В статье автор пытается указать на основные проблемы при организации наказания в виде принудительных работ.
Ключевые слова: принудительные работы, осужденные, исправительные центры
Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному собранию Российской Федерации еще в 2002 году сказал о необходимости гуманизации уголовного законодательства, т.е. вместо лишения свободы необходимо применять более гуманные наказания.
Применение с 01.01.2017 г. нового уголовного наказания — принудительных работ, исполнение которых возложено на исправительные центры службы исполнения наказания согласно Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ явилось итогом утвержденной в 2010 году Правительством РФ «Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года», предусматривающей расширение сферы применения мер наказания, не связанных с лишением свободы.
На сегодняшний день одним из актуальных предметов все еще остается изучение проблем организационно — правового регулирования обеспечения деятельности исправительных центров (далее по тексту — ИЦ) и изолированных участков, функционирующий как исправительный центр (далее по тексту — УФИЦ) в вопросе проблем при организации исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ, поскольку в 2019 и 2020 годах отмечался существенный рост численности осужденных к принудительным работам.
По Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (далее- УИК РФ) и Уголовному кодексу Российской Федерации (далее- УК РФ) принудительные работы заключаются в привлечении осужденных к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы (ч.3 ст.53.1 УК РФ).
Привлечение осужденных к исправительным работам осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее- ТК РФ) согласно ч.1 ст. 60.8 УИК РФ. При этом, исходя и положений ст. 65 ТК РФ осужденным необходимо иметь при себе стандартный пакет документов. Из указанного вытекает первая очевидная проблема организации исполнения принудительных работ — это отсутствие у осужденных необходимых документов. Так, по нашему мнению, при назначении наказания в виде принудительных работ, необходимо учитывать данный факт и понимать, что оформление документов занимает продолжительное время, а зачастую может затягиваться на месяцы. Это препятствует полноценному исполнению наказания, а в редких случаях приводит к его неисполнению.
В виду того, что особенностью исполнения принудительных работ является исправление осужденного в результате труда, а также его отношение к воспитательным мероприятиям, мы подходим к главной проблеме при организации исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ — это переполнение ИЦ и УФИЦ, так в 2020 году в 32 учреждениях, расположенных в 27 субъектах Российской Федерации, превышен лимит наполнения. Как следствие вытекают проблемы не только материально-бытового обеспечения осужденных, но и привлечения их к труду, а также его надлежащей оплаты.
Согласно требованиям ст. 60.7 УИК РФ каждый осужденный к принудительным работам обязан трудится, однако в 2020 году 640 осужденных не были привлечены к труду. Недостаточное количество вакансий в местах расположения ИЦ и УФИЦ, не всегда может быть решено направлением осужденного в ИЦ и УФИЦ, расположенных в других субъектах РФ в силу их переполнения или 100 % наполнения.
Труд осужденных в отдельных регионах зачастую оплачивается ненадлежащим образом (выплаты до уровня минимального размера оплаты труда доводятся за счет бюджетных средств). Низкие зарплаты осужденных влияют не только на их мотивацию трудится, но и существенным образом влияют на возмещение вреда потерпевшим от преступлений. Так в 2020 году сумма исковых требований погашена лишь на 2,5 %, а 103 осужденных, имеющих долговые обязательства, не привлечены к труду.
В связи с переполнением ИЦ и УФИЦ возникают и проблемы в проведении с осужденными воспитательной работы. Игнорирование ст. 60.12 УИК РФ о воспитательной работе, ст. 60.4 (порядок отбывания принудительных работ) УИК РФ, ст. 60.18 (надзор за осужденными к принудительным работам) УИК РФ создает предпосылки для совершения осужденными новых преступлений. Так из числа осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ, в 2019 году 48 человек совершили преступления, в 1 полугодии 2020 года — 30, а значительное количество осужденных, которым судами лишение свободы заменено принудительными работами, совершали правонарушения.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что институт принудительных работ требует проработки вопросов, связанных с надлежащей организацией исполнения данного вида уголовного наказания, поскольку результате проводимой государственной политики, расширяющей возможности применения альтернативных уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества (ограничение свободы, принудительные работы), снижается численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы и повышает нагрузку на ИЦ и УФИЦ.
Кроме того, развитие сети исправительных центров, заложенных в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, а следовательно, и увеличения числа осужденных к принудительным работам говорит о необходимости проработки ряда организационных вопросов для решения указанных выше проблем, а также создания необходимых условий надлежащего исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ
Литература:
- «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 26.05.2021// [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/. (дата обращения 24.05.2021)
- Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г» // [Электронный ресурс] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/
- Лакина И. А. Особенности организации исполнения наказания в виде принудительных работ // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2020. № 6 // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/.
- Слабкая Д. Н., Новиков А. В. Принудительные работы. Особенности исполнения данного вида наказания. Экспертное мнение // Вопросы российского и международного права. 2019. Том 9. № 4А. С. 266–273.