В данной статье рассматриваются педагогические условия развития студенческого самоуправления и их классификация в целях совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования.
Ключевые слова: студенческое самоуправление, образовательная организация, воспитательная работа, педагогические условия, самоуправление.
В настоящее время в соответствии со статьей 26 (п. 6) Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях высшего образования ведут свою деятельность органы студенческого самоуправления — студенческие советы, в целях учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организации [8]. Для их стабильного и эффективного существования необходимо выявить какие педагогические условия обеспечивают работу органов студенческого самоуправления образовательных организациях высшего образования.
Актуальность этой проблемы обоснована тем, что в нынешних условиях реформирования системы высшего образования в России, внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) возникает потребность в повышении эффективности работы студенческого самоуправления и степени вовлеченности обучающихся в процесс управления образовательной организацией высшего образования.
Сам термин «студенческое самоуправление» в России был официально определен только в 1991 году, с принятием закона «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (в настоящее время утратил силу) [5], но независимо от существования термина, деятельность студентов по защите своих прав развивалась в Российской империи еще с XVIII века одновременно с возникновением университетов [3, 6]. В XIX и XX вв. статус университетов менялся в зависимости от проводимой внутренней государственной политики. После революции 1917 года советское правительство приняло ряд действий для создания студенческих коллективов, поддерживающих партийную идеологию, в том числе и обеспечивающих участие студенческого сообщества в руководстве учебным заведением [3,6]. Функцию органа студенческого самоуправления взяла на себя комсомольская организация (ВЛКСМ), которая в учебных заведениях была представлена «вузкомом» — вузовским комитетом ВЛКСМ, но их аудиторией были студенты-комсомольцы, поэтому эта форма организации не может считаться полноценным студенческим самоуправлением.
Развитие студенческого самоуправления в постсоветский период также тесно связано с государственной политикой. После политического кризиса 1991 года в России был выпущен закон РФ «Об образовании», в котором законодательно определили, что в вузах появляется возможность создания органов студенческого самоуправления [4]. А впоследствии, в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», добавлено положение о необходимости учета мнения советов обучающихся при принятии решений по управлению образовательной организацией, затрагивающих их права [8].
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что форма, методы, организационная структура, порядок деятельности органов студенческого самоуправления и само их существование напрямую зависит от государственной политики. Но, несмотря на это, необходимо соблюдение педагогических условий работы студенческого самоуправления в образовательной организации высшего образования. Предлагается их рассмотреть более подробно.
В данной статье выбран метод классификации педагогических условий, предложенный в исследовании кандидата педагогических наук Буряковой О.А [1]. Эта классификация обосновывает зависимость эффективности развития студенческого самоуправления от качества реализации совокупности педагогических условий. Согласно исследованию, выявлена следующая система классификации педагогических условий развития студенческого самоуправления — это:
– общие педагогические условия;
– условия, непосредственно влияющие на развитие студенческого самоуправления;
– условия, опосредованно влияющие на развитие студенческого самоуправления.
Под педагогическими условиями в данном контексте понимается «комплекс мер по созданию воспитательного развивающего пространства, способствующего развитию системы студенческого самоуправления вуза в соответствии с целью воспитательной работы учебного заведения» [1]. Дополняя определение, необходимо отметить, что развитие студенческого самоуправления зависит не только от обучающихся, но и от организаторов воспитательной работы образовательной организации высшего образования, то есть складывается субъект-субъектный тип их отношений. Две стороны являются полноправными участниками этого процесса. Реализация субъект-субъектного подхода к организации этой работы является педагогическим условием, непосредственно влияющим на развитие студенческих объединений в целом, и самоуправления в частности. Это создает благоприятную среду для их эффективного взаимодействия [1,2,9].
Продолжая рассматривать педагогические условия, непосредственно влияющие на развитие студенческого самоуправления, можно выделить социальное партнерство как с руководством образовательной организации, так и с органами власти, общественными организациями и молодежными движениями. Выстраивание партнерских отношений, основанное на взаимовыгодном сотрудничестве, открывает возможности влияния и вовлеченность в государственную молодежную политику, способствует социализации обучающихся, формирует управленческие навыки, личностные и морально-деловые качества, востребованные в настоящее время. Успешность развития студенческого самоуправления в образовательной организации повышает уровень вовлеченности обучающихся в его деятельность [1,10].
