Декоративная графика как вид современного искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №53 (395) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 03.01.2022

Статья просмотрена: 1640 раз

Библиографическое описание:

Дрилева, Н. И. Декоративная графика как вид современного искусства / Н. И. Дрилева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87413/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье представлена история зарождения декоративной графики и ее отражение в современном искусстве Сибири.

Ключевые слова: декоративная графика, графика, современное искусство, история искусств, искусство Сибири

Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день среди людей всё больше набирают популярность различные виды изобразительного искусства. Особое внимание людей привлекают несложные в исполнении, но в то же время необыкновенные и современные виды творчества. Декоративная графика, как раз, сочетает в себе эти качества. Данный вид изобразительно искусства подробно раскрывает внутренний мир художника и помогает многогранно отобразить идею любого произведения.

Графика — самый старинный вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями [4].

Декоративная графика, при подробном изучении, несёт в себе уникальный багаж информации, который способствует творческому и интеллектуальному развитию. Под декоративностью понимают особое качество художественной формы или форму выражения красоты. Она придаёт произведению особую эмоциональную выразительность, делая акцент на тех, качествах, которые хочет художник.

С древнейших времён человек стремился запечатлеть мир вокруг себя. Первые произведения изобразительного искусства появились на наиболее ранних стадиях формирования человеческого общества. Постепенно, со стен пещер, изображения переходят на стены построек и предметы быта. Таким образом, появляется термин «декоративно-прикладное искусство». Декоративно-прикладное искусство — раздел изобразительного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и художественное назначение [39]. Позднее система образов расширяется, композиционное построение усложняется, а к функциональным назначениям, добавляется такое понятие, как декоративность.

Следующим этапом развития декоративной графики, становится появление книжной иллюстрации. После того как около 1440 в Майнце Иоганн Гутенберг (около 1397–1468) изобрел книгопечатание, книги начали производиться намного быстрее [50]. Появляются первые виды гравюр и мастера, работающие в данной технике. Появляется ксилография, выполняемая на доске продольного распила из нетвердого дерева, где линии нанесенного на поверхность рисунка обрезались с обеих сторон ножом, после чего фон углублялся. Реалистичные изображения не всегда можно было выполнить в такой технике, поэтому они упрощались. Пластичность, эмоциональность и подвижность сохранялась, но изображения становились более декоративными. Помимо линии, штрихов и пятна, в графике начинают появляться точки и другие более сложные текстуры.

В Европе на рубеже XVII–XIX веков, развивалась книжная печатная графика, различные виды гравюр. Были распространены лаконичные иллюстрации художественной литературы.

В русском народном искусстве в это время, также развиваются предпосылки к декоративной графике. Примером тому могут служить лубочные картинки XVII века. Лубочную картинку мастер сначала резал на доске, а потом оттискивал на бумаге [14, с.32]. Характерной чертой данного промысла, являлось то, что композиция состояла из самого изображения и подписей к нему, с множеством декоративных элементов, характерных для народной художественной культуры. Линии на лубочных картинках были ровными и чёткими.

Но, несмотря, на всё вышесказанное термин «графика» ещё не вошёл в обиход человека, в том смысле, в котором мы привыкли понимать его сейчас, а такое понятие, как «декоративная графика» еще не было известно.

Конец ХIX в. становится временем кризиса старых художественных традиций и новых многообразных поисков в искусстве. В графике появляется целый спектр противоречивых традиций. Французский художник А. Тулуз-Лотрек начинает работать в новом для того времени жанре плаката и эстампа. Техника, в которой он работает — это цветная литография. Художник работает с декоративными стилизованными изображениями, придает своим образам особую гротескность и характер, но при этом оставляет их простыми и лаконичными.

Немаловажным аспектом в развитии декоративной графики, становится появление, такого понятия, как «дизайн», которое появилось в середине XIX в. в Европе. Промышленный подъем привел к нарушению неторопливого многовекового ритма в развитии предметно-пространственного окружения человека. Возникли новые предметы, еще не укоренившиеся в культуре. С появлением потребности в проектировании и украшения интерьера и предметов быта в промышленном масштабе, использование декоративных графичных изображений, становится востребованным в сфере дизайна в Европе, но все ещё не получает большого распространения.

ХХв. может быть назван веком графики, как никакой другой. Впервые она, освободившись от прикладных репродуктивных задач, была отделена как полноценный вид искусства [9, с.270]. Именно поэтому выдающийся искусствовед А. А. Сидоров утверждает: — Графика — современнейшее из искусств [29, с.5].

Декоративная графика, в это время, находит свое отражение в плакатном искусстве. Л. С. Антимонов художник-график и педагог даёт ей следующие определение: «Декоративная графика — совокупность элементов графического решения рисунка, не имеющие функциональной нагрузки и которые наносят на поверхность изображаемых предметов для обеспечения эстетичности внешнего вида. Декоративная графика — один из главных видов графики (наравне с монументальной и станковой)» [2, с.23]. Ярким примером на западе являются работы чешского художника А. Мухи. Он занимается разработкой рекламных и театральных афиш. Отличительной особенностью работ А. Мухи становятся пластичные и лёгкие женские образы, а также смелые колористические решения.

