Клиповое мышление в обучении истории и обществознанию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №53 (395) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 28.12.2021

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Веретенникова, Ю. О. Клиповое мышление в обучении истории и обществознанию / Ю. О. Веретенникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 220-221. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87405/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: клиповое мышление, дифференциация обучения.

Современного человека со всех сторон атакуют потоки разнообразной информации. Ему приходиться приспосабливаться, чтобы просто не сойти с ума. Защищаясь от информационных перегрузок, мозг утилизирует ненужную информацию. Именно так происходит формирование клиповое мышление. Окружающий мир, которого представлен как мозаика разрозненных, мало связанных между собой фактов.

Невысокий уровень обученности учащихся связан не с тем, что школа плохая, а учителя непрофессиональные, а с тем, что материал в школе построен по линейному принципу. Разрыв между требованиями и желаниями. Те ученики, которые по каким-то причинам не перестроились на клиповое мышление, учатся успешно в учебных заведениях, где преобладает линейное обучение. Обладатели клипового мышления, оказываются перед трудностями, изучая точные предметы, которые неизбежно построены по линейному принципу: каждое новое понятие основано на предыдущем изученном материале. В силу клипового мышления ученики даже не понимают, чего от них хотят. Ведь все понятия вместе требуют системного подхода.

Таким образом, клиповость есть образ жизни человека, который вынужден постоянно «хвататься то за одно, то за другое дело», и эта формула, вполне универсальная для современного человека — неотъемлемая часть современного школьника. Какие же особенности клипового мышления необходимо учитывать педагогам при моделировании уроков?

Носители клипового мышления не воспринимают однородную по содержанию и одностильную по способу предъявления информацию (длительное объяснение учителя, чтение больших статей и книг). Они требуют краткости, образности, фрагментарности информации, частой смены её источников и видов деятельности.

Задача педагога строить свою деятельность с учетом особенностей детей с «клиповым мышлением». Таким образом, особенности клипового мышления определяют векторы обучения (чему учить):

— развитие понятийного мышления (системная работа с информацией, установление причинно-следственных связей внутри объектов, явлений и между ними);

— развитие памяти (перевод в долговременную память базовой информации).

— затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);

— активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приёмов организации образовательной деятельности обучающихся);

— является базовой для принятия решения (то есть требует разработки заданий по практическому использованию информации);

— транслируется другому человеку в процессе вербального общения.

Для профилактики развития клипового мышления на уроках истории и обществознания применимы следующие приёмы.

  1. Методика кандидата физико-математических наук Л. И. Ястребова для развития собственного мышления «Анализируй-Структурируй-Систематизируй-Синтезируй-Анализируй» (АСССА).

Анализировать, а именно, исследовать проблему;

— Структурировать, находить отдельные элементы видимого явления, процесса, ситуации;

— Систематизировать, отслеживать взаимосвязи полученных элементов;

— Синтезировать, пытаться увидеть единую картину во «взаимодействии» найденных элементов;

— Анализировать, оценивать полученный результат.

  1. Проведение параллели с современными художественной литературой, исполнителями или кинематографом: изложение темы на более простом и понятном для ребят языке, а кинематограф и вовсе может визуализировать историческое событие и историческую личность, донося информацию через чувства и переживания зрителей.
  2. Визуальный пересказ: подбор иллюстраций\кадров из фильма.

Ученики определяют:

— что это за момент,

— с каким событием/явлением связано,

— Что было до или после,

— Какие личности представлены.

