В статье рассматриваются особенности работы учителя и тьютора для продуктивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра, предложена методика коррекционно-обучающей работы учителя и тьютора по снятию ограничений нежелательного поведения у обучающегося с расстройством аутистического спектра.
Ключевые слова: детский аутизм, расстройство аутистического спектра, аутичный ребенок, тьютор, адаптация ребёнка с расстройством аутистического спектра.
Детский аутизм — это особое нарушение психического развития. Наиболее ярким его проявлением является нарушение развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми.
Поведение ребенка с аутизмом характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и ту же одежду; гулять по одному и тому же маршруту и т. д. [2]
Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него чаще всего тревогу, агрессию.
Аутичный ребенок испытывает огромные трудности в организации социальных контактов, но он испытывает и потребность в них. Общаясь с ребенком, выражаться нужно как можно яснее. Используйте самые простые слова, не вызывающие затруднений для понимания. Желательно не использовать в формулировках частицу НЕ. Разговаривать нужно спокойным тоном, так как любое повышение голоса может вызвать тревогу и беспокойство [3].
Для продуктивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра очень важным бывает поддержание некоторых принципов построения каждого урока.
На протяжении длительного времени система российского образования не считала детей-инвалидов, в том числе и детей с расстройствами аутистического спектра, полноценными участниками образовательного процесса. Такие дети достаточно длительный период считались ущербными, но 2012 году все изменилось и, благодаря вступлению в силу закона об инклюзивном образовании, дети с РАС наравне со своими нормотипичными сверстниками могут обучаться в общеобразовательной школе. Безусловно, данная категория обучающихся достаточно разнообразна по своему составу и поэтому однозначной и единой методики обучения таких детей не существует, но эффективность индивидуального подхода при обучении детей с РАС очевидна, причем сопровождать детей должен как учитель регулярного класса, так и тьютор, который закреплен за данным ребёнком и во многом творческий педагогический дуэт педагога и тьютора с течением времени даст свой положительный результат.
Главная задача для учителя регулярного класса и тьютора вывести ребенка с расстройствами аутистического спектра на такой уровень развития, чтобы ученик смог достаточно свободно посещать занятия в регулярном классе, чувствуя себя полноценным учеником класса, а для этого педагогам необходимо понимать, что успешность инклюзии зависит, в том числе, и от правильного построения этапов вхождения ребенка с РАС в классный коллектив. В процессе подготовки к посещению обучающегося с расстройствами аутистического спектра необходимо провести подготовительно-разъяснительную работу как с учениками регулярного класса и их родителями, так и непосредственно с учеником с РАС и его законными представителями. Такая работа поможет созданию благоприятного психологического климата внутри класса, снимет «барьеры осторожности» и позволит детям более свободно общаться друг с другом.
Ребенок с РАС как никто другой нуждается в постепенном вхождении в классный коллектив, начиная с 10–15 минут на уроках эстетического цикла и наращивая объем учебного времени нахождения в регулярном классе.
Кроме того необходимо помнить, что обучающимся, особенно в начальных классах, легче принять сверстника, которого они знают не только по учебной деятельности, поэтому для более благоприятного и быстрого вхождения ребёнка с РАС в классный коллектив необходимо обеспечить общение детей во внеурочной деятельность — на переменах, классных часах, совместных коллективных делах, в которых ребёнок будет ощущать «ситуацию успеха», что позволит ему быстрее адаптироваться к новой среде.
Огромную роль в адаптации ребенка с РАС играет определение рабочего пространства ученика: насколько комфортно будет чувствовать себя ученик, настолько быстро пройдет его адаптация. Причем под рабочим пространством необходимо понимать не только закрепленное за учеником место за партой в классном кабинете, но и организация здорового социально-психологического климата как на уроке, так и вне его, ведь ребенок с РАС особо нуждается в похвале даже в самых, казалось бы, малых достижениях.
В процессе обучения должен быть достигнут эмоциональный контакт не только между учениками, но и между учителем, тьютором и учеником с РАС.
Особое внимание при работе с обучающимися с РАС необходимо уделять коррекционно-обучающей стороне взаимодействия, ведь именно данный этап вхождения в коллектив является основным, во время которого педагог сможет снять ограничения и проявления нежелательного поведения у ученика для этого необходимо:
— все инструкции поведенческого характера и по ходу выполнения работы должны быть четкими, понятными для ученика и сопровождаться необходимыми движениями и зрительными опорами.
— при выполнении заданий графического содержания сопровождать голосовое сообщение тактильным прикосновением и, если возникает необходимость, двигательным
— способствовать возникновению у ученика «ситуации успеха», игнорировать нежелательные поведенческие реакции
— минимизировать дискомфорт ученика с РАС путем организации учебного пространства таким образом, чтобы обучающемуся было понятно, как осуществляется смена видов деятельности на уроке, распорядок дня, исключить перемены в знакомой обстановке
— постоянно использовать на уроке адаптированный материал, для оказания методической помощи обучающимся с РАС.
Таким образом, особые образовательные потребности у детей с РАС проявляются по-разному и в разных сочетаниях, поэтому необходимо обеспечить их разнообразными формами организации обучения и воспитания, что в дальнейшем обеспечит им возможность успешной социальной адаптации.
В своей работе в тандеме — учитель и тьютор в нашей школе мы реализуем модель комбинированной инклюзии, в которой предполагается, что главной учебной средой для ребенка с «особыми» образовательными потребностями будет обычный класс. При этом ему оказывается необходимая помощь в рамках работы в ресурсном классе: предоставляются специальные учебные пособия, с ним проводят занятия логопед, дефектолог, психолог. Однако главными людьми в его учебной жизни являются, конечно, учитель и тьютор.
Зачем тьютор в инклюзивном классе? Обучающимся с особыми образовательными потребностями очень часто нужна дополнительная помощь, которую им оказывает педагог сопровождения или тьютор.
Главная задача чувствовать себя уверенно в пространстве классе, в классном коллективе, так как главная цель работы — это социализация ребенка с РАС.
Своим примером тьютор показывает окружающим детям как следует относится к ребенку с проблемами здоровья, какую помощь можно ему оказывать и как правильно это сделать, поэтому дети в классе охотно принимают такого ребенка, идут с ним в паре, хотят помочь.
Таким образом, если работа учителя и тьютора осуществляется в тандеме, то совместная учеба здоровых и «особых» детей идет на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не возникнет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно, и дети с расстройствами аутистического спектра вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей.
Литература:
- Завьялова, Е. А. Формирование жизненно важных компетенций у обучающихся с РАС // Практика школьного воспитания. — 2018. — № 3 (108). — С. 43–49
- Зобова Л. Г. Приемы работы с обучающимися с РАС// https://infourok.ru/priemi-raboti-s-obuchayuschimisya-s-ras-1951077.html
3. Коноваленко Е. А. Включение ребенка с РАС в образовательную среду общеобразовательного класса // https://infourok.ru/vklyuchenie-rebenka-s-ras-v-obrazovatelnuyu-sredu-obscheobrazovatelnogo-klassa-2415032.html
- Никольская, О. С. Ребенок с аутизмом в обычной школе / Ольга Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан. — Москва: Чистые пруды, 2006. — 30 с. — (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Школьный психолог»; вып. 2 (8))