Особенности правового статуса судебных приставов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 23.12.2021

Статья просмотрена: 3059 раз

Библиографическое описание:

Межлумян, С. Г. Особенности правового статуса судебных приставов / С. Г. Межлумян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 138-140. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87282/ (дата обращения: 18.12.2024).



Новый правовой статус сотрудников органа принудительного исполнения способствовал повышению профессиональных навыков приставов. Инновационный правовой инструментарий обеспечивает соблюдение прав граждан, которые являются участниками исполнительного производства.

Ключевые слова: ФССП, статус, право, гарантии.

The new legal status of the employees of the enforcement agency contributed to the improvement of the professional skills of the bailiffs. An innovative legal toolkit ensures the observance of the rights of citizens who are participants in enforcement proceedings.

Keywords: FSSP, status, law, guarantees.

Закон и нормативно-правовые акты, которые определяют статус сотрудника органов принудительного исполнения весьма разнообразны

Ключевыми сотрудниками ОПИ, на которого возложено исполнение решений судов, исполнительных надписей, выдаваемых нотариусом и иных видов исполнительных документов, а также обеспечении установленного порядка в здании суда, является судебный пристав. Судебные приставы подразделяются на несколько основных должностей:

– судебный пристав-исполнитель, который занимается исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе;

– судебных приставов по ОУПДС, который занимается обеспечением установленного порядка деятельности судов.

В ходе проведенной реформы статус сотрудников органов принудительного исполнения был изменен. Ранее они относились к гражданской службе, но после подписания президентов РФ Владимиром Путиным закона, органы принудительного исполнения стали относится к государственной службе.

С юридической точки зрения нынешний статус органов принудительного исполнения не ясен, так как после вступления Федерального закона от 01.01.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ОПИ не имеет отношения к гражданской службе, но и не относится к органам внутренних дел или к военнослужащим.

После проведения реформы ФССП имеет статус государственной службы и является одной из ее разновидностей. Эти изменения способствовали повышению требований к квалификации сотрудников и предоставление им правового инструмента для исполнения поставленных задач, с соблюдением законных интересов и прав заинтересованных сторон и граждан.

Ключевые изменения, коснувшиеся Федерального закона № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения», после введения реформы можно заметить в следующем:

– установление офицерских, зависящих от замещаемой должности, стажа работы, квалификации;

– включение социальных гарантий и льгот и гарантий;

– прохождение утверждённого тестирования и проверок сотрудника при желании поступить на службу в ОПИ

– прохождение военно-врачебную комиссии, с целью установления годности к прохождению службы;

– обязательное прохождение сотрудниками ОПИ дактилоскопической экспертизы.

Изменения введённые Федеральным Законом РФ от 01.10.2019 № 328-ФЗ предусматривают присвоение сотруднику органов принудительного исполнения званий в соответствии с замещаемой должностью. К примеру, для младшего начальствующего состава предусмотрены такие звания сержанта, старшины и прапорщика. Для среднего начальствующего состава предусмотрены звания лейтенанта и капитана. Для старшего начальствующего состава предусмотрено звание майора, подполковника и полковника. Для высшего начальствующего состава предусмотрено звание генерала-майора, генерала-лейтенанта и другое [1].

Также не стоит забывать об ограничениях для сотрудников ОПи, предусмотренных ст. 14 Федерального закона № 328-ФЗ, а именно:

– наличие у гражданина, поступающего на службу, судимости.

– у гражданина, поступающего на службу, двойного гражданства или вида на жительство.

Как и в правоохранительных органах с сотрудником ОПИ заключается контракт на 5 лет. Он заключается после успешного прохождения сотрудником конкурса.

Так же в ходе работы сотрудники органов принудительного исполнение проходят аттестацию на соответствие замещаемой должности. Провал аттестации является основанием для увольнения сотрудника с работы.

Изменения так же коснулись полномочий приставов. Они стали схожи с полномочиями сотрудников внутренних дел, но они ограничены рамками исполнительного производства.

После проведенной реформы сотрудники ОПИ стали материально-ответственными, как следствие появилась возможность подать на сотрудника исковое заявление о возмещении ущерба в порядке регресса, в случае если он будет доказан. Данные изменения способствуют повышению ответственности сотрудник ОПИ к исполнению своих должностных обязанностей [2].

Задача реформы ФССП заключается в повышении правового статуса сотрудников органов принудительного исполнения. Результат — это наличие социальных гарантий и льгот, которых ранее не было у судебных приставов, а также повышение заработной платы, изменение пенсионного обеспечения, возможность выхода на пенсию по истечению 20 лет службы.

Можно выделить ключевые задачи, в связи с которыми проведена реформа ФССП:

– изменение статуса сотрудников ОПИ с гражданской службы на государственную, что влечет за собой получение социальных гарантий,а так же повышает привлекательность службы;

– на сотрудников возложена обязанность предоставления деклараций, в которых отражено их имущественное положение, с целью недопущения конфликта интересов, прохождение тестирования и проверок;

– возложение на сотрудника материальной ответственности за ненадлежащее исполнение им своих должностных обязанностей и допущение действий или бездействий, влекущих за собой ущерб и нарушение прав и интересов граждан.;

– наделение сотрудников правом применения физической силы в отношении нарушителя, а также спецсредств и оружия, что по своей сути делает ОПИ силовой структурой [2].

