Социальные проблемы зонирования и навигации (на примере Волгоградского государственного технического университета) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (394) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 27.12.2021

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Янин, К. Д. Социальные проблемы зонирования и навигации (на примере Волгоградского государственного технического университета) / К. Д. Янин, И. В. Шевчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 60-65. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87302/ (дата обращения: 16.11.2024).



Исследование посвящено проблемам зонирования и навигации в рамках социального аспекта. Предложены пути их решения на основе российского и зарубежного опыта. Рассмотрена причинно-следственная связь качественной маршрутизации и зонирования с привлекательностью пространств университета.

Статья рассчитана на архитекторов и строителей, занимающихся вопросами проектирования вузов, а также педагогов и студентов архитектурно-строительных высших учебных заведений.

Ключевые слова: навигация, функциональное зонирование, высшее образовательное учреждение.

Навигация и зонирование — это логичные многоуровневые информационные системы, необходимые для организации пространства и ориентации в нем. Это приковывает внимание к ним архитекторов и дизайнеров. Особенно остро проблема планирования данных систем стоит при проектировании или реконструкции зданий высших учебных заведений.

В настоящее время в вузах нет грамотно разработанных навигации и зонирования. Университет с множеством корпусов, этажей, переходов, лестниц и коридоров воспринимается как неизведанный лабиринт, который необходимо исследовать за годы обучения. Но это устаревший подход. В высших образовательных учреждениях должны быть ясные и понятные системы навигации и зонирования, учитывающие социальное взаимодействие и интеграцию студентов из различных социальных слоев, культур и государств. Вот почему актуальны исследования в этой области.

Цель исследования — анализ проблем зонирования и навигации университета в рамках социального аспекта (на примере ВолгГТУ), разработка рекомендаций для их решения.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

— сбор и систематизация материала по данной теме;

— проведение анкетирования;

— определение основных проблем зонирования и навигации в вузе;

— изучение отечественного и зарубежного опыта;

— создание эскизного проекта реконструкции ВолгГТУ.

При написании данной работы изучались научные труды российских и зарубежных ученых, посвященные социальным проблемам организации образовательного пространства. Работа основана на публикациях Лоскутовой И. М. [1], Кутеповой Л. И. [2], Кузнецовой А. А. [3], Постовой Е. Н. [4] и Зеера Э. Ф. [5].

Помимо теоретических методов исследования использовались и эмпирические, такие как анкетирование и статистическая обработка данных.

Анкетирование было проведено с 12 октября по 21 ноября 2021 года. В социологическом опросе участвовало 103 респондента, среди которых — студенты, преподаватели, сотрудники и абитуриенты Волгоградского Государственного Технического Университета (ВолгГТУ).

В исследовании удалось установить, что 85,4 % опрошенных считают, что общее планировочное решение и удобство навигации влияют на восприятие образовательного учреждения. Однако 64 % опрошенных оценили их неудовлетворительно (рис. 1) — 50,5 % трудно ориентироваться в здании института, а 57,3 % не устраивает текущее состояние и организация коридорной системы переходов между учебными кабинетами и помещениями.

Основными недостатками зонирования и навигации назвали — недостаточность элементов навигации (50,5 %), переходы через улицу или цокольный этаж (39,8 %), состояние отделки (36,9 %), а так же расположение и количество мест рекреации и зон отдыха (43,7 %). Кроме того 68 % не устраивает расположение здравпункта на территории вуза, его, по мнению респондентов стоит перенести ближе к главному холлу (39,8 %).

Ответы респондентов Ответы респондентов

Рис. 1. Ответы респондентов

Решение данных вопросов авторам видится в обращении к современным мировым тенденциям архитектуры и дизайна высших образовательных учреждений.

В первую очередь прослеживается тенденция цветовой кодировки пространства. Основной цвет стен должен быть белым или приближенных к нему оттенков, а яркие акцентные цвета используются как навигационные якоря [6], что помогает воспринимать пространство на интуитивном уровне. Цветом можно подчеркнуть двери, коридоры, лестничные пролеты. Логика для цветовых акцентов может быть поэтажная и по функциональным зонам (рис. 2).

