В статье автором уделяется особое внимание вопросам функционирования транснационального сотрудничества в сфере борьбы с распространением наркотиков, которое обеспечивается субъектами международного права: международными организациями и заинтересованными государствами, представленными компетентными органами.
Ключевые слова: наркотики, теневая экономика, организованная преступность, законодательство, ООН, ЕС, международное сотрудничество.
In the article, the author pays special attention to the functioning of transnational cooperation in the field of combating the spread of drugs, which is provided by the subjects of international law: international organizations and interested states, represented by competent authorities.
Keywords: drugs, shadow economy, organized crime, legislation, OON, EU, the international cooperation.
Актуальность рассматриваемой темы достаточно высока, так как в последнее время (особенно на фоне глобальной пандемии COVID-19), незаконное распространение и сбыт наркотических веществ приобрели глобальный масштаб. Необходимо отметить, что на фоне пандемии и развития различных возможностей инернет-торговли, наркодельцы успешно переходят в виртуальное пространство. В опубликованном докладе 25 июня 2021 года организаций ООН приводятся такие данные: «тенденция идет вверх: в период с начала 2010-х годов (2011 — середина 2017 года) по последние годы (середина 2017–2020 год) годовой объем продаж увеличился в четыре раз» [1]. В связи с этим напрашивается вывод о том, что доступность наркотиков значительно возросла для массового потребления в любой стране.
Анализируя доклад ООН от 25.06.21 [1] необходимо отметить, что серьезную озабоченность по-прежнему вызывает сложившаяся ситуации в области контроля над наркотиками в Афганистане.
Незаконная наркоэкономика Афганистана беспрецедентна по своим масштабам и глубоко укоренилась в стране еще с 1980-х годов. Если немного посмотреть в историю, то можно отметить, что в 2007 году производство афганского опия выросло до 8 200 тонн. На его долю с 2015 по 2020 годы приходилось 83 процента мирового производства [2, с .6]. ООН оценила валовую стоимость афганской опиатной экономики, включая выращивание мака, переработку в героин и незаконный оборот до границ Афганистана, в размере от 4,1 до 6,6 миллиарда долларов США [2, с. 8].
Если рассматривать дальше, то можно отметить, то что самым крупным наркокартелем в Мексике является картель Синалоа, которая контролирует наиболее высокоурожайные площади произрастания запрещенных растений в этой стране. По оценкам Управления по борьбе с наркотиками США, картель Синалоа является фактическим монополистом на рынке героина в США [3, с. 56]. Кроме того, этот мексиканский картель торгует наркотиками в 60 процентах стран мира, в том числе в Западной Африке, Европе, России, Индии и Китае, — странах, в которых продают наркотики и из Афганистана. Однако в них картель в основном сбывает кокаин из Южной Америки и синтетические наркотики.
Проанализировав доклад ООН, мы видим, что производство и сбыт наркотиков распространен по всему миру, и его масштабы растут. Теперь перейдем к рассмотрению вопросов, касающихся, как же мировое сообщество борется с этой чумой XXI века.
Главной целью системы международного контроля над наркотиками является обеспечение здоровья и благополучия человечества. На международном уровне приняты три конвенции по контролю над наркотиками:
— Конвенция 1961 года [4] с поправками насчитывает 186 государств-участников, ставших ее сторонами путем ратификации или присоединения; участниками конвенции пока не являются следующие государства: Кирибати, Вануату, Науру, Острова Кука, Ниуэ, Самоа, Тувалу, Тимор-Лешти, Экваториальная Гвинея и Южный Судан. Чад ратифицировал Конвенцию 1961 года без поправок.
— Конвенция 1971 года [5] насчитывает 184 государства участника. К конвенции пока не присоединились такие государства, как Вануату, Кирибати, Гаити, Либерия, Ниуэ, Науру, Острова Кука, Соломоновы Острова, Самоа, Тимор-Лешти, Экваториальная Гвинея, Тувалу, и Южный Судан.