  1. Ментальные карты (MindMap, карты памяти, интеллект-карты): технология визуализации мышления, при которой зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций.
  2. Визуализируй — импровизируй: импровизация предлагает интенсивную работу воображения. Ученикам предоставляется полная свобода выбора языковых средств реализации выбранной роли. Импровизация довольно проста в подготовке для учителя: все, что необходимо для урока — это список ситуаций. Чем меньше деталей представлено в задании, тем лучше, так как это способствует развитию воображения учащихся.
  3. Светофор: во время опроса на проверку базовых знаний ученики поднимают карточки (красный, зеленый, жёлтый цвета). Красный — не уверен в своём ответе, зелёный- готов ответить, жёлтый –готов дополнить. Преимущества: вы увидите «Зону риска» учеников, которым нужно уделить внимание.
  4. «Тихий» опрос: учитель задаёт всему классу задание, а в это время подходит к отдельному ученику и шёпотом задаёт вопрос. Остальные могут делать задание, направленное на повторение этого же материала, но на более глубоком уровне. Преимущество: есть возможность опросить учеников, которые стесняются или боятся отвечать при всех, задать вопросы, выявляющие проблемную зону отстающих детей.
  5. «Метод парадоксов и противоречий» Чтобы заставить ученика размышлять, а не просто пропускать через себя информацию, нужно предоставить ему два взаимоисключающих утверждения. Отсутствие четко сформулированной конечной мысли, готового вывода от учителя может заставить школьников задуматься и задействовать логику. «Моцарт- гениальный культовый композитор, который, написал несчётное множество музыкальных произведений, умирает в нищете» «Бетховен сочинял грандиозные симфонии, но при этом был глухим!» Как это объяснить?
  6. Творческие задания по заданной теме. Например, на основе сюжета мультфильма о богатом дядюшке Скрудже и его племянниках разобрать тему «Экономика».

Приведённый список может быть дополнен каждым учителем. Главное — соблюдение методики реализации любого приёма организации образовательной деятельности учащихся: постановка учебной задачи (проблемы, вопрос) — деятельность по её выполнению — проверка и анализ результата.

Анализ приведённых приёмов показывает, что все они согласуются с требованиями системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой новых ФГОС. Таким образом, использование учителями разнообразных приёмов организации образовательной деятельности обучающихся, направленных как на освоение предметного содержания, так и метапредметных компетенций, призвано обеспечить эффективность образовательного процесса вне зависимости от господствующего стиля мышления учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): мышление, информация, линейный принцип, образовательная деятельность обучающихся, разнообразный прием организации, современный человек, ученик, учитель.


Ключевые слова

клиповое мышление, дифференциация обучения

Похожие статьи

Развитие творческого мышления через 3D-моделирование

Методические основы деловой игры как формы интерактивного обучения

Логическое мышление младших школьников и его характеристика

В статье авторы описывают пути формирования логического мышления младших школьников.

Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе

Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности

Компетентностный подход и его реализация в различных педагогических системах

Статья посвящена компетентностному подходу в образовании, рассмотрены ключевые компетенции выпускников в различных педагогических системах, рассмотрена их связь с государственным образовательным стандартом.

К проблеме адаптации личности в процессе обучения

Тьюторство в системе образования: опыт России

Статья посвящена истории становления профессии тьютора в системе Российского образования. Рассматривается становление тьюторской деятельности в системе Российского образования. Выявляются характерные особенности и проблемы тьюторства в Российском обр...

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Непрерывное обучение: от теории к практике

Статья посвящена концепции непрерывного обучения, которая приобретает особую актуальность в современном динамичном мире. Рассматриваются истоки и развитие концепции, ключевые характеристики непрерывного обучения, проблемы и перспективы его реализации...

Похожие статьи

Развитие творческого мышления через 3D-моделирование

Методические основы деловой игры как формы интерактивного обучения

Логическое мышление младших школьников и его характеристика

В статье авторы описывают пути формирования логического мышления младших школьников.

Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе

Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности

Компетентностный подход и его реализация в различных педагогических системах

Статья посвящена компетентностному подходу в образовании, рассмотрены ключевые компетенции выпускников в различных педагогических системах, рассмотрена их связь с государственным образовательным стандартом.

К проблеме адаптации личности в процессе обучения

Тьюторство в системе образования: опыт России

Статья посвящена истории становления профессии тьютора в системе Российского образования. Рассматривается становление тьюторской деятельности в системе Российского образования. Выявляются характерные особенности и проблемы тьюторства в Российском обр...

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Непрерывное обучение: от теории к практике

Статья посвящена концепции непрерывного обучения, которая приобретает особую актуальность в современном динамичном мире. Рассматриваются истоки и развитие концепции, ключевые характеристики непрерывного обучения, проблемы и перспективы его реализации...

Задать вопрос