В российском искусстве декоративная графика развивается в двух направлениях, как самостоятельный вид искусства и в тесной связи с дизайном.

В первом случаи, популярными остаются различные техники гравирования, а также использование таких материалов, как темпера и тушь. В. А. Серов в 1910 г. создает известную работу «Похищение Европы», которую выполняет темперой на картоне [1, с.416]. Техника и сама манера изображения, не характерны для остального творчества художника и трактована искусствоведами, как «декоративное панно» [1, с.415]. Но, тем не менее, работа больше относится к декоративной графике, она состоит из чётких пластических форм и открытых цветов, которые гармонируют между собой.

В жанре литографии работает русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель И. Я. Билибин. В своих графических работах он использует сложные орнаменты и текстуры. Работы И. Я. Билибина — это в основном иллюстрации русских фольклорных произведений. Для работ, выполненных в цвете, характерен сложный колорит, для черно-белых работ характерна детальная проработка и сочетание сложных элементов и геометрических форм.

Декоративная графика во второй половине ХХ в. в СССР находит своё отражение и в монументальном искусстве, что имеет тесную связь с дизайн-проектированием и декоративно-прикладным искусством. Мотивы, используемые в графических работах художников, переносятся на стены зданий. Образы и приемы, используемые в линогравюре, ксилографии и литографии, переносятся на витраж, в мозаику и монументальную живопись.

Примером тому служат анималистический витраж А. Вороны 1973г. в интерьере магазина «Каштан», роспись стен темперой игрового зала В. Твердохлебова в г. Алма-Ате «К нам едет цирк», мозаика Ю. Андрющенко в пионерском лагере г.Бердянска «Пусть всегда будет солнце» [28, с.22–27].

На сегодняшний день декоративная графика широко применяется в сфере дизайна, и как самостоятельный вид искусства. В конце ХХ в. — начале ХХI в. становится популярным такое понятие, как графический дизайн. Графический дизайн — это процесс визуального общения и решения проблем с использованием типографики, фотографии и иллюстрации. Декоративная графика становится самым удобным и подходящим видом изобразительного искусства в этой области. Она используется в типографике, книжном оформлении, разработке фирменного стиля, в дизайне этикетки и упаковки продукции, разработке визуальных решений для продуктов СМИ, веб-дизайне и создании сайтов [49].

В современном искусстве декоративная графика не менее популярна. Наряду с различными видами гравирования, в своей работе художники, используют современные материалы, такие как маркеры, линеры, акриловые краски, мягкий материал.

Среди современных художников Сибири немалое количество людей работают в данном направлении. Например, барнаульская художница Полина Горбунова, член союза художников России, создаёт декоративные графические работы мягким материалом на бумаге. Вдохновением для ее творчества служат мифологические образы Древней Византии, Норвегии и Горного Алтая. Сочетания простых геометрических форм и многообразия сложных текстур — отличительная особенность всего творчества Полины Горбуновой.

Юрий Гребенщиков, также уроженец Барнаула, заслуживает не меньшего внимания. Художник экспериментирует в различных техниках графики, однако все его произведения, отличает особая декоративность. Работая, со стилизованными и декоративными образами и формами, он придает им почти реалистичную материальность.

Владимир Агеев — молодой художник из Хакасии, работает в жанре ксилографии и эстампа. В отличие от представленных ранее художников, его работы представляют собой целиком сложные орнаментальные композиции. Выполняются такие работы, из изготовленных собственноручно штампов. Образы творчества Владимира Агеева, берут своё начало из культуры и декоративно-прикладного творчества различных народов России.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что декоративная графика — это достаточно молодой вид изобразительного искусства. Данный термин был сформулирован, лишь во второй половине ХХ в. Этот вид изобразительного искусства берет свое начало еще из древнейших времен истории человечества, он постепенно развивался и претерпевал изменения. Декоративная графика, в том смысле, который мы привыкли понимать сегодня, зародилась из различных видов печати и гравирования в эпоху Возрождения. Долгое время она имела неразрывную связь с декоративно-прикладным творчеством и промышленным дизайном, и только с конца прошлого столетия она отделяется и становится самостоятельным видом современного изобразительного искусства.

