Исследование посвящено проблемам зонирования и навигации в рамках социального аспекта. Предложены пути их решения на основе российского и зарубежного опыта. Рассмотрена причинно-следственная связь качественной маршрутизации и зонирования с привлекательностью пространств университета.
Статья рассчитана на архитекторов и строителей, занимающихся вопросами проектирования вузов, а также педагогов и студентов архитектурно-строительных высших учебных заведений.
Ключевые слова: навигация, функциональное зонирование, высшее образовательное учреждение.
Навигация и зонирование — это логичные многоуровневые информационные системы, необходимые для организации пространства и ориентации в нем. Это приковывает внимание к ним архитекторов и дизайнеров. Особенно остро проблема планирования данных систем стоит при проектировании или реконструкции зданий высших учебных заведений.
В настоящее время в вузах нет грамотно разработанных навигации и зонирования. Университет с множеством корпусов, этажей, переходов, лестниц и коридоров воспринимается как неизведанный лабиринт, который необходимо исследовать за годы обучения. Но это устаревший подход. В высших образовательных учреждениях должны быть ясные и понятные системы навигации и зонирования, учитывающие социальное взаимодействие и интеграцию студентов из различных социальных слоев, культур и государств. Вот почему актуальны исследования в этой области.
Цель исследования — анализ проблем зонирования и навигации университета в рамках социального аспекта (на примере ВолгГТУ), разработка рекомендаций для их решения.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
— сбор и систематизация материала по данной теме;
— проведение анкетирования;
— определение основных проблем зонирования и навигации в вузе;
— изучение отечественного и зарубежного опыта;
— создание эскизного проекта реконструкции ВолгГТУ.
При написании данной работы изучались научные труды российских и зарубежных ученых, посвященные социальным проблемам организации образовательного пространства. Работа основана на публикациях Лоскутовой И. М. [1], Кутеповой Л. И. [2], Кузнецовой А. А. [3], Постовой Е. Н. [4] и Зеера Э. Ф. [5].
Помимо теоретических методов исследования использовались и эмпирические, такие как анкетирование и статистическая обработка данных.
Анкетирование было проведено с 12 октября по 21 ноября 2021 года. В социологическом опросе участвовало 103 респондента, среди которых — студенты, преподаватели, сотрудники и абитуриенты Волгоградского Государственного Технического Университета (ВолгГТУ).
В исследовании удалось установить, что 85,4 % опрошенных считают, что общее планировочное решение и удобство навигации влияют на восприятие образовательного учреждения. Однако 64 % опрошенных оценили их неудовлетворительно (рис. 1) — 50,5 % трудно ориентироваться в здании института, а 57,3 % не устраивает текущее состояние и организация коридорной системы переходов между учебными кабинетами и помещениями.
Основными недостатками зонирования и навигации назвали — недостаточность элементов навигации (50,5 %), переходы через улицу или цокольный этаж (39,8 %), состояние отделки (36,9 %), а так же расположение и количество мест рекреации и зон отдыха (43,7 %). Кроме того 68 % не устраивает расположение здравпункта на территории вуза, его, по мнению респондентов стоит перенести ближе к главному холлу (39,8 %).
Рис. 1. Ответы респондентов
Решение данных вопросов авторам видится в обращении к современным мировым тенденциям архитектуры и дизайна высших образовательных учреждений.
В первую очередь прослеживается тенденция цветовой кодировки пространства. Основной цвет стен должен быть белым или приближенных к нему оттенков, а яркие акцентные цвета используются как навигационные якоря [6], что помогает воспринимать пространство на интуитивном уровне. Цветом можно подчеркнуть двери, коридоры, лестничные пролеты. Логика для цветовых акцентов может быть поэтажная и по функциональным зонам (рис. 2).
Рис. 2. Цветовая кодировка пространства: двери учебных помещений, выделенные цветом
Так же активно используется крупный легкочитаемый текст, смысл которого должен дублироваться пиктограммами. Особенно это важно, если в вузе обучаются иностранные студенты. Иностранцы на начальном этапе погружения в языковую среду с трудом воспринимают текст и для них нужна поддержка узнаваемыми простыми знаками (рис. 3).
а. б.
Рис. 3. Крупный текст с пиктограммами: а. Here East, Лондон; б. МБОУ СОШ «Новая Эра», Тулун
Еще одна современная тенденция — задействование мобильных приложений, интерактивных мониторов, информационных экранов и так далее для дополнительной навигации. Они не могут использоваться в качестве основной навигации, так как нестабильны. Их работа зависит от многих факторов: наличие у всех студентов смартфонов, стабильный интернет и свет, своевременное техническое обслуживание и другие (рис. 4).
