В связи с поправками, внесенными в Конституцию РФ в 2020 году, претерпевает изменения конституционно-правовой статус несовершеннолетнего в национальном законодательстве. В статье рассматривается понятие конституционно-правового статуса с точки зрения юридической науки. Определены особенности правого положения ребенка. Проанализированы изменения, внесенные в Конституцию РФ, связанные с правовым регулированием правоотношений с участием несовершеннолетних.
Ключевые слова: поправки в Конституцию, несовершеннолетние, конституционно-правовой статус.
Соблюдение прав человека начинается с соблюдения прав ребенка. Первым правовым актом Организации Объединенных Наций, касающимся прав детей, стала принятая в 1959 году Декларация прав ребенка. Основной её тезис: человечество обязано давать ребенку лучшее, что имеет. В Декларации были закреплены социальные и правовые принципы, основанные на защите и благополучии детей на национальном и международных уровнях, определяющие действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав несовершеннолетних. Было провозглашено, что человечество обязано гарантировать ребенку пользование всеми правами и свободами на его благо и благо общества. Однако, формат документа носил рекомендательный характер и не имел обязательной юридической силы.
В течение 30 лет существования Декларации изменились многие представления, сформировались новые подходы к проблемам детства, поэтому 20 ноября 1989 года Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Это соглашение приобрело обязательный характер для его участников и отразило имеющуюся у международного сообщества потребность в придании правам детей силы норм договорного права. Конвенцию о правах ребенка подписала 61 страна. 29 сентября 1990 этот договор приняла и ратифицировала Россия.
В отличии от Декларации о правах ребенка 1959 года, где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений, Конвенция состоит из статей, учитывающих практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Вновь подписанное международное соглашение не только развило и конкретизировало положения Декларации прав ребенка, но и пошло дальше, утверждая, что государства, которые присоединяются к ней, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.
Положения Конвенции в национальном законодательстве были закреплены в Конституции РФ, Семейном кодексе РФ и других федеральных законах. Основной Закон Российской Федерации определяет правовой статус человека и гражданина РФ, признает и гарантирует неотчуждаемость основных прав и свобод, обязывает государство поддерживать семью, материнство, отцовство и детство. Вместе с тем в современной России сохраняется противоречие между конституционной сущностью правоотношений с участием несовершеннолетних и их реальным функционированием. В этой связи, совершенствование подходов к определению конституционно-правового положения детей в национальном законодательстве является актуальной задачей как для практиков, так и для теоретиков российской юридической науки.
Рассматривая понятие конституционно-правовой статус ребенка, необходимо определить из чего складывается эта категория.
Правовой статус принято рассматривать как юридически закрепленное положение субъекта в государстве и обществе. Он реализуется в различных формах общественных отношений, является по сути характеристикой того или иного субъекта права. Юридически закрепленное положение субъекта права — это не что иное, как его права и обязанности, утвержденные законодателем в соответствующем нормативно-правовом акте.
По мнению Дягилевой Л. Н., в конституционном праве различают общий, специальный и индивидуальный правовые статусы. [6, C.8] Общий правовой статус традиционно отождествляется с конституционным. Он заключает в себе основные права, свободы и обязанности личности, признаваемые Конституцией РФ. Является единым и общеобязательным.
Специальный правовой статус определяется особенностями субъекта, к которому этот статус применим (пенсионеры, военнослужащие, несовершеннолетние и т. д.). Как правило, регулирование правовых отношений таких субъектов закреплено в законах и кодексах, принятых на основе и в поддержку норм, закрепленных в Конституции РФ, детально раскрывающих особенности положения этих субъектов. Это обусловлено наличием дополнительных прав и обязанностей, льгот или ограничений. Например, федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Рассматривая индивидуальный правовой статус, необходимо отталкиваться от характеристики конкретного субъекта в зависимости от возраста, пола, семейного положения и т. д. Комплексный персонифицированный подход к регулированию прав и обязанностей личности отражает суть индивидуального правового статуса. Его особенность — это нестабильность. Подвижность индивидуального статуса обуславливается переходом субъекта в различные юридически значимые состояния.
Следовательно, несовершеннолетний, как субъект права, в этой конфигурации обладает как общим, так и специальным правовым статусом. А каждый конкретный ребенок — и индивидуальным. Таким образом, рассматривать правовой статус детей в национальном законодательстве необходимо только в совокупности общего, особого и единичного.
