В мировой практики тренинговые технологии в обучение применяется уже более 100 лет. Однако, в нашей стране данное направление считается молодым и только формирующимся [10, с. 27]. В связи с этим возникает необходимость дать определение понятию «тренинг», а также выявить его структурные компоненты с целью более детального изучения данной формы обучения.
Ключевые слова: тренинг, понятие тренинга, структура тренинга.
Истории возникновения тренинга насчитывает не одно столетие, однако одним из самых громких имен, вписавшихся в нее, является имя немецко-американского психолога Курта Левина. Он смог доказать важность своих открытий в изучении особенностей поведения людей в группе, что помогло ему осуществить свою давнюю мечту — построить исследовательский центр, изучающий психологию групп. Он утверждал, что «наиболее эффективные изменения в личности и поведении человека происходят не в индивидуальном, а в групповом контексте» [1, с. 234]. Именно поэтому в своих работах он активно применял метод тренинга.
Понятие тренинг происходит от английского слова training, что переводиться как обучение, подготовка, тренировка, воспитание и даже дрессировка. Рассмотрим, что о тренинге думают ученые. Доктор психологических наук Ю. Н. Емельянов утверждает, что тренинг является одним из методов «развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности» [6, с. 104]. Ю. В. Макаров говорит о том, что данный вид обучения является комплексом активных групповых методов, которые способны воздействовать и преобразовывать личность [6, с. 104]. Профессор А. С. Прутченков относит тренинг к методам активного социального обучения личности [2, с. 110]. Обобщая вышесказанное, мы можем говорить о том, что тренинг — это метод активного обучения, в ходе которого происходит тренировка определенных навыков, умений и особенностей поведения.
Отличительной особенностью тренинга является то, что данный метод обучения осуществляется при непосредственном контакте группы индивидов. Российский ученый И. В. Вачков дает определение тренинговой группе, под которой он понимает «все специально созданные малые группы, участники которых (психически здоровые люди) при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании в частности, в развитии самосознания» [3, с. 13].
В своих работах А. А. Терентьевой были исследованы основные принципы тренинга, которые отличают его от других методов обучения. К ним были отнесены [9, с. 84]:
- активность всех участников тренинга;
- принцип субъект-субъектного общения членов группы;
- принцип обратной связи;
- принцип осознанного поведения.
М. В. Казачихина выделила основные целевые аспекты тренинга [5, с. 34]:
– снятие психологических барьеров и как следствие развитие самопознания;
– постижение межличностных отношений в группе,например, совершенствование коммуникативных умений для более эффективного взаимодействия друг с другом;
– овладение определенными умениями, навыками, приемами и техниками необходимыми для совместной деятельности группы.
Таким образом пот тренингом мы будем понимать особый метод обучения, основанный на социально-психологическом общение группы людей, с целью получения новых знаний, навыков, опыта. Отличительной особенностью тренинга от других методов обучения является то, обучение участников группы осуществляется на основе собственного опыта. Помощь и внимание окружающих, созданная в специально созданной благоприятной среде, помогает лучшему развитию личностных качеств и профессиональных навыков и умений.
После того, как нами было определено понятие тренинга, нами было решено провести анализ построения тренингового занятия. Ряд ученых выделяет определенную последовательную структуру тренинговых занятий, которая у разных авторов может иметь свои незначительные отличия, но в целом сводится к пяти основным структурным компонентам [4]:
- Любое тренинговое занятие должно начинаться с ритуала приветствия. Это позволяет настроить группу на позитивную волну, помочь расслабиться, влиться в группу, установить контакт между членами группы. В качестве примера приветствия Е. Е. Соловцова предлагает провести игровые упражнения «Снежный ком» и «Кто ты?», которые не оставляют в стороне не одного участника группы, а напротив помогают открыться для дальнейшего взаимодействия [8, с. 30].
- Далее в группе проводиться разминка, цель которой настроить участников группы на продуктивную групповую деятельность и активизировать всех членов группы. Разминка может проводиться как в начале занятия, так и в промежутках между более серьезными упражнениями, для изменения эмоционального состояния участников. Снятия напряжения, отдыха. Упражнения для разминки выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности.
- Следующим структурным компонентом тренингового занятия является основная часть, которая включает в себя совокупность упражнений, методов и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между участниками группы. Данный этап еще называют рабочей фазой, именно на нем должны реализовываться основные задачи, которые ставились перед началом проведения тренинга [7, с. 51].
- На завершающем этапе тренингового занятия проводится рефлексия, которая предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятия. Здесь осуществляется обсуждение, в котором каждый участник может поделиться своими впечатлениями, рассказать о переживаниях.
- Завершается тренинг ритуалом прощания, который способствует укреплению чувства единства в группе.
Таким образом мы видим, что занятие, проведённое в форме тренинга, имеет свои отличительные особенности. Тренинговое занятие проводится с учетом основных принципов и сторониться определенным образом, для создания благоприятной атмосферы в группе и максимально эффективного взаимодействия.
Литература:
- Амет-Уста З. Р. История возникновения тренинга как формы интерактивной работы со взрослыми // Молодая наука. 2017. С. 233–235.
- Белова Л. П. Социально-психологический тренинг как средство развития социальной активности личности // Социальный активизм молодёжи региона. 2014. С. 108–112.
- Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. –– М: Ось-89, 1999. — 176 с.
- Герасимов Б. Н., Морозов В. В. Тренинг: назначение, структура, организация проведения: метод. Пособие. — Самара, 2001.
- Казачихина М. В. Формирование у педагогов установки на инновационную деятельность // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С. 31–36.
- Казначеева С. Н., Челнокова Е. А., Репина Р. В., Агаев Н. Ф. Роль тренингов в развитии познавательной активности студентов в рамках профессионального самоопределения // Дискуссия. 2015. № 4. С. 103–108.
- Коржова О. В., Кренева Ю. А. Социально-психологический тренинг как метод оптимизации социально-психологического климата в коллективе сотрудников специальных подразделений силовых структур // Инженерный вестник Дона. 2015. № 4 (38). С. 47- 63.
- Соловцова Е. Е. Игры и упражнения в структуре тренинга // Профессиональное образование. 2005. № 9. С. 29–32.
- Терентьева А. А. Роль тренинговых технологий в развитии профессиональных и общих компетенций студентов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. № 10–2. С. 83–86.
- Юстус Г. В. Актуальные проблемы краткосрочных форм обучения в России (на примере тренингов) // Педагогика и психология образования. 2015. № 2. С. 27–29.