Основной задачей этой статьи является анализ реальной степени участия молодежи в политической деятельности на различных уровнях государственной власти и органов местного самоуправления посредством деятельности Молодежных правительств, Молодежных парламентов и муниципальных экспертных советов. Также в статье кратко затрагивается история формирования отечественных молодежных экспертных советов.
Ключевые слова: молодежная политика, молодежный экспертный совет, Молодежное правительство, Молодежный парламент, государство.
Для начала считаю необходимым привести определение и возрастные границы социальной группы молодежь. Молодежь ─ социально-возрастная группа, отличающаяся своим статусом в обществе и возрастными рамками, ролью в воспроизводстве общества. Ее задачей является обеспечение общественных отношений, передача и закрепление их в обществе с учетом новых вызовов. В нашей стране установлены следующие возрастные рамки для этой социальной группы 14–35 лет (ранее было 14–30 лет).
Начиная с 1992 года XX века в России началось активное выстраивание новой молодежной политики, взамен ушедшей в историю советской системы воспитания. Первым нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы реализации государственной молодежной политики, стал Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», где отмечается, что одним из основных приоритетов в социально-экономической политике государства является молодежная политика [1, с. 96]. В последующем сформировалась ее новая концепция и обозначились следующие основные направления реализации:
– контроль за соблюдением прав молодежи;
– оказание поддержки в предпринимательской деятельности молодежи;
– обеспечение гарантий в трудовой сфере и занятости молодежи;
– оказание социальных услуг;
– государственная поддержка молодой семьи;
– оказание поддержки талантливой молодежи;
– формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;
– содействие международным молодежным обменам;
– оказание поддержки деятельности молодежных и детских учреждений [2, с. 64].
Дальнейшее развитие и становление молодежной политики в нашей стране показало, что как у самих молодых людей, так и у власти различного уровня есть запрос на вовлечение молодежи в реализацию государственной молодежной политики не только в качестве объекта, но и в качестве субъекта ее реализации. Уже к 2010 году в регионах РФ началось активное создание молодежных экспертных советов. В их числе Молодежные правительства, Молодежные парламенты, различные муниципальные экспертные советы. Например, Молодежное Правительство дублеров Красноярского края было учреждено указом губернатора края в 2009 году. Необходимо отметить, что изначально подобные инициативы не носили общероссийского характера, они выдвигались в частном порядке в отдельных субъектах.
На федеральном уровне ситуация изменилась в 2020 году, а именно 30 декабря 2020 года был принят Федеральный закон № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Среди прочего в законе есть Статья 7 «Участие молодежи в реализации молодежной политики». Вот что в ней значится:
1) Участие в деятельности консультативных, совещательных и иных органов, созданных при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также при международных организациях;
2) Подготовка и реализация молодежных инициатив, создание молодежных общественных объединений, формирование органов молодежного самоуправления при органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и их учредительными документами [3].
Как мы можем видеть из приведенного выше, на федеральном уровне молодежная политическая деятельность закрепилась законодательно при органах власти. Но произошло это только в 2020 году. Результаты этого шага нам еще только предстоит проанализировать поскольку прошло еще слишком мало времени, фактически менее года.
Но давайте вернемся немного назад, а именно в период с 2010 года по 2020 год. На этот промежуток времени приходится наиболее массовое развитие отечественной молодежной политики, и экспертных советов в том числе. Если, например, говорить о Молодежных правительствах регионов, то к концу 2020 года они уже существовали в 70 субъектах Российской Федерации, а деятельностью в них было занято порядка 20000 чел [4]. Если же мы затронем работу Молодежных парламентов, то выясним, что к 2020 году они действовали в 81 регионе нашей страны. А 11 из них обладало и обладает правом законодательной инициативы, что на наш взгляд очень важно [5]. Если же мы обратимся к муниципальным экспертным советам, то окажется, что их и того больше. Только в Красноярском крае действует порядка пяти. Установить их точное число не представляется возможным ввиду отсутствия единой базы данных. Но говорить можно о нескольких сотнях по всей стране (по данным Википедии речь идет о 3000). Отдельно стоит упомянуть такой молодежный орган, как Палата молодых законодателей при Совете Федерации. Структура не столь известная в широких кругах молодежной политики, как, например, Ассоциация молодежных правительств России, ввиду полного отсутствия в региональной молодежной повестке, но имеющая очень сильные позиции на федеральном уровне. Это объясняется составом Палаты. Большинство ее членов ─ действующие парламентарии в своих регионах, помощники депутатов различного уровня и заместители действующих политиков. Еще одним аспектом является отсутствие молодежного органа, дублирующего Палату на региональном уровне, по причине ее организационных особенностей и особенностей российской системы управления.
Учитывая важность этой сферы молодежной политики, встает вопрос: Молодежные экспертные советы способны реально влиять на принимаемые решения различных уровней власти? Ответ на этот вопрос видится следующим образом: молодежь в составе различных экспертных советов способна оказывать воздействие на принимаемые государством решения, но преимущественно в рамках своей молодежной компетенции. Государство предоставляет молодым людям механизмы влияния на работу с их социальной группой. Начиная от встречи с министром, на которой лидер молодежного совета может предложить министру конкретную инициативу, и заканчивая грантовыми конкурсами, на которых возможно получить финансирование под свой проект. Безусловно, необходимо учитывать региональную специфику взаимодействия власти с молодежными советами. До сих пор ситуация по регионам может очень сильно отличаться, хотя в настоящее время острые углы начинают сглаживаться, а представители властных структур все больше идти на контакт с молодыми активистами.
