В статье рассматриваются проблемы и особенности перехода на ФСБУ 5–2019, которые могут возникнуть у хозяйствующих субъектов в связи с изменениями в правилах учета запасов. Поскольку запасы являются для большинства предприятий значимой статьей расходов, то правила их учета оказывают значительное влияние на финансовые результаты.
Ключевые слова: учет, запасы, стандарты учета, переход, правила, особенности изменения, ФСБУ 5/2019, ПБУ 5/01.
The article discusses the problems and features of the transition to the FSB 5–2019, which may arise for business entities in connection with changes in the rules of inventory accounting. Since inventories are a significant item of expenditure for most enterprises, the rules for their accounting have a significant impact on financial results.
Keywords: accounting, stocks, accounting standards, transition, rules, features of change, FSB 5/2019, PBU 5/01.
С 1 января 2021 года хозяйствующие субъекты учитывают запасы по правилам, установленным ФСБУ «Запасы» 5/2019. Правила стандарта применяются для всех экономических субъектов, исключение составляют компании бюджетной сферы и малые предприятия, ведущие упрощенный учет. При этом необходимо отметить, что последние также могут учитывать запасы по правилам, определенным в упомянутом стандарте [1].
В первую очередь необходимо отметить, что новый стандарт по сравнению с ПБУ 5/01 расширяет понятие запасов за счет включения в их состав недвижимости для перепродажи и незавершенного производства.
Стандарт четко устанавливает то, что не входит в состав запасов, а именно в них не подлежат включению финансовые активы, материальные ценности других лиц, которые фактически находятся на предприятии для различных целей, а также прочие материальные ценности, которые некоммерческая организация должна передать безвозмездно другим лицам.
Запасы признаются в учете при наличии двух критериев, а именно они должны быть приобретены для получения экономической выгоды и затраты на их приобретение могут быть определены. Основным нововведением нового стандарта стало то, что запасы теперь оцениваются два раза — после их фактической покупки или полученияипосле признания. При этом имеются значительные различия для разных видов запасов, что может существенно осложнить работу бухгалтерии.
Как уже было указано выше, при признании запасов проводится их оценка. При этом стоимостная оценка формируется по фактической себестоимости. Незавершенное производство и готовая продукция, как и прежде включают в себя материальные затраты, расходы на заработную плату, страховые взносы и амортизацию и прочее, то есть их фактическая себестоимость формируется на основании пяти элементов затрат.
Экономический субъект по своему усмотрению делит затраты на прямые и косвенные, что следует особо закрепить в учетной политике. При этом прямые затраты сразу относятся на конкретную продукцию, а косвенные списываются способами, которые также следует установить в учетной политике. В состав незавершенного производства при этом не включаются:
— расходы обусловленные различными видами нарушения процесса производства, такие как потери и брак,
— потери от обесценения активов,
— расходы на управление,
— чрезвычайные расходы,
— рекламные затраты,
— прочие расходы.
Фактическая себестоимость всех прочих запасов, за исключением незавершенного производства и готовой продукции, формируется исходя из расходов на покупку, доставку, подготовку к использованию.
При получении запасов безвозмездно или по бартерным сделкам их оценка производится по справедливой стоимости, которая определяется на основе МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости». Необходимо особо указать, что из фактической себестоимости исключаются затраты на хранение запасов, при этом хранение в соответствии с правилами нового стандарта входит в состав производственного процесса. Следовательно, можно предположить, что это отразится на финансовых результатах, поскольку многие предприятия несут значительные затраты на хранение запасов, которые отныне они не могут включать в свои расходы.
Также новый стандарт устанавливает некоторые послабления для отдельных экономических субъектов. В частности, те, кто ведет упрощенный учет, могут определять стоимость запасов без учета скидок преимуществ, обусловленных отсрочкой платежа. В рознице товары могут признаваться по продажной цене с указанием надбавки. Торговые же предприятия могут включать в состав расходов затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов, которые формируют их расходы на продажу.
В ходе признания запасов они учитываются по наименьшей из стоимостей: фактической либо чистой стоимости продажи. При этом последняя подразумевает учет предполагаемых производственных и предпродажных расходов. При обесценении запасов их фактическая стоимость превышает чистую продажную стоимость, к чему приводят различные факторы. В данном случае для предприятий, кроме тех, что ведут упрощенный учет, установлена обязанность по формированию резерва, тогда как в балансе стоимость отражается за минусом данного резерва.
