В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим университетом мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».
Ключевые слова: просветительский проект, патриотическое воспитание, университетские субботы, культура народов России, Отечественная история.
Последние десятилетия российской истории можно трактовать как период смены морально-нравственных ориентиров. Появление новых медиаресурсов, транслирующих ценности характерные для западной культуры, оказало значительное влияние на распространение в подростковой среде деструктивных форм поведения, порой принимающего делинквентные черты. В подобных условиях общество сталкивается с необходимостью решения проблем, связанных с ценностным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения, чье гармоничное развитие является ключевым фактором в социально-экономическом и политическом развитии страны [1].
Майский указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из приоритетных целей российской системы образования выделяет воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [2]. Неотъемлемой частью всесторонне развитой личности является сформированность её самоидентификации как представителя определенного народа и носителя определенной культуры. В таком разрезе патриотизм, определяется как социально-нравственная ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения [3]. В этой связи одной из задач патриотического воспитания является формирование устойчивой связи между личностью государством, невозможное без накопления знаний об историческом прошлом страны, традициях и обычаях родного края, пониманиям специфики условий исторического развития государства. В. А. Сухомлинский отмечал, что данная парадигма лежит в основе формирования чувства любви к Родине, осознания личностью нравственного долга перед Отечеством [4]. Особенно важным в данном процессе является возраст средней школы, выделяемый как наиболее сенситивный к воспитанию ценностных ориентиров.
Наряду с традиционными формами образования одним из средств достижения целей патриотического воспитания могут выступать неформальные формы организации досуговой и внеурочной деятельности обучающихся. Одной из таких форм является проект «Университетские субботы в МПГУ», реализуемый Московским педагогическим государственным университетом при поддержке Департамента образования и науки города Москвы.
Целью проекта является создание условий для профориентации обучающихся московских школ и удовлетворение их потребности в личностном развитии, социальном и профессиональном самоопределении, получении новых знаний и т. д. С 2014 года университет реализует мероприятия в форме интерактивных лекций, мастер-классов, экскурсий, панельных дискуссий и т. д. За этот период проведено свыше 500 мероприятий с общим охватом более 30 тыс. человек — учащихся, их родителей.
В 2021 году силами Центра развития открытого образования был реализован цикл мастер-классов, посвященный истории и культуре народов России, а именно: «Занимательная этнография. Как жили наши деды?», «Во что играли во времена Александра Невского», «Славянские ляльки-обереги из ткани», «Декоративно-прикладное искусство. Глиняная игрушка» и «Жилища народов России». При выборе тематики мероприятий учитывался возраст участников (1–9 классы), возможность деятельного включения детей в содержание занятия, акцент на уникальности исторического и цивилизационного наследия России. Также организаторами учитывался опыт проведения выездных дополнительных общеразвивающих программ в регионах РФ, реализованных в период с 2017 по 2020 год. Каждое мероприятие представляло самостоятельный интерес, вне зависимости от посещения остальных занятий цикла.
Мастер-класс «Во что играли во времена Александра Невского?» был направлен на знакомство участников с традиционными русскими играми. При проведении мероприятия особый акцент делался на взаимосвязь климатических, хозяйственно-бытовых и социальных факторов с играми народов России в период с X по XVIII вв., параллели с игровыми практиками народов Скандинавии, Центральной Европы и Монголии. Были рассмотрены такие игры как «бабки», «калечина-малечина», «бирюльки», «кубарь», «альчики», «рюхи» и «лапта». Практическая часть занятия включала в себя историческую реконструкцию, при этом выбирались такие игры, которые по содержанию могли быть доступны заявленной возрастной категории. Для формирования у участников понимания кросскультурных различий в традиция игровой культуры, участникам также было предложено самостоятельно изготовить «тавлеи» и «мельницу», относящиеся к числу старинных русских шашечных игр. Наряду с патриотическим и духовно-нравственным компонентом, такая практика развивает в обучающихся общекультурные компетенции: коммуникабельность, внимание, терпение, навыки функциональной грамотности. Опыт проведения мероприятия показал активную включенность обучающихся в познавательный процесс, результатом которого стало формирование представлений о культурных традициях разных регионов России. Одновременно была отмечена потребность обучающихся в соприкосновении к традициям и культуре предков через игровую деятельность. Такая потребность является следствием отсутствия преемственности семейных культурных традиции, утраты связи поколений через такие инструменты как семейные архивы, коллекции утвари предшествующих поколений, традиции сохранения семейной исторической памяти.