Рис. 4. Использование мониторов в школе «Летово», Москва
Остается актуальным применение матовых, долговечных материалов: металл, дерево, бетон, пластик, в минималистичном интерьерном стиле во избежание скорого износа, образования информационного шума и появления бликов, которые затрудняют прочтение информации (рис. 5).
а. б.
Рис. 5. Применение матовых, долговечных материалов: а. Dock En Seine Offices, Франция; б. НИУ ВШЭ, Москва
Одна из основных современных тенденций зонирования — трансформируемые зоны. Это позволяет свободно изменять холлы и рекреации под различные виды деятельности образовательного учреждения. Например, использовать зону отдыха как выставочный зал или холл как учебное помещение (рис. 6а, 6б).
В последнее время широко используется поэтажная навигация — общие планы этажей и активное обозначение текущего этажа с основными ориентирами. Это показывает общую логику пространства, помогает представить всю структуру здания, а так же сориентироваться — где ты находишься (рис. 6в).
а. б.
в.
Рис. 7. Трансформация зон: а. University of Arizona, США; б. НИУ ВШЭ, Москва. в. Поэтажная навигация в школе «Летово», Москва
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, а так же мнение респондентов, были разработаны рекомендации для проектирования маршрутизации и зонирования вуза.
- Необходимо переосмыслить общее функциональное зонирование с точки зрения актуальной необходимости — перенос здравпункта, перепланировка коридоров, организация входной группы университета.
- Создать единую систему указателей с крупным текстом и поддержкой его иконками-пиктограммами с простыми обозначениями.
- К зонам отдыха, коридорам и холлам применить минималистичный интерьерный стиль в теплой цветовой палитре с преобладанием органических, природных материалов.
- В коридорах и холлах использовать белый нейтральный свет — он является наиболее комфортным для глаз, а в зонах отдыха — белый теплый свет, так как он способствуют расслаблению и отдыху [7–8].
- Отдавать предпочтение мебели особого типа — модульной, легкой и удобно складируемой.
На основании проведенных теоретических и натурных исследований, а также разработанных рекомендаций студентами 4 курса ИАиС ВолгГТУ специальности «Архитектура» был создан эскизный проект реконструкции систем зонирования и навигации ВолгГТУ.
В оформлении коридоров и зон отдыха используются настенные панели, задекорированные под дерево светлых, теплых тонов. Для покрытия полов предлагается применить коммерческий линолеум универсального серого цвета. Навесной потолок, который сейчас существует, рекомендуется расшить и использовать простой окрашенный белый потолок с квадратными осветительными приборами (рис 7а, 7б).
В холлах вместо мелких разрозненных указателей, создающих информационный шум, спроектированы графические знаки в едином дизайнерском стиле, которые гармонично дополняют интерьер (рис 7в, 7г).
Увеличена ширина тамбура за счет холла, активно используется остекление. Предложенное фасадное решение выбрано наибольшим числом респондентов (рис 7д, 7е).
Здравпункт для удобства перенесен из общежития № 1 в главный учебный корпус ВолгГТУ ближе к главному холлу около санузла (рис 7ж, 7з).
а. б.
в. г.
д. е.
ж.
з.
Рис. 7. Эскизный проект реконструкции систем зонирования и навигации ВолгГТУ. Стилистическое решение коридора: а. До; б. После. Навигационная система: в. До; г. После. Организация входной группы: д. До; е. После. Перенос здравпункта: ж. До; з. После
Материалы данной статьи могут быть использованы при проектировании и реконструкции высших образовательных учреждений в целом и ВолгГТУ в частности.
Литература:
- Лоскутова И. М. Социальные проблемы современного российского образовательного пространства // Власть. 2013. № 4.
- Кутепова Л. И., Ваганова О. И., Максимова К. А. Организация социокультурной среды образовательного учреждения // КНЖ. 2019. № 3 (28).
- Кузнецова А. А., Жданова И. В., Малышева Е. В. Формирование эстетически-комфортной среды образовательных организаций // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. № 2 (59).
- Постова Е. Н. Проблемы зонирования в дизайне среды образовательных учреждений на примере опыта скандинавских стран / Е. Н. Постова // Шаг в науку. — 2021. — № 2. — С. 80–84.
- Зеер Э. Ф., Журлова Е. Ю. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории // Образование и наука. 2017. № 3.
- ФП «Современная школа» НП «Образование» / Руководство по дизайну образовательного пространства
- Мешков В. В. Основы светотехники: Учеб. пособие для вузов: В 2-х ч. Ч. 1. — 2-е изд., перераб. — Энергия. — 1979. — 368 c.
- Иванова Н. С. Краткий светотехнический справочник [Текст] / Н. С. Иванова, Ю. Б. Айзенберг; Под ред. проф. В. В. Мешкова. — Москва; Ленинград: Госэнергоиздат, 1959. — 80 с.: черт.; 17 см.