Создание среды для развития мелкой и крупной моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Усачева, Л. В. Создание среды для развития мелкой и крупной моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / Л. В. Усачева, Т. И. Кутовая, А. Г. Лаврухина, М. Н. Абрамович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 250-253. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87384/ (дата обращения: 19.12.2024).



В настоящее время идеи развития детей с ТМНР становятся все более популярными. Прогрессивные специалисты и родители таких детей стараются развивать ребенка всесторонне. Можно сказать, что, создавая развивающую среду для таких детей мы даем шанс реализовать потенциал, данный ему от рождения. В нашем центре социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Роза Ветров» коллектив воспитателей создал творческую группу под названием «Умелые ручки», туда вошли дети из групп «Сказка», «Снежинки», «Домовята», «Ералаш» в возрасте от 4 до 18 лет. Специалисты написали на год перспективное планирование, куда вошли разработанные межгрупповые мероприятия, которые проводятся с детьми 2 раза в месяц, направленные на развитие крупной и мелкой моторики. А также создали проект «Краски осени», где включили игры и упражнения по временам года. Воспитатели стараются повысить уровень двигательной активности ребенка, чтобы лучше ребенок развивался, так как уровень движений и действий определяет уровень физического и психического развития детей. Поэтому и уделяют особое внимание развитию общей и мелкой моторики детей с ТМНР. Учеными доказано особое значение развитие моторики рук и пальцев, ее связь с уровнем развития речи и мышления ребенка. Подражание движениям рук, разнообразные действия руками, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Воспитатели подбирают эмоционально насыщенные игры и упражнения для межгрупповых занятий, которые нравятся детям. Они являются простыми и в то же время гармоничными, отвечающими запросами уровня развития детей. Все игры и занятия направлены на развитие двигательной сферы в целом:

  1. Игры для развития двигательной активации

Такие игры побуждают детей больше двигаться, реализуя их природную, физиологическую потребность в движении. В этих подвижных веселых играх приветствуются любые движения (при условии техники безопасности)

Примеры таких игр: «Ловишки», «Догони меня», «Поезд», «Щекоталки» и другие

  1. Игры для развития конкретных движений.

Эти игры направлены на автоматизацию основных движений- ходьба, бег, прыжки, ползание и другие, помогая ребенку стать более самостоятельным и ловким. Такие игры воспитатели проводят на спортивных межгрупповых мероприятиях, соревнованиях. Примеры игр для развития двигательной активности: «Перебежки», «Кто вперед». «Пронеси ложку в картошке», «Повтори движения»

  1. Подвижные игры с текстом.

Это игры с использованием стихотворных текстов, которые позволяют взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Воспитатели считают, что главное в этих играх подобрать наиболее простой и доступный текст для детей с ТМНР. Их можно проводить как со всеми детьми, так и с подгруппой детей. «Огуречик», «Гуси и Волк». «Солнышко и дождик», «У медведя во бору»

  1. Игры с разнообразным оборудованием.

В этих играх мы используем различные предметы и спортинвентарь — мячи кегли, скакалки, гимнастические палки, обручи, массажные дорожки и. т.д. Такие игры, как «С кочки на кочку», «Домики», «Пройди по извилистой дорожке», «Прокати и передай мяч»

Особое внимание уделяем в межгрупповых мероприятиях развитию ручных умений и навыков у детей с ТМНР. Разнообразные пальчиковые игры, театр на пальчиках, специальные игрушки (бусы и шнуровки). Творческая группа «Умелые ручки» ставит перед собой цель — развивать ручную ловкость, укреплять мышцы рук, согласовывать движения обеих рук. Воспитатели отрабатывают у детей такие навыки и умения как:

  1. Развитие хватания предмета : учитывая форму, величину предмета, дети учатся хватать рукой, щепотью, тремя пальцами или указательным и большим.
  2. Развитие соотносящих действий : дети учатся совместить два предмета или две части одного предмета это собрать пирамидку, матрешку, вкладыши, башенки, чашечки.
  3. Подражание движениям рук: дети учатся выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения.

Занятия проводятся не продолжительными, чтобы не допускать переутомления детей, все игры соответствуют возрасту и уровню развития ребенка, чтобы заинтересовать детей используем сюрпризные моменты, сюжетные игрушки. Воспитатели творческой группы разработали самые интересные и эффективные игры с обычными предметами (прищепки, пуговицы, камешки и другие), игры с разнообразными игрушками, игры со специальными игрушками (бусы шнуровки), игры с разными материалами (мука, тесто, крупы, песок), а также специально пальчиковые игры и упражнения.

