических упражнений — одно из главных физических качеств. Она определяется подвижностью нервных процессов в центральной нервной системе, а также силой и эластичностью мышц, подвижностью в суставах, выносливостью. Научиться быстро и точно выполнять любые движения, требующие значительной физической нагрузки, весьма важно для юноши, готовящегося к военной службе. Быстрота уже развивается в тех случаях, когда при выполнении упражнений есть определенная цель: пробежать, проплыть, пройти на лыжах, возможно быстрее, сделать больше упражнений в какой-то отрезок времени [8].
Гибкость зависит от степени подвижности отдельных звеньев опорно-двигательного аппарата относительно друг друга, а, следовательно, от строения суставов, эластичности связок, сухожилий и мышц. На гибкость влияет и тонус мышц, что зависит от состояния центральной нервной системы. Гибкость развивается посредством выполнения тех или иных движений с большой амплитудой.
Ловкостью в физическом смысле слова называют умение точно и быстро выполнять те или иные двигательные упражнения в условиях меняющейся обстановки. Для ее развития используют различные физические упражнения. Лучше всего влияют на развитие ловкости игры, о которых речь шла выше.
Для призывной молодежи очень важны занятия техническими видами спорта, имеющими прямое военно-прикладное значение. Технический спорт — это спорт сильных и мужественных, ловких и быстрых. Он развивает не только выносливость и силу воли, но и глазомер, умение обращаться с техникой, а также конструкторские навыки. К таким видам спорта относятся самолетный и вертолетный спорт, парашютный спорт, планерный спорт, стрелковый, мотоциклетный, автомобильный, водно-моторный, подводный, радиоспорт, спортивное моделирование, которые воспитывают в человеке сильную волю и мужество [2].
Технические спортивные дисциплины имеют прикладное значение. В соответствии с ним виды могут дополнительно подразделяться на более узкие группы, например, военно-технические виды спорта.
Если присмотреться внимательно, то каждый день мы сталкиваемся с чем-то подобным. На территории Российской Федерации с каждым годом идет интенсивное развитие технических видов спорта, так как постепенно они начинают свое существование в программах Олимпийских игр.
Литература:
- Алхасов Д. С. Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам. — М.: Директ-Медиа, 2015.
- Алексеев С. В., Гостев Р. Г. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности. — М.: Теория и практика физической культуры, 2016.
- Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. — М.: Просвещение, 1990.
- Багнетова Е. А. Гигиена физического воспитания и спорта. — М.: Феникс, 2016.
- Бароненко В. А. Здоровье и физическая культура студента: — М.: Альфа-М, 2018.
- Бердинков Г. И. Массовая физическая культура в ВУЗе. — М.: Высшая школа, 1991.
- Боген М. М. Обучение двигательным действиям. — М.: Физкультура и спорт, 2015.
- Быков В. С. Развитие двигательных способностей учащихся. — М.: Просвещение, 1998.
- Былеева Л. В., Коротков И. М. Подвижные игры: — М.: Физическая культура и спорт, 2017.
- Визитей Н. Н. Физическая культура личности. — М.: Штиница, 2019.
- Викулов А. Д. Плавание. — М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2014.
- Греховодов В. А. Анализ современных понятий в научных педагогических исследованиях. — М.: Теория и практика физической культуры. 2013.
- Дедулевич М. Н. Методика физического воспитания детей. — Минск: РИПО, 2015.
- Макаров Ю. М. Теория и методика обучения базовым видам спорта. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- Письменский И. А. Физическая культура. — М.: Издательство Юрайт, 2017.
- Рыбакова Е. В. Подвижные игры в тренировке волейболистов. — Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016.
- Скворцова С. О. Подвижные и спортивные игры на занятиях по физической культуре в вузе. — М: Молодой ученый, 2015.
- Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.