Опосредованно влияют на развитие студенческого самоуправления следующие педагогические условия: творческий потенциал обучающихся, уровень организации студенческого коллектива (он может изменяться с течением времени, в зависимости от личностных и профессиональных качеств лидера или активной инициативной группы органа студенческого самоуправления), утвержденная концепция воспитательной работы образовательной организации (деятельность осуществляется согласно целям этой концепции, но предусматривается самостоятельность и независимость обучающихся в принятии решений относительно собственного развития) [1,7].
Педагогические условия взаимосвязаны друг с другом, одно дополняет другое и в целом формируется позитивная воспитательная среда, в которой могут эффективно развиваться все участники этого процесса. Выделяется общее педагогическое условие — теоретическая и практическая подготовка обучающихся к самоуправлению [1]. Значимость этой подготовки заключается в том, что эффективность развития студенческого самоуправления напрямую зависит от практических результатов их деятельности и от того, насколько грамотно будет выбраны формы и методы работы. Важно, чтобы эта работа была направлена на всех обучающихся образовательной организации, а не только на инициативных студентов, которые уже вовлечены в деятельность студенческих объединений и молодежных движений [7,10].
В настоящее время эти педагогические условия все так же актуальны, поскольку глобальные цели студенческого самоуправления не изменились — это защита прав и учет мнения обучающихся при принятии решений, связанных с управлением образовательной организацией. Формы, методы, структура организации претерпевали незначительные изменения, в зависимости от задач их деятельности в конкретный период. Молодежь активно включается и во внеучебную часть студенческой жизни, реализует общественно-значимые инициативы при поддержке органов студенческого самоуправления, участвует в волонтерской деятельности. Участие обучающихся в управлении образовательной организацией, а также оценке качества образования осуществляется через органы студенческого самоуправления.
При существующем разнообразии форм внеучебной работы существует потребность во внедрении существующего опыта, трансформированного под нынешнюю реальность. С развитием цифровых технологий, в том числе переходом на дистанционную форму обучения в связи пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19, студенческое самоуправление продолжило свою работу через системы видеоконференцсвязи, обеспечивая плавное преобразование методов организации своей деятельности и поддержку существующих традиций.
В заключении хотелось бы сказать, что в данной статье была предпринята попытка актуализации и обобщения педагогических условий развития и стабильной работы органов студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования по классификации, предложенной Буряковой О. А., с учетом изменений, произошедших в обществе в настоящее время. На основании исследования выявлены педагогические условия развития студенческого самоуправления, проанализировано их влияние в нынешних реалиях. Педагогическими условиями являются теоретическая и практическая подготовка к самоуправлению, создание субъект-субъектных отношений между органом студенческого самоуправления и руководством образовательной организации, социальное партнерство, воспитательная система, творческий потенциал участников, уровень организации студенческого коллектива. Для повышения эффективности работы органов студенческого самоуправления необходимо обеспечение реализации совокупности выявленных педагогических условий.
Литература:
- Бурякова О. А. Педагогические условия развития студенческого самоуправления // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2008. — № 74–2. — С. 61–64.
- Бурякова О. А. Роль студенческого самоуправления как игровой технологии воспитания в становлении личности будущего специалиста // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — 2006. — № 4(19). — С. 346–348.
- Гостев А. Н. Система Российских традиций в студенческом самоуправлении // Системная психология и социология. — 2013. — № 7. — С. 116–123.
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании» // СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/
- Закон СССР от 16.04.1991 № 2114-I «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» // СПС КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/
- Иванова Е. Е., Зеленова Д. А. Исторический аспект развития студенческого самоуправления в России // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 57–9. — С. 153–159.
- Макеева Е. А., Кондрашова К. Э., Литвинова М. А. Студенческое самоуправление как особая форма общественной деятельности студентов // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С. 1238–1241.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/
- Филимонюк Л. А., Ткаченко В. В. Педагогические условия развития студенческого самоуправления // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 53–11. — С. 166–173.
- Шарыпин А. В. Педагогические условия развития студенческого самоуправления в вузе // Вестник ТГПУ. — 2009. — № 11. — С. 48–53.