Мероприятия «Занимательная этнография. Как жили наши деды?», «Славянские ляльки-обереги из ткани», «Декоративно-прикладное искусство. Глиняная игрушка» и «Жилища народов России» были направлены на знакомство обучающихся 1–9 классов с бытовыми традициями народов России. Организаторами мастер-классов было отмечено, что современные городские дети и подростки имеют весьма слабое представление о хозяйственно-бытовом укладе крестьянского населения Центральных и Северных областей России, кочевых народов в разрезе исторических реалий XVIII — начала XX веков. Этот вывод подтверждает К. М. Метелкина, в тоже время отмечая, что прекращение преемственности этнокультурных традиций приводит к существенному ограничению процесса патриотического воспитания молодежи [5]. Соглашаясь с данным тезисом, организаторы поставили цель осуществить культурно-историческую социализацию обучающихся московских школ посредством погружения их в традиционную культуру народов России во всем многообразии ее проявлений. На мастер-классах было рассмотрены быт и жилища народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, устройство русской избы, промыслы народов России в разные исторические эпохи. Прикладная составляющая мероприятий заключалась в изготовлении участниками макетов традиционного жилища народов России «юрты», обереговых кукол, каргопольской глиняной игрушки, крученного пояса. По итогам проведения мастер-классов, было отмечено повышение интереса обучающихся к изучению цивилизационного наследия народов России, повышение мотивации к изучению школьного курса «Истории», «Мировой художественной культуры», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», родной литературы и языка, а также формирование чувства уважения к культуре предков.
Таким образом, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание в рамках неформальных форм образовательной деятельности выступает эффективным средством патриотического воспитания подрастающего поколения. Одной из таких форм может выступать проект «Университетские субботы», в рамках которого возможно проведение мастер-классов и интерактивных творческих мастерских, позволяющих осуществлять знакомство обучающихся с историей и культурой народов России. Опыт проведения таких мероприятий Московским педагогическим государственным университетом позволяет сделать вывод об эффективности таких занятий с точки зрения вовлеченности участников в познавательную деятельность, а также повышении их мотивации к изучению истории и культуры в рамках основных общеобразовательных программ.
Литература:
- Мустафаева Аида Рафиковна Проблема формирования нравственных качеств подростков в поликонфессиональных регионах // Ученые записки университета Лесгафта. 2011. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-nravstvennyh-kachestv-podrostkov-v-polikonfessionalnyh-regionah (дата обращения: 22.12.2021).Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3- х т. Т. 1 /Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль /В. А. Сухомлинский.– М.: Педагогика, 1979. — 560 с.
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. — Текст: электронный // Сайт Президента России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 22.12.2021).
- Ипполитова Наталья Викторовна Развитие проблемы патриотического воспитания в истории и теории педагогики // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-problemy-patrioticheskogo-vospitaniya-v-istorii-i-teorii-pedagogiki (дата обращения: 22.12.2021)
- Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3- х т. Т. 1 /Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль /В. А. Сухомлинский.– М.: Педагогика, 1979. — с. 463
- Метелкина Ксения Михайловна Народная культура как средство патриотического воспитания молодёжи в условиях художественно-археологического объединения // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 86. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnaya-kultura-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya-molodyozhi-v-usloviyah-hudozhestvenno-arheologicheskogo-obedineniya