Хочется сказать о специфике работы с особенными детьми. Занимаясь с такими детьми, необходимо учитывать их особенности. Ручки неловки и неуклюжи, недостаточно сильны, развитие навыков ручных действий находится в стадии формирования и требует достаточного времени, терпения и тренировки. Поэтому роль взрослого — помочь ребенку освоить эти навыки, создать для этого благоприятные условия и предоставить новые возможности. Для детей межгрупповые мероприятия проводятся в виде игры, требующая эмоциональной вовлеченности, сюжета. Вместе с тем задачи, которые встают перед детьми в ходе выполнения заданий по развитию моторики рук ставятся с небольшим усложнением. Поэтому их выполнение требует терпения и упорства со стороны детей и настойчивости педагога, а также серьезной подготовки материала для занятий, разнообразных пособий, предметов и материалов сюжетов для игр. Cпециалисты строго соблюдают меру, дозировку упражнений и не допускают переутомления ребенка, негативного отношения к занятиям. Развитие рук проводим и в продуктивных видах деятельности –лепка, рисование, аппликации. В каждом занятии используем массаж рук и стараемся обыграть его, например «Скалка-каталка», «Крутись карандаш», «Не боюсь колючек», «Отними мяч», «Непослушные шарики», «Гречневый массаж», «Непослушные макароны». Развитие мелкой моторики — важное направление развития ребенка с ТМНР. Эти дети отличаются слабой моторикой рук им с трудом дается тонкие движения пальцев. Игры на развитие мелкой моторики проводим регулярно. А чтобы поддержать интерес ребенка к межгрупповым мероприятиям, которые требуют достаточно усилий с его стороны, игры и задания делаем интересными и разнообразными. Воспитатели творческой группы «Умелые ручки» стремимся сделать обучение опосредованным: ребенок занимается интересным для него видом деятельности между тем, сам не замечая того приобретает и отрабатывает новые полезные навыки. Игры в межгрупповых занятиях систематизированы -по принципу, лежащему в их основе (подготовительные игры с руками, пальчиковые игры, теневой театр) и по используемым в играх материалам (предметы, игрушки, специальные игрушки). Поэтому игры очень разные, это позволяет использовать все возможности обучения детей с ТМНР. Чтобы закрепить результат игры в межгрупповых мероприятиях, необходимо ее многократное повторение. При этом педагоги относятся к развитию игры творчески, придумывая разнообразные варианты отработки одного и того же навыка. Если педагоги занимаются с детьми шнуровкой и нанизывания бусин, можно отрабатывать этот навык на совершенно разном материале — нанизывать на шнурок не только специальные бусинки подходящей величины, но и колечки от пирамидки, шарики с отверстиями, сушки, макароны в виде трубочек, лоскуты ткани с дырочками и так далее. В играх с предметами используют педагоги разнообразные материалы –это прищепки, скрепки, пуговицы, монетки, крышки от бутылочек, коробочки, застежки, губки, пластичные материалы, сыпучие материалы, бумага, фольга, шнуровка, ленты, нитки, а также игры с природным материалом, игры с продуктами питания, игры с игрушками. Таким образом, творческая группа «Умелые ручки» ведет систематическую работу для создание развивающей среды по развитию крупной и мелкой моторики, которая дает положительную динамику в развитии детей с тяжелыми множественными нарушениями.

Литература:

  1. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников //Дошкольное воспитание. — 2011. — № 1. — С.60–61.
  2. Рожков О. П., Дворова И. П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2–4-го года жизни: Метод. рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез, 2012. — 226 с.
  3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: Родничок, 2012. — 185 с.
  4. Свeтлoвa И. E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. — М.: Детство-пресс, 2012. — 71 с.
  5. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей. — СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 144 с.
  6. Тимофеева Е. Ю. Пальчиковая гимнастика. — М.: Корона Принт, 2008. — 232 с.
  7. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. — М.: ЭКСМО, 2010. — 234 с.8
  8. Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи. — М.: Просвещение, 2009. — 196 с.
  9. Янушко Е. А.- Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста –Москва, Владос, 2019-с26
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, творческая группа, мелкая моторика, развитие, воспитатель, движение рук, особое внимание, развивающая среда, развитие моторики рук.


Похожие статьи

Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Развитие изобразительных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство профилактики нарушений письма

Изучения уровня сформированности гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития

Подвижные игры как средство развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи

Организация коррекционно-развивающей среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)

Создание условий для развития потенциала общения между дошкольниками с нарушенным и сохранным слухом через коммуникативные игры

Похожие статьи

Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Развитие изобразительных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство профилактики нарушений письма

Изучения уровня сформированности гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития

Подвижные игры как средство развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи

Организация коррекционно-развивающей среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)

Создание условий для развития потенциала общения между дошкольниками с нарушенным и сохранным слухом через коммуникативные игры

Задать вопрос