В статье анализируются основные направления реализации кадровой политики на государственной гражданской службе в Приднестровской Молдавской Республике. Актуальность исследования вопросов реализации кадровой политики в Приднестровье обусловлена реформированием института государственной гражданской службы.
Ключевые слова : кадровая политика, реализация кадровой политики в Приднестровье, государственная гражданская служба, концепция кадровой политики Приднестровья.
Вопросы реализации кадровой политики являются актуальными для Приднестровской Молдавской Республики на протяжении всего периода ее существования. Государственная кадровая политика включает в себя всю систему работы с кадрами. Она служит основой для дальнейшей разработки кадровой политики в каждом конкретном органе государственной власти и управления в зависимости от его целей, задач и функций.
Реализация кадровой политики в органах государственного управления осуществляется соответствующими руководителями, которые для обеспечения успешности реализации кадровой политики разрабатывают отдельные ситуационные планы, включающие комплекс мер по преодолению ожидаемых или возможных трудностей и кризисных явлений.
К примеру, в целях обеспечения организации кадрами и их эффективного использования в рыночных условиях служба управления персоналом должна осуществлять ряд последовательных действий:
— разрабатывать кадровую политику, концепцию и план реформирования кадровой службы;
— принимать нормативно-правовую основу деятельности подразделений кадровой службы;
— проводить внеочередную аттестацию и по ее результатам осуществлять кадровые перестановки руководящего состава организации;
— переходить на контрактную систему найма;
— вводить новые методы подбора, отбора и оценки персонала;
— разработать эффективную систему управления трудовой дисциплиной, стимулирования и трудовой мотивации;
— компьютеризировать работу службы управления персоналом;
— обеспечивать отлаженную работу службы безопасности организации;
— разрабатывать систему разрешения конфликтов в коллективе и др.
Особенности реализации кадровой политики в сфере государственного управления обуславливают предъявление к ней особых требований, а именно:
— кадровая политика должна основываться на научно обоснованных кадровых потребностях;
— она должна сочетать в себе такие свойства, как единство кадровой политики и многоуровневость с учетом специфики кадровых процессов, происходящих на всех уровнях государственного управления;
— кадровая политика должна быть комплексной. Здесь имеется в виду как ее единый комплексный характер, так и ее единый характер для всего общества, а также необходимость комплексного учета экономических, социальных, политических, социокультурных и других факторов, но не столько в их состоянии здесь и сейчас, сколько с учетом изменения динамики различных социально-экономических и социально-политических процессов;
— еще одно очень важное требование на современном этапе — прозрачность кадровой политики, когда общество постоянно информируется о различных решениях и процессах, происходящих в сфере управления;
— перспективный, проактивный, прогнозирующий характер действий в кадровой политике, порожденные быстрыми изменениями, происходящими в современном обществе, их высокой динамичностью, обратным следствием чего является повышенная рискованность и конфликтогенность;
— очевидно, что в современном мире кадровая политика не может основываться на первенстве политической целесообразности над законом. Кадровая политика современного общества в сфере государственной службы может быть основана исключительно на правовых механизмах и нормах, только в этом случае можно надеяться, что госслужащие будут придерживаться правовой нормы при работе с населением [1, с. 265].
Кадровая политика как единство требований, обоснованных мероприятий, объективно необходимых в отношении потенциала кадров в целях его формирования, развития и совершенствования, предусматривает обеспечение проведения единой государственной политики.
Реализация государственной кадровой политики представлена системой различных видов деятельности, направленных на кадровое обеспечение развития приднестровского общества. Она опирается на концепцию государственной кадровой политики, правовую базу, принципы, методы и технологии кадровой работы, необходимые для ее осуществления.
Масштабная реформа государственной службы в Приднестровье знаменуется осуществляемыми с 2012 года мероприятиями по реформированию государственного управления.
Организация кадровой политики на государственной службе регламентировалась положениями Закона Приднестровской Молдавской Республики от 25 апреля № 49-З-V «О системе государственной службы Приднестровской Молдавской Республики» [2], Закона Приднестровской Молдавской Республики от 27 апреля 2012 года № 53-З-V «О государственной гражданской службе Приднестровской Молдавской Республики» [3], а также рядом принятых одновременно с ними нормативных правовых актов.
Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 25 февраля 2020 года утверждена Концепция дальнейшего развития государственной гражданской службы на 2020–2023 годы. Принятие Концепции ускорило реализацию реформы государственной службы. Это позволило ввести в практику новые подходы к формированию кадрового состава государственной гражданской службы, конкурсный отбор на вакантные должности государственной гражданской службы, конкретизировать квалификационные требования к государственным гражданским служащим, создать конкурсные и аттестационные комиссии, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе [4].
На современном этапе нормы Закона ПМР «О государственной гражданской службе Приднестровской Молдавской Республики» устанавливают, что кадровая работа в органах государственной власти включает в себя:
— формирование кадрового состава для замещения должностей государственной службы;
— подготовку предложений о реализации положений законодательства о государственной службе и внесение указанных предложений представителю нанимателя (работодателю);
— организацию подготовки проектов государственных правовых актов, связанных с поступлением на службу, ее прохождением, заключением трудового договора (контракта), назначением на должность государственной службы, освобождением от замещаемой должности, увольнением служащего со службы и выходом его на пенсию, а также оформление соответствующих документов.