В Конституции РФ основы статуса детей определяются в контексте правового положения личности, что может свидетельствовать о наделении законодателем равными правами и предоставлении равных гарантий защиты всем членам российского общества, в независимости от возраста. Существует различные подходы к определению конституционно-правового статуса личности в российской юридической науке. В. А. Черепанов под правовым статусом личности понимает «совокупность прав, обязанностей и ответственности человека в определенных правоотношениях» [4, С.68]. С. В. Нарутто предлагает более широкое определение: «правовой статус личности — юридически закрепленное положение личности в обществе, складывающееся из совокупности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, гарантии их реализации, ответственность» [2, С.131]. По мнению Е. А. Лукашевой, «Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида. Правовой статус индивида — одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности» [3, С. 86].
Однако, утверждая, что права детей в современном российском конституционном праве соотносятся с правами человека и гражданина во второй главе Основного закона РФ, В. И. Абрамов отмечает, что «ребенок — существо специфическое и в политическом, и в материальном, и в процессуальном плане, поэтому нужен специальный механизм правового закрепления и регулирования его прав» [5, С.81].
Таким образом, полагаем, что под конституционно-правовым статусом ребенка необходимо понимать гарантированные Конституцией права, свободы и обязанности лица, не достигшего возраста 18 лет.
В соответствии с внесенными в Конституцию РФ изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года, дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России, условия для реализации которого создает государство в лице уполномоченных органов, а также провозглашается приоритет семейного воспитания (ст.67.1 ч.4). Это юридически закрепленное положение, по сути, является новаторством для конституционного права РФ. Впервые в Основном Законе дети рассматриваются не в контексте семьи, а как отдельный субъект права. Что, во-первых, обуславливает наличие у этого субъекта прав и обязанностей не только в парадигме прав и обязанностей личности. Во-вторых, обязывает законодателя дальнейшее правовое регулирование правоотношений с участием несовершеннолетнего выстраивать с позиции преимущественного положения ребенка. Во-третьих, создает предпосылки к уточнению категориального аппарата семейно-правовых отношений в дальнейшем.
Так, действующая редакция Семейного кодекса РФ (п.1 ст. 54) определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Однако, в российском праве термин «ребенок» употребляется в двух аспектах: для квалификации специального субъекта правоотношений (ст.ст. 54–60, 67–79 СК РФ) и для определения степени родства, биологической или юридической связи с родителями (ст.ст. 85, 87, 88). Возникающую коллизию, по нашему мнению, можно устранить путем введения категории «несовершеннолетний ребенок» для обозначения правового положения субъекта. Необходимость уточнения этих понятий провоцирует сам законодатель, вводя в Конституцию РФ термин «совершеннолетний ребенок» (п. ж.1 ст.72), подразумевая как аспект родства, так и состояние дееспособности.
В развитие социальных норм, направленных на укрепление положения несовершеннолетних в правовом поле РФ, в статье 72 новой Конституции РФ теперь закреплено совместное ведение РФ и субъектов РФ защиты семьи, материнства, отцовства и детства; защиты института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях. Данная норма подразумевает дальнейшее принятие новых нормативно-правовых актов как в федеральном законодательстве, распределяющих зоны ответственности уровней публичной власти, так и изменений в региональной правовой базе.
В статье 114 Конституции РФ определяется, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой социально ориентированной политики в области укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей.
Таким образом, ориентация законодателя на регулирование конституционных норм, связанных с правоотношениями с участием несовершеннолетних, определяет тренд современной национальной юридической науки. Попытки определить в Основном Законе РФ положение ребенка как отдельного специального субъекта права заключают в себе однозначно позитивный сдвиг в сторону легитимизации прав детей. Однако, провозглашенные Конституцией нормы нуждаются в дальнейшем регулировании на всех уровнях законодательства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст.4398.
- Наруто С. В., Таева Н. Е., Шугрина Е. С. Конституционное право России: учебник. М., РИОР, 2020.– 435 с.
- Права человека: учебник для вузов. / Отв.ред. Е. А. Лукашева. — М., НОРМА-ИНФРА, 1999. — 573 с.
- Черепанов В. А. Конституционное право России: учебник. М., НОРМА., 2016. — 367 с.
- Абрамов, В. И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей / В. И. Абрамов. — Текст: непосредственный // Государство и право. — 2007. — № 8. — С. 79–84.
- Дегтярева, Л. Н. Теоретико-правовые основы защиты конституционных прав и свобод несовершеннолетних в России: монография. М-во образования и науки РФ, ЦФ РГУП / Л. Н. Дегтярева. — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. — 78 c. — Текст: непосредственный.