В соответствии с новыми правилами, установлены следующие моменты списания запасов:
— формирование выручки от реализации;
— прочее списание;
— потеря перспективной выгоды от их использования;
— для некоммерческих компаний — несоответствие целям уставной деятельности.
Расходы учитывают отдельно в каждом из вышеназванных случаев и отражаются по балансовой стоимости запасов.
При этом новый стандарт не привнес изменений по сравнению с ПБУ 5 по способам списания запасов, так и прежде их осталось три, а сам способ закрепляется в учетной политике.
При этом в отчетности раскрывается достаточно большой объем информации о запасах помимо их балансовой стоимости. Необходимо указать информацию по сверке остатков запасов по их фактической себестоимости с учетом обесценения и движения запасов. Также в отчетности раскрываются данные о причинах восстановления резерва. Отчетность должны отражать сведения о залоговых активах и их стоимости, авансах и задатках контрагентам, способах определения себестоимости запасов, а также о последствиях смены способа, если он менялся в отчетном периоде [3].
ПБУ 5/01 и ФСБУ 5/2019 имеют существенные отличия, поэтому организациям предоставлен выбор варианта перехода.
Организация самостоятельно, путем отражения в учетной политике, закрепляет либо перспективный способ перехода, согласно котором стандарт применяется только к тем фактам, которые были совершены до его введения в действие, либо ретроспективный способ, в соответствии с которым правила нового стандарта также распространяются на ранее совершенные операции. При последнем способа происходит пересчет остатков по счетам, которые корректируются в корреспонденции со счетом 84.
Таким образом, смена ПБУ на ФСБУ привела к значительным изменениям в правилах бухгалтерского учета запасов на предприятиях. Изменения коснулись таких сфер как состав запасов, их оценку, порядка списания и отражения информации о них в отчетности.
При этом необходимо отдельно коснуться тех проблем, которые могут возникнуть в связи с принятием нового стандарта. В частности, в нем не отрегулирован порядок учета малоценных предметов с длительным сроком использования (спецодежда, инструмент) [5]. Специалисты считают, что путем закрепления правил их учета в учетной политики удастся избежать конфликта с контролирующим органом.
При этом стандарт установил обязательный срок службы запасов для целей их признания таковыми, закрепив их определение — 12 месяцев. Возникает проблема при учете основных средств, которые к таковым не относятся, когда имеют стоимость ниже 40 тыс. руб. Ранее их можно было признать в составе запасов.
На сегодняшний день специалисты рекомендуют преодолевать данную коллизию путем списания малоценных основных средств сразу на расходы, опять же закрепив это в учетной политике, указав стоимостной лимит [4]. Такой способ необходимо закрепить в учетной политике, установив соответствующий стоимостной лимит.
Также в настоящее время не понятно, куда относится расход на созданный резерв под обесценение запасов. Тут могут применяться два варианта, либо в соответствии с ПБУ 10/99 такой расход относить к прочим расходам, либо согласно ФСБУ 5/2019 учитывать в составе себестоимости, при этом второй вариант будет правильнее, а в отчете о финансовых результатах отдельно такой резерв отражаться не будет.
Новый стандарт указывает на необходимость учета скидок, хоть реальных, хоть потенциальных, при определении фактической стоимости запасов, что также не принесет особых выгод для экономических субъектов, но основано на принципе справедливости и реальности отражения стоимости запасов.
При этом стоит отметить и положительные моменты, такие как возможность в соответствии ФСБУ 5/2019 по мере покупки списывать запасы, приобретенные для управленческих нужд. Однако это тоже следует отразить в учетной политике с указанием перечня таких запасов.
Литература:
- Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 180н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Григорьева Е. Учитываем запасы по-новому: переход на ФСБУ 5/2019 с ПБУ 5/01 [Электронный ресурс]. URL: https://nalognalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/uchityvaem-zapasy-po-novomu-perehod-na-fsbu-5–2019-s-pbu-5–01/ (дата обращения: 27.11.2021).
- Жаров Д. В. Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы»: читаем осознанно и между строк [Электронный ресурс]. URL: https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a11/1022442.html (дата обращения: 27.11.2021).
- Как применять на практике ФСБУ 5/2019 «Запасы» в учете инструментов, расходных материалов, запчастей, спецодеды и канцтоваров? [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/consult/account/1454621/ (дата обращения: 27.11.2021).