В настоящее время приоритетными направлениями формирования кадрового состава государственной службы в Приднестровье являются:
— назначение на должности государственной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности;
— содействие продвижению по службе государственных служащих;
— подготовка кадров для государственной службы и дополнительное профессиональное образование государственных служащих.
Механизм реализации кадровой политики в органах государственной власти Приднестровья на современном этапе характеризуется определенными особенностями, что выражено в обеспечении следующих блоков кадровой работы:
- Нормативно-правового, что выражается в создании системы законодательства, способной обеспечить надлежащее регулирование реализации кадровой политики. Существенная работа в данном направлении выражена в уже принятых нормативных правовых актах, которые позволили регулировать кадровую деятельность на правовой основе. Например, Указы Президента «О Реестре должностей государственной гражданской службы»; «Об утверждении Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Приднестровской Молдавской Республики»; «Об утверждении Положения о служебном контракте о прохождении государственной гражданской службы Приднестровской Молдавской Республики и замещении должности государственной службы Приднестровской Молдавской Республики и Примерной формы служебного контракта»; «Об утверждении Положения о проведении аттестации государственных служащих Приднестровской Молдавской Республики»; «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Приднестровской Молдавской Республики и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» и др.
- Организационного блока, связанного с созданием в системе органов государственной власти специальных структурных подразделений, занимающихся формированием, координированием и контролированием кадровой деятельности. В Приднестровье работа по реализации кадровой политики ведется Администрацией Президента Приднестровской Молдавской Республики (Управление Президента по вопросам государственной службы, кадров и государственных наград), а также Правительством Приднестровской Молдавской Республики. Это позволило скоординировать работу по созданию организационной структуры управления системой государственной гражданской службы, что выразилось в создании механизма разработки и внедрения системы привлечения специалистов высокой квалификации и профессионализма, обеспечении повышения профессионализма служащих посредством системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки персонала, аттестации, планирования и стимулирования эффективной служебной деятельности и т. п.
Важная роль организационного механизма реализации государственной кадровой политики связана с усилением контроля за кадровой деятельностью государственных органов. Такой контроль осуществляется государственными органами более высокого уровня управления в пределах их полномочий, а также в соответствии с принципом разделения и взаимного сдерживания властей, закрепленных в статье 6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики. Посредством организационного механизма реализуются основные положения и принципы, закрепленные в законодательстве о государственной службе.
- Научно-информационного, объединяющего осуществление деятельности по разработке научной и методологической основы и понятийного аппарата кадровой политики с учетом системы индикаторов (показателей) кадрового потенциала нашего государства.
- Учебно-методического, связанного с включением всех звеньев подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации. В нашем государстве система критериев отбора и назначения кадров на должности государственной службы совершенствуется. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации профессиональных государственных служащих осуществляется в Центре переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, который является структурным подразделением Института государственного управления, права и социально-гуманитарных наук ГОУ «Приднестровский государственный университет».
На современном этапе реализация государственной кадровой политики характеризуется отставанием от требований и вызовов настоящего времени. Процессы модернизации запустили повышенные требования к человеческому капиталу, который, как справедливо отмечает В. Ракоти, являются ее главным ресурсом [5, с. 15].
Современные вызовы требуют перемен не только в системе власти, но и в государственном управлении [6, с. 6]. Стремительно развивающиеся общественные отношения предопределяют динамическое развитие аппарата государственного управления, что влечет, помимо традиционных, выделение новых подходов к системе государственного управления. Реализация кадровой политики Приднестровской Молдавской Республики, исходя из общих направлений, установленных законодательством, базируется на стремлении к эффективному использованию интеллектуальных ресурсов, имеющихся в государстве; повышению профессионального уровня управленческой работы; стремлению к созданию условий для наиболее полного проявления способностей людей, занятых в системе государственного управления. Она ориентирована на создание системы работы с персоналом, нацеленной на достижение экономического и социального результата при условии соблюдения действующего приднестровского законодательства.
Литература:
- Кабашов С. Ю. Государственная служба Российской Федерации / С. Ю. Кабашов. — М.: Флинта, Наука, 2015. — С. 265.
- Закон Приднестровской Молдавской Республики от 25 апреля 2012 года № 49-З-V «О системе государственной службы Приднестровской Молдавской Республики» // САЗ 12–18.
- Закон Приднестровской Молдавской Республики от 27 апреля 2012 года № 53-З-V «О государственной гражданской службе Приднестровской Молдавской Республике»//САЗ 12–18.
- Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 25 февраля 2020 года № 66 «Об утверждении Концепции дальнейшего развития государственной гражданской службы на 2020–2023 годы»// САЗ 20–9.
- Ракоти В. Модернизация и оплата труда// Человек и труд. — 2010. — № 7. — С. 15.
- Тонков Е. Е. Юридические формы государственной деятельности и функции государства: проблемы соотношения.// Государственная власть и местное самоуправление. — 2010. — № 1. — С. 6.