Изменение правового статуса сотрудников ОПИ не изменили ключевых принципов при введении исполнительного производства. Однако стоит отметить, что стороны исполнительного производства и третьи лица, чьи права и интересы были нарушены могут ходатайствовать о привлечении должностного лица к дисциплинарной ответственности.

Основной документ, благодаря которому произошел переход к органам принудительного исполнения, является Федеральный закон № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации». Данный закон ввел много изменений во многие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ФССП. Основные изменения коснулись Федерального закона № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения», который ранее носил название Федеральный закон «О судебных приставах».

Так же этот закон коснулся и пенсионного обеспечения сотрудников органов принудительного исполнения, которое идентично пенсионному обеспечению сотрудников внутренних дел.

Из пояснений председателя Комитета Госдумы по безопасности Василия Пискарева можно подчеркнуть следующее: «Предложенные в законе меры помогут повысить профессиональные требования к людям, которые несут службу в органах принудительного исполнения, и предоставить им необходимый для качественного выполнения служебных задач правовой инструментарий, а также обеспечить соблюдение прав граждан, которые являются участниками исполнительного производства» [3].

Он напомнил, что деятельность сотрудников органов принудительного исполнения заключается не только в исполнении решений суда, но и в обеспечении установленного порядка в зале суда, обеспечении защиты судьей и участников процесса, проведение дознания, которое включает в себя предупреждение и пресечение уголовных деяний, «поэтому будет правильным предъявлять к ним повышенные требования, которые уже предъявляются к сотрудникам государственной службы иного вида» [3].

Реформа не затронула основную задачу ФССП, заключающуюся в исполнение решений суда имущественного и неимущественного характера.

Касаемо отношений граждан, то скорее всего это негативное отношение к деятельности ФССП, так как они арестовывают имущество должников, накладывают ограничения на имущественные права и выносят ограничение на выезд за пределы Российской Федерации, что доставляет определенный дискомфорт. Зачастую после исполнения решений суда, приставы крайне редко получают благодарность, а доход остается неудовлетворительным [4].

Структура кадров органов принудительного исполнения разделена на несколько основных категорий, а именно:

– судебный пристав дознаватель;

– судебный пристав-исполнитель;

– судебный пристав по ОУПДС (Обеспечение порядка деятельности судов).

Реформа, которую провела ФССП, более предметно скорректировала обязанности сотрудников для повышения показателей деятельности структурных подразделений.

После проведения реформы денежное довольствие судебных приставов увеличилось почти на 15 000 рублей, что в процентном соотношении составляет около 20 % заработной платы, получаемой ранее. До проведения реформы заработная плата судебных приставов-исполнителей составляла 45 тысяч рублей, но в настоящее время она повысилась почти до 60 тысяч рублей. Стоит учитывать, что на получаемый сотрудниками доход влияют такие факторы как замещаемая должность, звание, выслуга лет и прочее. Проведенная реформа способствовала улучшению привлекательности работы в службе.

Но стоит заметить, что данной реформой введены и ограничения в виде стимулирующих доплат для сотрудников органов принудительного исполнения, которые не будут учитываться при выходе должностного лица на пенсию.

В связи с расширением благ и льгот сотрудников органов принудительного исполнения возрастает и их ответственность. После принятия реформы, в случае если действия или бездействия должностного лица признаны незаконными в суде, то сотрудник несет материальную ответственность. В данном случае территориальное Управление компенсирует размер ущерба, установленный в суде, и обращается с исковым заявлением о возмещении ущерба в порядке регресса к приставу, допустившему нарушение.

Результат реформы, проведенной ОПИ, изменение некоторых видов функций как сотрудников внутренних органов, так и обычных граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Для реализации целей, поставленной в данной реформе внесены поправки во многие нормативно-правовые акты. Как она отразится и какой принесет результат будет ясно спустя время.

Литература:

  1. Федеральный закон от 01.01.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. Официальный сайт Юридический портал: Исполнительное производство // [Электронный ресурс] — URL: https://pristav-russia.ru/blog/noviy-zakon-o-sudebnih-pristavah:-chto-izmenilos-v-2020-godu/77.html
  3. Официальный сайт, Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации // [Электронный ресурс] — URL: http://duma.gov.ru/
  4. Цугба А. Л. Современная концепция статуса федеральной службы судебных приставов Российской Федерации // Государство и право в XXI веке. 2018. № 2. С. 62–67.
Основные термины (генерируются автоматически): принудительное исполнение, исполнительное производство, Российская Федерация, замещаемая должность, сотрудник, государственная служба, гражданская служба, должностное лицо, заработная плата, исполнение решений суда.