Цветовая кодировка пространства: двери учебных помещений, выделенные цветом Цветовая кодировка пространства: двери учебных помещений, выделенные цветом

Рис. 2. Цветовая кодировка пространства: двери учебных помещений, выделенные цветом

Так же активно используется крупный легкочитаемый текст, смысл которого должен дублироваться пиктограммами. Особенно это важно, если в вузе обучаются иностранные студенты. Иностранцы на начальном этапе погружения в языковую среду с трудом воспринимают текст и для них нужна поддержка узнаваемыми простыми знаками (рис. 3).

Крупный текст с пиктограммами: а. Here East, Лондон; б. МБОУ СОШ «Новая Эра», Тулун а. Крупный текст с пиктограммами: а. Here East, Лондон; б. МБОУ СОШ «Новая Эра», Тулун б.

Рис. 3. Крупный текст с пиктограммами: а. Here East, Лондон; б. МБОУ СОШ «Новая Эра», Тулун

Еще одна современная тенденция — задействование мобильных приложений, интерактивных мониторов, информационных экранов и так далее для дополнительной навигации. Они не могут использоваться в качестве основной навигации, так как нестабильны. Их работа зависит от многих факторов: наличие у всех студентов смартфонов, стабильный интернет и свет, своевременное техническое обслуживание и другие (рис. 4).

Использование мониторов в школе «Летово», Москва Использование мониторов в школе «Летово», Москва

Рис. 4. Использование мониторов в школе «Летово», Москва

Остается актуальным применение матовых, долговечных материалов: металл, дерево, бетон, пластик, в минималистичном интерьерном стиле во избежание скорого износа, образования информационного шума и появления бликов, которые затрудняют прочтение информации (рис. 5).

Применение матовых, долговечных материалов: а. Dock En Seine Offices, Франция; б. НИУ ВШЭ, Москва а. Применение матовых, долговечных материалов: а. Dock En Seine Offices, Франция; б. НИУ ВШЭ, Москва б.

Рис. 5. Применение матовых, долговечных материалов: а. Dock En Seine Offices, Франция; б. НИУ ВШЭ, Москва

Одна из основных современных тенденций зонирования — трансформируемые зоны. Это позволяет свободно изменять холлы и рекреации под различные виды деятельности образовательного учреждения. Например, использовать зону отдыха как выставочный зал или холл как учебное помещение (рис. 6а, 6б).

В последнее время широко используется поэтажная навигация — общие планы этажей и активное обозначение текущего этажа с основными ориентирами. Это показывает общую логику пространства, помогает представить всю структуру здания, а так же сориентироваться — где ты находишься (рис. 6в).

https://sun9-77.userapi.com/impg/v3xpWmQHHlDymPQymTuLrVX-1WIpcwBOLimLXQ/xTGJwaNeIRQ.jpg?size=1200x675&quality=96&sign=77412b9f3f8fbe285ccd8cc622de4d41&type=album а. https://sun9-69.userapi.com/impg/u07jdyUwkguqovAtUMIIbnoADWGtg2kScFtt_w/e1m4MQgbQqg.jpg?size=1083x722&quality=96&sign=9209bef61f0d2b23b6aacd109570b75c&type=album б.

Трансформация зон: а. University of Arizona, США; б. НИУ ВШЭ, Москва. в. Поэтажная навигация в школе «Летово», Москва Трансформация зон: а. University of Arizona, США; б. НИУ ВШЭ, Москва. в. Поэтажная навигация в школе «Летово», Москва в.

Рис. 7. Трансформация зон: а. University of Arizona, США; б. НИУ ВШЭ, Москва. в. Поэтажная навигация в школе «Летово», Москва

Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, а так же мнение респондентов, были разработаны рекомендации для проектирования маршрутизации и зонирования вуза.

  1. Необходимо переосмыслить общее функциональное зонирование с точки зрения актуальной необходимости — перенос здравпункта, перепланировка коридоров, организация входной группы университета.
  2. Создать единую систему указателей с крупным текстом и поддержкой его иконками-пиктограммами с простыми обозначениями.
  3. К зонам отдыха, коридорам и холлам применить минималистичный интерьерный стиль в теплой цветовой палитре с преобладанием органических, природных материалов.
  4. В коридорах и холлах использовать белый нейтральный свет — он является наиболее комфортным для глаз, а в зонах отдыха — белый теплый свет, так как он способствуют расслаблению и отдыху [7–8].
  5. Отдавать предпочтение мебели особого типа — модульной, легкой и удобно складируемой.

