В данной статье рассматриваются: правовой статус земель обороны и безопасности, основные проблемы в области правового регулирования земель обороны и безопасности, а также пути преодоления проблем, указанных в статье.
Ключевые слова: земли обороны и безопасности, правовой статус, проблемы правового регулирования, юриспруденция, земельный участок, земельное право.
В контексте данной статьи будет рассмотрен правовой статус земель обороны и безопасности, а также некоторые проблемы, связанные с правовым регулированием земель обороны и безопасности и надзором за такими землями.
Для того чтобы рассматривать особенности правового режима земель обороны и безопасности, необходимо, прежде всего, выявить определение понятия «земли обороны и безопасности». Легальное определение содержится в Земельном Кодексе Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.07.2021), а именно в статье 93: Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами [2]. Правовой режим земель обороны и безопасности регулируется не только Земельным Кодексом Российской Федерации, но и некоторыми другими нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране», Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Φ3 «О безопасности», а также Законом Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730–1 «О Государственной границе Российской Федерации» и другие.
Стоит отметить, что земельное законодательство, согласно пункту «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [1]. Однако правовое регулирование земель обороны и безопасности должно преимущественно производиться на федеральном уровне, так как земли обороны и безопасности находятся в федеральной собственности [3], согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона «Об обороне». Ранее существовало множество правовых коллизий и пробелов, связанных с правовым управлением землями обороны и безопасности. Данные проблемы были ликвидированы Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», которое закрепило полномочия по правовому регулированию таких земель. Несомненно, это решило определенный ряд проблем и поспособствовало более эффективному управлению. Однако, в связи с этим, образовалась еще одна проблема — надзор за землями обороны и безопасности. Именно поэтому необходимо рассмотреть проблемы, связанные с земельным надзором, так как они связанны тесно с обеспечением национальной безопасности. Органы, уполномоченные осуществлять государственный земельный надзор, являются универсальными в отношении всех категорий земель без всякого исключения, что закреплено в пунктах Положения «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)». Чтобы данный надзор осуществлялся должным образом, должностные лица этих органов обязаны посещать территории земель обороны и безопасности. Однако, здесь существует проблема допуска к таким участкам, так как они защищаются государственной тайной. Это вызывает ряд проблем в должном осуществлении своих полномочий органами надзора. Исходя из этого, имеется необходимость в специальном органе, входящего под ведомство Министерства Обороны Российской Федерации. В науке существует точка зрения, согласно которой полномочия по надзору за землями обороны и безопасности необходимо предоставить органам Военной Прокуратуры, так как данный орган тесно связан с государственной тайной, военной инфраструктурой и т.д.
В рамках целевого назначения земель обороны и безопасности, законодатель конкретизирует предоставление и использование земельных участков из состава данных земель. Основная цель земель обороны и безопасности — обеспечение обороны страны.
Особенности правового режима земель обороны и безопасности обуславливаются целями их использования. Преимущественно, это касается установления права собственности на данные земли.
Основу правового режима земель, помимо требований по их использованию и охране, составляет положение статьи 27 Земельного Кодекса Российской Федерации, в которой закреплено, что практически все земли обороны и безопасности либо изъяты из оборота, либо ограничены в обороте, в зависимости от статуса объектов, расположенных на данных землях.
Согласно данной статье, земли обороны и безопасности законодатель разделяет на изъятые из оборота и ограниченные в обороте.
Те земельные участки, которые не отнесены земельным законодательством к изъятым из оборота, считаются ограниченными в обороте, что непосредственно определяет возможность предоставления данных земельных участков из их состава на иных правах конкретным субъектам для определенных целей.
Правительство Российской Федерации и некоторые специальные федеральные законы конкретизируют порядок использования ограниченных в обороте земель обороны и безопасности.
Для подтверждения данного тезиса, следует обратиться к одному из таких специальных федеральных законов, а именно к Постановлению Правительства РФ от 31.03.2006 № 176 «Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования». Данный нормативно-правовой акт закрепляет условия передачи земель, которые предоставляются для нужд обороны и безопасности, которые временно не используются для указанных нужд.