— Наибольшее число сторон среди всех трех конвенций о международном контроле над наркотиками насчитывает Конвенция 1988 года [6]: ее ратифицировал 191 участник (190 государств и Европейский союз). К конвенции пока не присоединились следующие государства: Кирибати, Соломоновы Острова, Папуа — Новая Гвинея, Сомали, Экваториальная Гвинея, Тувалу, и Южный Судан.
Незаконный оборот наркотиков во всем мире, вызывает такую тревогу, что его можно пресечь только с помощью комплексной стратегии контроля над наркотиками, которая в равной степени учитывает спрос и предложение наркотиков и ориентирована на международный рынок. Любая односторонняя или только национально ориентированная стратегия не может иметь требуемого успеха, учитывая международный размер проблемы.
На уровне Интерпола проводятся различные мероприятия по борьбе с незаконной транспортировкой наркотических веществ, так например, недавно была проведена масштабная операция «Дни действий». В международных акциях принимали участие полицейские и таможенные подразделения Чехии, Косово, Португалии, Испании, Швейцарии и Германии. Эти мероприятия одновременно проводятся под руководством офисов по борьбе с преступностью, связанных с наркоманией, в Великобритании в одиннадцати международных аэропортах в указанных странах. Основная цель проекта была укрепить и поощрять сотрудничество между национальной и международной полицией и таможней, чтобы гарантировать более быстрый обмен информацией. Контроль в основном охватывает области пассажирских, грузовых и почтовых перевозок. Интенсивное сотрудничество полиции и таможни служит для устойчивой и общей превентивной борьбы с организованной преступностью, особенно в области международной торговли наркотиками и оружием.
Также на уровне законодательства практически всех стран имеется огромное количество различных нормативно-правовых актов регулирующих запрет на нелегальное распространение, производство и сбыт наркотических и психотропных веществ.
Таким образом, подводя итог, необходимо резюмировать, что принимаемые правительствами меры сдерживания распространения COVID-19 неизбежно оказывают влияние на рынки запрещенных наркотиков, начиная с их производства и транспортировки и заканчивая потреблением. На сегодняшний день на рынке наркотиков и, в частности, в сфере международного незаконного оборота, можно выделить три тенденции: а) снижение доступности наркотиков и повышение цен; б) воздействие на потенциал правоохранительных органов; в) изменение методов работы организаций наркобизнеса.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что одним из подходов наркоторговцев к решению возникших проблем является изменение существующих маршрутов незаконного оборота, методов работы и, в некоторых случаях, даже веществ с целью сведения к минимуму затрат и риска и получения максимальной прибыли. Имеется несколько сообщений о том, что для доставки наркотиков преступники пользуются поддельными сертификатами, коммерческими автомобилями и фирменной спецодеждой, выдавая себя за доставщиков еды и работников других специальностей. В апреле 2020 года Интерпол выпустил предупреждение о том, что преступные организации используют службы доставки еды для перевозки таких наркотиков, как кокаин, каннабис, кетамин и экстези. Наркоторговцы пытались воспользоваться даже растущим спросом на такие товары, как перчатки, маски и дезинфицирующие средства для рук, вероятно полагая, что таможенный контроль за этими видами товаров может быть менее строгим.
Литература:
- Доклад ООН от 25.06.21 https://www.un.org Дата доступа 01.10.21
- Трофимец, А. М. Система субъектов международного противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров / А. М. Трофимец // Международное уголовное право и международная юстиция. — 2021. — № 4. — С. 6–10. — DOI 10.18572/2071–1190–2021–4-6–10.
- Клюканова, Т. М. Правовое регулирование преступлений, посягающих на глобальную безопасность / Т. М. Клюканова, О. О. Михайлова // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — 2020. — № 4(34). — С. 56–62. — DOI 10.22394/2073–2929–2020–4-56–62.
- «Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года» (Заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961) Справочная система http://www.consultant.ru/ дата доступа: 01.10.21
- «Конвенция о психотропных веществах» (заключена в г. Вене 21.02.1971) Справочная система http://www.consultant.ru/ дата доступа: 01.10.21
- «Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (заключена в г. Вене 20.12.1988) Справочная система http://www.consultant.ru/ дата доступа: 01.10.21