На основании проведенных теоретических и натурных исследований, а также разработанных рекомендаций студентами 4 курса ИАиС ВолгГТУ специальности «Архитектура» был создан эскизный проект реконструкции систем зонирования и навигации ВолгГТУ.

В оформлении коридоров и зон отдыха используются настенные панели, задекорированные под дерево светлых, теплых тонов. Для покрытия полов предлагается применить коммерческий линолеум универсального серого цвета. Навесной потолок, который сейчас существует, рекомендуется расшить и использовать простой окрашенный белый потолок с квадратными осветительными приборами (рис 7а, 7б).

В холлах вместо мелких разрозненных указателей, создающих информационный шум, спроектированы графические знаки в едином дизайнерском стиле, которые гармонично дополняют интерьер (рис 7в, 7г).

Увеличена ширина тамбура за счет холла, активно используется остекление. Предложенное фасадное решение выбрано наибольшим числом респондентов (рис 7д, 7е).

Здравпункт для удобства перенесен из общежития № 1 в главный учебный корпус ВолгГТУ ближе к главному холлу около санузла (рис 7ж, 7з).

F:\Проект\Янин\Иллюстративный материал\Стилистическое решение коридора до.jpg а. F:\Проект\Янин\Иллюстративный материал\Стилистическое решение коридора после.jpg б.

F:\Проект\Янин\Иллюстративный материал\Использование крупной навигации в холле до.jpg в. F:\Проект\Янин\Иллюстративный материал\Использование крупной навигации в холле после.jpg г.

https://s3.eu-central-1.amazonaws.com/images.hipdir/524475/67c3s8gj8tdgmj9nyqjktngsat7dcdgm.jpg д.

F:\Проект\Янин\Иллюстративный материал\Пример организации входной группы, выбранной наибольшим числом респондентов (2).jpg е.

F:\Проект\Янин\Иллюстративный материал\Перенос здравпункта до.jpg ж.

Эскизный проект реконструкции систем зонирования и навигации ВолгГТУ. Стилистическое решение коридора: а. До; б. После. Навигационная система: в. До; г. После. Организация входной группы: д. До; е. После. Перенос здравпункта: ж. До; з. После з.

Рис. 7. Эскизный проект реконструкции систем зонирования и навигации ВолгГТУ. Стилистическое решение коридора: а. До; б. После. Навигационная система: в. До; г. После. Организация входной группы: д. До; е. После. Перенос здравпункта: ж. До; з. После

Материалы данной статьи могут быть использованы при проектировании и реконструкции высших образовательных учреждений в целом и ВолгГТУ в частности.

Литература:

  1. Лоскутова И. М. Социальные проблемы современного российского образовательного пространства // Власть. 2013. № 4.
  2. Кутепова Л. И., Ваганова О. И., Максимова К. А. Организация социокультурной среды образовательного учреждения // КНЖ. 2019. № 3 (28).
  3. Кузнецова А. А., Жданова И. В., Малышева Е. В. Формирование эстетически-комфортной среды образовательных организаций // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. № 2 (59).
  4. Постова Е. Н. Проблемы зонирования в дизайне среды образовательных учреждений на примере опыта скандинавских стран / Е. Н. Постова // Шаг в науку. — 2021. — № 2. — С. 80–84.
  5. Зеер Э. Ф., Журлова Е. Ю. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории // Образование и наука. 2017. № 3.
  6. ФП «Современная школа» НП «Образование» / Руководство по дизайну образовательного пространства
  7. Мешков В. В. Основы светотехники: Учеб. пособие для вузов: В 2-х ч. Ч. 1. — 2-е изд., перераб. — Энергия. — 1979. — 368 c.
  8. Иванова Н. С. Краткий светотехнический справочник [Текст] / Н. С. Иванова, Ю. Б. Айзенберг; Под ред. проф. В. В. Мешкова. — Москва; Ленинград: Госэнергоиздат, 1959. — 80 с.: черт.; 17 см.
Основные термины (генерируются автоматически): зона отдыха, Москва, зарубежный опыт, навигация, главный холл, интерьерный стиль, информационный шум, крупный текст, образовательное учреждение, поэтажная навигация.


Похожие статьи

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Актуальность использования кейс-стади в процессе обучения русскому языку в неязыковых вузах

В статье освещаются вопросы использования на занятиях русского языка в инженерно-экономических вузах метода кейс-стади на примере изучения книги Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова «Мировой финансовый кризис, пути и меры по его преодолени...