Литература:

  1. Алленов, М.М., Евангулова, О.С., Плугин, В. А. История русского и советского искусства. — Москва: Высшая школа, 1989.
  2. Антимонов, Л.С., Графика. Линия, штрих, точка. — Витебск.: Издательство Витебского госуниверситета им. П. М. Машерова, 1999.
  3. Бабенко, А.В., Хоружая, Н. В. Основы композиции в изобразительном искусстве: Учебно-методическое пособие. — Томск: Томский государственный университет, 2011.
  4. Герчук, Ю.Я., История графики и искусства книги: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — Москва: Аспент пресс, 2000.
  5. Жегалова, С. К., Русская народная живопись. — Москва: Просвящение, 1984.
  6. Пронина И., Советское монументальное искусство. — Москва: «Советский художник», 1976.
  7. Сидоров А. А., Вступительная статья. — Москва: Феликс, 1918.
  8. Галеон. Мастерская декоративно-прикладного творчества. — Текст: электронный // [сайт]. URL: http://www.baget1.ru/applied-arts/applied-arts.php (дата обращения: 23.12.2021)
  9. Что такое графический дизайн. — Текст: электронный // [сайт]. URL: https://deaction.com/chto-takoe-graficheskij-dizajn/ (дата обращения 29.11.2021)
  10. Artrue. Из истории книжной иллюстрации– Текст: электронный // Artrue. [сайт]. URL: https://artrue.ru/articles/iz-istorii-knizhnoj-illyustracii.html (дата обращения: 29.11.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): декоративная графика, изобразительное искусство, Европа, работа, графический дизайн, декоративно-прикладное искусство, декоративно-прикладное творчество, мягкий материал, современное искусство, тесная связь.


Ключевые слова

современное искусство, графика, история искусств, декоративная графика, искусство Сибири

Похожие статьи

Технология выполнения графического пейзажа

В статье раскрывается история развития графического пейзажа как жанра в зарубежном и отечественном изобразительном искусстве, этапы выполнения авторской творческой работы в технике графики.

Фресковая живопись, её развитие и актуальность начиная с античности и заканчивая современным миром

В статье авторы рассказывают о виде живописи «фреска» и показывают её актуальность в современном мире.

Живопись как один из видов изобразительного искусства

В статье рассматриваются различные аспекты живописи: ее роль, история появления, виды и жанры, а также значение в жизни человека.

Формирование экологической культуры школьников: из опыта работы учителя изобразительного искусства

В статье авторы рассматривают приемы формирования экологической культуры на уроках изобразительного искусства.

Виды современного искусства в живописи

Целью данной работы является определение роли современного изобразительного искусства в обществе и изучение текущих тенденций в развитии современного искусства для выявления основных направлений и черт.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

В статье автор исследует ключевые аспекты влияния изобразительной деятельности на детей дошкольного возраста.

Развитие пейзажной живописи в мировой художественной культуре

В представленной статье обозреваются композиционные особенности пейзажной картины, анализируются исторические аспекты пейзажа и рассматривается пейзаж как уникальная форма представления действительности и выражения мыслей и эмоций художника.

Художники-анималисты: западноевропейская и китайская традиции

В статье проводится анализ творчества западноевропейских и китайских художников-анималистов.

Искусство русского авангарда: рекламный плакат

В статье рассматривается влияние искусства советского авангарда на плакатную рекламу, освещается деятельность художников, связанных с данным направлением.

Использование аудиогида при изучении темы «Традиционная одежда народов Севера»

В статье представлены этапы создания аудиогида «Традиционная одежда народов Севера». Подчеркиваются эффекты использования аудиогида при работе с обучающимися системы среднего профессионального образования.

Похожие статьи

Технология выполнения графического пейзажа

В статье раскрывается история развития графического пейзажа как жанра в зарубежном и отечественном изобразительном искусстве, этапы выполнения авторской творческой работы в технике графики.

Фресковая живопись, её развитие и актуальность начиная с античности и заканчивая современным миром

В статье авторы рассказывают о виде живописи «фреска» и показывают её актуальность в современном мире.

Живопись как один из видов изобразительного искусства

В статье рассматриваются различные аспекты живописи: ее роль, история появления, виды и жанры, а также значение в жизни человека.

Формирование экологической культуры школьников: из опыта работы учителя изобразительного искусства

В статье авторы рассматривают приемы формирования экологической культуры на уроках изобразительного искусства.

Виды современного искусства в живописи

Целью данной работы является определение роли современного изобразительного искусства в обществе и изучение текущих тенденций в развитии современного искусства для выявления основных направлений и черт.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

В статье автор исследует ключевые аспекты влияния изобразительной деятельности на детей дошкольного возраста.

Развитие пейзажной живописи в мировой художественной культуре

В представленной статье обозреваются композиционные особенности пейзажной картины, анализируются исторические аспекты пейзажа и рассматривается пейзаж как уникальная форма представления действительности и выражения мыслей и эмоций художника.

Художники-анималисты: западноевропейская и китайская традиции

В статье проводится анализ творчества западноевропейских и китайских художников-анималистов.

Искусство русского авангарда: рекламный плакат

В статье рассматривается влияние искусства советского авангарда на плакатную рекламу, освещается деятельность художников, связанных с данным направлением.

Использование аудиогида при изучении темы «Традиционная одежда народов Севера»

В статье представлены этапы создания аудиогида «Традиционная одежда народов Севера». Подчеркиваются эффекты использования аудиогида при работе с обучающимися системы среднего профессионального образования.

Задать вопрос