В продолжение темы будет нелишним привести статистику финансирования Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь) Всероссийского конкурса молодежных проектов в 2020 году табл. 1.
Таблица 1
Итоги Всероссийского конкурса молодежных проектов 2020 [6]
Заявители |
Всего проектов |
Общая сумма проектов |
Всего победителей |
Общая сумма грантов |
Физические лица |
10 007 проектов |
8,6 млрд. руб. |
1 110 проектов |
1,15 млрд. руб. |
Вузы |
2 214 проектов |
3,8 млрд. руб. |
377 проектов |
900 млн. руб. |
Всего |
12 221 проект |
12,4 млрд. руб. |
1 487 проектов |
2,05 млрд. руб. |
Как мы можем видеть из таблицы, общая сумма поддержанных проектов составила более 2 млрд. руб. Важным уточнением является тот факт, что молодежные экспертные советы всех уровней активно принимают участие в таких грантовых конкурсах и успешно получают финансирование на реализацию своих идей.
Есть и другие примеры успешного взаимодействия молодежных экспертных советов с органами власти. В законе города Москвы от 30 сентября 2009 года № 39 «О молодежи», были учтены предложения Молодежного парламента Москвы [7]. А в принятой в 2017 году Правительством России Концепции демографической политики Дальнего Востока также были одобрены предложения молодых парламентариев по предоставлению льгот для молодежи [8].
В настоящее время огромный потенциал молодежи направлен на достижение своей независимости, будь то политическая, финансовая, идеологическая или социальная. Благодаря гибкому восприятию ценностей и их трансформации, глубокой вовлеченности в глобальные информационные потоки, молодые люди способны не только воспринимать, но и самостоятельно воспроизводить ценностные ориентиры. Такими ориентирами обуславливается дальнейший выбор их поведения. Логично, что в такой ситуации государство не может оставаться в стороне от формирования ценностных идеалов и мониторинга настроений в молодежной среде. В задачи государства входит создание гармоничных условий для формирования компетенций и знаний молодежи. В последующем необходимо поддержание и развитие этих компетенций. Такой подход создает условия для стабильного функционирования государственной системы в долгосрочной перспективе. Учитывая специфику работы с молодежью, показывающую что молодым людям нужны практические механизмы, а не теоретические, государство пришло к выводу о необходимости стимулирования молодежных советов. Поддерживая молодежные самоуправления, государство нацелено, прежде всего, на получение лояльных ему молодых политиков и деятелей. Но это не в коем случае не отменяет того факта, что молодежные самоуправления и экспертные советы решают целый ряд актуальных сейчас задач, вовлекают молодежь в политическую жизнь, прививают правовую культуру и культуру самоуправлений, учат разрабатывать и реализовывать довольно значимые проекты, в конце концов, дают огромный опыт своим членам в сфере политики и государственного управления. Работа подобных молодежных организаций критикуется за недостаточную реальную вовлеченность молодых людей в политику, иллюзию решения реальных проблем, а на деле оттягивание умов перспективных молодых людей от оппозиционных сил и создание видимости решения проблемных вопросов молодежной политики в стране. Необходимо обратить внимание, что главная цель государственной молодежной политики в области экспертных советов и самоуправлений ─ это не подготовка конкретных путей решения проблем для молодых людей, и не проталкивание молодого человека в высшие эшелоны политики страны, а создание условий для раскрытия потенциала молодого человека. При эффективной молодежной политике государством предоставляется большое количество направлений деятельности для молодого человека с минимумом ограничений. Наивно полагать, что государство не будет применять пропагандистские элементы в отношении слоя общества, за которым, в прямом смысле, будущее этого самого государства. В сложившейся системе молодежной политики представлен большой спектр для полноценной реализации молодого человека и раскрытия его талантов. Мы рассмотрели лишь одну из ее составных частей. Молодежная политика ─ это не противопоставление большой политике, а подготовка к ней. И в этой подготовке трудно обойтись без тесной работы с различными ветвями власти. А молодежные экспертные советы не только обеспечивают эту работу, но и дают реальную возможность повлиять на завтрашнее взаимодействие государства с молодежью.
Литература:
- Чекмарев Э. В., Норцев Д. С. Статья «Государственная поддержка молодежных инициатив: опыт регионального применения» // Вестник Поволжского института управления // Саратов, 2016. № 2.
- Васильева Д. С., Кругликова Г. А. Выпускная квалификационная работа «Молодежная политика в Российской Федерации в конце XX века: историко-сравнительный анализ». Екатеринбург, 2017.
- Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
- https://www.molprav.ru/ (дата обращения 30.11.2021).
- https://entermedia.io/city/chto-takoe-molodezhnyj-parlament-i-zachem-on-nuzhen/ (дата обращения 01.12.2021).
- http://rscenter.ru/news/521/ (дата обращения 03.12.2021).
- Ратников Г. А.Общая характеристика молодежного парламентаризма в России // Современное право. ― 2013. ― № 1. ― С. 7–10.
- Мария Михайловская Молодежный парламент научит писать законы // Парламентская газета. 5 июня 2018.