Оценка внешних угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов на примере ООО «Компания Металл Профиль»

В статье рассматривается значимость анализа внешних угроз экономической безопасности предприятия для удержания его позиций на рынке и дальнейшего развития, приводятся классические способы оценки внешних угроз и раскрывается сущность их проведения. Та...

Эволюция и формообразование делового пространства

В статье на историческом и современном материале осуществляется анализ и осмысление условий и принципов средоформирования для рабочих процессов. Рассмотрены традиции и инновации в области организации делового пространства. Выявлены актуальные тенденц...

Экономическое зонирование в России

В статье рассматривается зонирование России в рамках стратегического планирования. Проанализирован проект «Стратегия пространственного развития», разработанный Минэкономразвития. Состав зон данного проекта сравнивается с результатами авторского зонир...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Профилактика стрессов и конфликтов в организации

В статье представлена общая характеристика понятий «стресс» и «конфликты». Рассмотрены основные направления профилактики стрессов и конфликтов в организации на примере Станции по борьбе с болезнями животных Северного административного округа города М...

Формирование межкультурной компетенции педагога в условиях современной английской системы высшего педагогического образования (магистратура)

В статье рассматриваются новые задачи современных университетов и факультетов, осуществляющих подготовку педагогов, готовых к профессиональной деятельности в условиях межкультурного диалога. На основе анализа формирования межкультурной компетенции пе...

Стимулы и барьеры в организации обучения на рабочем месте в условиях дефицита квалифицированных рабочих на российских предприятиях

В данной статье рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на решение работодателя организовать обучение для своих работников на рабочем месте, а также на решение работников его пройти, на примере одного из промышленных предприятий Санкт-Петер...

Особенности современного российского рынка труда (на примере Нижегородской области)

Статья посвящена вопросу состояния современного российского рынка труда. В ней описаны характерные черты модели рынка труда, которая сложилась в настоящее время. Авторы статьи особое внимание уделяют проблеме занятости и выявлению направлений, уменьш...

Похожие статьи

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Актуальность использования кейс-стади в процессе обучения русскому языку в неязыковых вузах

В статье освещаются вопросы использования на занятиях русского языка в инженерно-экономических вузах метода кейс-стади на примере изучения книги Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова «Мировой финансовый кризис, пути и меры по его преодолени...

Оценка внешних угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов на примере ООО «Компания Металл Профиль»

В статье рассматривается значимость анализа внешних угроз экономической безопасности предприятия для удержания его позиций на рынке и дальнейшего развития, приводятся классические способы оценки внешних угроз и раскрывается сущность их проведения. Та...

Эволюция и формообразование делового пространства

В статье на историческом и современном материале осуществляется анализ и осмысление условий и принципов средоформирования для рабочих процессов. Рассмотрены традиции и инновации в области организации делового пространства. Выявлены актуальные тенденц...

Экономическое зонирование в России

В статье рассматривается зонирование России в рамках стратегического планирования. Проанализирован проект «Стратегия пространственного развития», разработанный Минэкономразвития. Состав зон данного проекта сравнивается с результатами авторского зонир...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Профилактика стрессов и конфликтов в организации

В статье представлена общая характеристика понятий «стресс» и «конфликты». Рассмотрены основные направления профилактики стрессов и конфликтов в организации на примере Станции по борьбе с болезнями животных Северного административного округа города М...

Формирование межкультурной компетенции педагога в условиях современной английской системы высшего педагогического образования (магистратура)

В статье рассматриваются новые задачи современных университетов и факультетов, осуществляющих подготовку педагогов, готовых к профессиональной деятельности в условиях межкультурного диалога. На основе анализа формирования межкультурной компетенции пе...

Стимулы и барьеры в организации обучения на рабочем месте в условиях дефицита квалифицированных рабочих на российских предприятиях

В данной статье рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на решение работодателя организовать обучение для своих работников на рабочем месте, а также на решение работников его пройти, на примере одного из промышленных предприятий Санкт-Петер...

Особенности современного российского рынка труда (на примере Нижегородской области)

Статья посвящена вопросу состояния современного российского рынка труда. В ней описаны характерные черты модели рынка труда, которая сложилась в настоящее время. Авторы статьи особое внимание уделяют проблеме занятости и выявлению направлений, уменьш...

Задать вопрос