Обособленные земельные участки обороны и безопасности, которые прошли государственный кадастровый учет, предоставляются только на праве аренды. Важно упомянуть, что земельные участки, изъятые из оборота, за исключением случаев, установленных федеральными законами, не могут передаваться в аренду.
Федеральные органы исполнительной власти, в которых предусматривается военная служба (Министерство обороны России, Министерство внутренних дел России и т. д.) формируют из земель обороны и безопасности, которые временно не используются ими, перечни земельных участков, которые могут быть сданы в аренду или безвозмездное пользование. Данные перечни закрепляют в себе сведения о площади земельных участков, об их местоположении, предполагаемых правах на них и разрешенном использовании земельных участков, включая возможные ограничения использования земельных участков.
Единое положение всех земель обороны и безопасности, на данный момент, вызывает некоторые изменения в области пользования такими землями частными лицами. В пример можно привести то, что с учетом правил передачи отдельных земельных участков из земель, которые были предоставлены для нужд обороны и безопасности, Земельным Кодексом РФ, в безвозмездное пользование юридическим лицам и физическим лицам, для нужд сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного пользования. В настоящее время допускается использование таких земель только в целях охоты. Несомненно, поправки в Земельный Кодекс РФ уполномочили органы местного самоуправления и субъекта РФ принимать меры, необходимые для предоставления земельных участков в целях удовлетворения личных потребностей граждан, развития огородничества и садоводства и т. д. Здесь выявляется следующая проблема: только Министерство Обороны РФ может давать необходимое разрешение на пользования землями обороны и безопасности. Отсюда можно сделать вывод, что необходимый механизм, для реализации такого процесса, в настоящее время отсутствует. Законодателю следует изобрести такой механизм, сделать его легкореализуемым и предоставить соответствующие возможности гражданам.
Виды прав на земельные участки из состава земель обороны и безопасности зависят от целей использования данных земельных участков. Так, в целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических заграждений и сооружений, а так же пограничные знаки, пограничные просеки, коммуникации, пункты пропуска через Государственную границу РФ и другие объекты отводятся в постоянное (бессрочное) пользование. Размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, Нормы отвода земельных полос, определяются законодательством Российской Федерации, прежде всего Законом РФ от 01.04.1993 № 4730–1 «О Государственной границе РФ». Действительно, нормативно-правовым актом устанавливается, что пограничным органам выделяется в бессрочное (постоянное) пользование земельная полоса шириной до 5 км, которая проходит конкретно вдоль Государственной границы РФ на суше, а при надобности — по берегу российской части вод пограничной реки или иного водоема, в соответствии с установленными нормами [7].
Земельные участки, которые находятся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, а так же в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных сил РФ, других войск и формирований, но только в строгом соответствии законодательству Российской Федерации. В Земельном Кодексе закрепляются обстоятельства, в силу которых может производиться изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В контексте данной темы следует разграничивать земли обороны и безопасности от земель, которые в силу определенных обстоятельств используются для проведения военных или каких-либо других учений, связанных с поддержанием обороноспособности страны. Следует обозначить, что изъятие земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов, которые используются для нужд обороны и безопасности, не производится. В данном случае, пользование этими землями происходит в особом порядке, установленным для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.
Подводя итоги, необходимо сказать о том, что земли обороны безопасности обладают некоторыми проблемами в области их правового регулирования, которые выражаются в правовых коллизиях и пробелах нормативно-правовых актах, подзаконных актах. Законодателю необходимо тщательно проработать законодательную базу, четко установить особенности правовых режимов земель обороны и безопасности конкретных видов земель.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // РГ. 1993. 25 дек.
- «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 06.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.12.2021)
- Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об обороне»
- Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 (ред. от 12.12.2017) «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»
- Постановление Правительства РФ от 31.03.2006 N 176 (ред. от 29.07.2020) «Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в безвозмездное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования»
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)" (вместе с «Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)")
- Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 N 4730–1 (последняя редакция)
- Челпанов И.М Научная статья «К вопросу о правовом режиме земель обороны и безопасности»