Ключевые слова

право, статус, гарантии, ФССП

Похожие статьи

Актуальные вопросы судебной защиты прав участников исполнительного производства

Из нормативно-правового регулирования исполнительного производства следует, что образованная государством самостоятельная и независимая служба судебных приставов (ФССП России) является основным органом принудительного исполнения судебных актов и акто...

Актуальные особенности процессуального положения арбитражного управляющего

В статье обобщены актуальные особенности процессуального положения арбитражного управляющего: структурная особенность наличия четырех основных элементов статуса арбитражного управляющего и проблемная особенность отсутствия детализированного порядка о...

Актуальные особенности приобретения правового статуса арбитражного управляющего

Представлена основная особенность приобретения правового статуса арбитражного управляющего в виде классификации механизмов приобретения правового статуса арбитражного управляющего, формирующих минимальные требования к этом статусу.

Обзор точек зрения по вопросу административно-правового статуса юридических лиц на примере управления Федеральной службы судебных приставов

Роль профессионального представителя в исполнительном производстве

В статье анализируется роль юриста в процессе исполнительного производства, в том числе со стороны взыскателя и должника. Выделяется роль юриста во взаимодействии со Службой судебных приставов.

Деятельность Федеральной службы судебных приставов как объект прокурорского надзора

В данной публикации анализируется специфика деятельности Федеральной службы судебных приставов. Автор приходит к выводу, что осуществление прокурорского надзора в данной сфере является обязательным элементом в механизме защиты прав граждан.

Некоторые особенности новых форм информационного обеспечения гражданского процесса

В статье автором освещены особенности применения новых форм информирования субъектов гражданского судопроизводства о состоянии и движении гражданского дела. Анализируются отдельные проблемы информационного обеспечения в условиях цифровизации правосуд...

Проблема эффективности исполнительного производства и пути ее решения

Повышение эффективности системы принудительного исполнения судебных актов является ключевой проблемой достижения целей правосудия. В статье рассматриваются основные причины неэффективности и пути повышения эффективности в работе судебных приставов, к...

Правовой статус индивидуального предпринимателя

Статья посвящена рассмотрению вопросов, которые связаны с вопросами правового статуса индивидуального предпринимателя на практике. Рассмотрено понятие правового статуса индивидуального предпринимателя, перспективы изменения законодательства.

Обеспечительные меры охранительного характера

В статье приведена характеристика и проблемы правового регулирования мер охранительного характера, содержащихся в семейном законодательстве РФ, также проведен их сравнительный анализ с институтом обеспечения иска в гражданском судопроизводстве.

Похожие статьи

Актуальные вопросы судебной защиты прав участников исполнительного производства

Из нормативно-правового регулирования исполнительного производства следует, что образованная государством самостоятельная и независимая служба судебных приставов (ФССП России) является основным органом принудительного исполнения судебных актов и акто...

Актуальные особенности процессуального положения арбитражного управляющего

В статье обобщены актуальные особенности процессуального положения арбитражного управляющего: структурная особенность наличия четырех основных элементов статуса арбитражного управляющего и проблемная особенность отсутствия детализированного порядка о...

Актуальные особенности приобретения правового статуса арбитражного управляющего

Представлена основная особенность приобретения правового статуса арбитражного управляющего в виде классификации механизмов приобретения правового статуса арбитражного управляющего, формирующих минимальные требования к этом статусу.

Обзор точек зрения по вопросу административно-правового статуса юридических лиц на примере управления Федеральной службы судебных приставов

Роль профессионального представителя в исполнительном производстве

В статье анализируется роль юриста в процессе исполнительного производства, в том числе со стороны взыскателя и должника. Выделяется роль юриста во взаимодействии со Службой судебных приставов.

Деятельность Федеральной службы судебных приставов как объект прокурорского надзора

В данной публикации анализируется специфика деятельности Федеральной службы судебных приставов. Автор приходит к выводу, что осуществление прокурорского надзора в данной сфере является обязательным элементом в механизме защиты прав граждан.

Некоторые особенности новых форм информационного обеспечения гражданского процесса

В статье автором освещены особенности применения новых форм информирования субъектов гражданского судопроизводства о состоянии и движении гражданского дела. Анализируются отдельные проблемы информационного обеспечения в условиях цифровизации правосуд...

Проблема эффективности исполнительного производства и пути ее решения

Повышение эффективности системы принудительного исполнения судебных актов является ключевой проблемой достижения целей правосудия. В статье рассматриваются основные причины неэффективности и пути повышения эффективности в работе судебных приставов, к...

Правовой статус индивидуального предпринимателя

Статья посвящена рассмотрению вопросов, которые связаны с вопросами правового статуса индивидуального предпринимателя на практике. Рассмотрено понятие правового статуса индивидуального предпринимателя, перспективы изменения законодательства.

Обеспечительные меры охранительного характера

В статье приведена характеристика и проблемы правового регулирования мер охранительного характера, содержащихся в семейном законодательстве РФ, также проведен их сравнительный анализ с институтом обеспечения иска в гражданском судопроизводстве.

Задать вопрос